Пестициды ограниченного использования
Подборка наиболее важных документов по запросу Пестициды ограниченного использования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое обеспечение безопасности сельскохозяйственной продукции
(Ельникова Е.В.)
("Современный юрист", 2022, N 3)Статья 3 Закона N 109-ФЗ содержит норму, запрещающую оборот пестицидов и агрохимикатов, отсутствующих в Государственном каталоге. До 1 марта 2022 года сохранялось правило о необходимости наличия специального разрешения в отношении оборота пестицидов ограниченного использования (ст. 3 Закона N 109-ФЗ). Следует констатировать, что за весь период действия этого Закона указанная категория, обозначаемая нечеткими размытыми формулировками, так и не обрела правовой определенности. В Государственном каталоге в отношении каждого регистранта указывается класс опасности препарата для человека (1 - 4) и класс опасности для пчел в полевых условиях (три класса опасности, 1 - высокоопасные, 2 - среднеопасные и 3 - малоопасные). При этом непонятно, вещества каких классов опасности охватываются понятием "пестициды ограниченного использования". Также неясно, о каком специальном разрешении идет речь в данном Законе, в частности, какой орган и в каком порядке может выдавать такое разрешение, круг субъектов, срок действия. Вместо того чтобы сформировать четкое содержательное наполнение категории "пестициды ограниченного использования", законодатель пошел по более простому пути, полностью исключив ее из Закона с 1 марта 2021 года.
(Ельникова Е.В.)
("Современный юрист", 2022, N 3)Статья 3 Закона N 109-ФЗ содержит норму, запрещающую оборот пестицидов и агрохимикатов, отсутствующих в Государственном каталоге. До 1 марта 2022 года сохранялось правило о необходимости наличия специального разрешения в отношении оборота пестицидов ограниченного использования (ст. 3 Закона N 109-ФЗ). Следует констатировать, что за весь период действия этого Закона указанная категория, обозначаемая нечеткими размытыми формулировками, так и не обрела правовой определенности. В Государственном каталоге в отношении каждого регистранта указывается класс опасности препарата для человека (1 - 4) и класс опасности для пчел в полевых условиях (три класса опасности, 1 - высокоопасные, 2 - среднеопасные и 3 - малоопасные). При этом непонятно, вещества каких классов опасности охватываются понятием "пестициды ограниченного использования". Также неясно, о каком специальном разрешении идет речь в данном Законе, в частности, какой орган и в каком порядке может выдавать такое разрешение, круг субъектов, срок действия. Вместо того чтобы сформировать четкое содержательное наполнение категории "пестициды ограниченного использования", законодатель пошел по более простому пути, полностью исключив ее из Закона с 1 марта 2021 года.
Статья: Некоторые сравнительно-правовые аспекты обеспечения безопасности использования пестицидов в сельском хозяйстве России, США, Германии и Польши
(Ибрагимов К.Х.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Вместе с тем следует отметить, что и в Германии, если исходить из результатов социологического опроса, проведенного учеными Мюнхенского и Ахенского университетов, ситуация с захимиченным сельскохозяйственным продовольствием далеко не безупречна: здесь немецкие покупатели также находятся в большом неведении относительно качества потребляемой ими, например, плодоовощной продукции. Так, профессор К. Дрессел с коллегами по результатам своего опроса немецких покупателей пришли к выводам: а) тема пестицидов, применяемых в растениеводстве, мало актуальна для потребителей в повседневной жизни; б) в вопросе контроля качества продовольствия на ответственные учреждения возлагаются большие надежды, но пространство для маневра ограничено: ...активного спроса на информацию со стороны ответственных учреждений нет; в) большинство видят выход в мытье фруктов и овощей свои собственные возможности контроля их качества; г) информация от ассоциаций потребителей является наиболее достоверной; д) население не имеет достаточных знаний о пестицидах; е) население предполагает, что существуют нормативные недостатки: с точки зрения частоты контроля пищевых продуктов, мониторинга использования пестицидов и эффективности реализации законодательных положений; ж) три четверти покупателей считают пестициды ненужными для производства продуктов питания; з) некоторые потребители, похоже, не воспринимают использование пестицидов в собственном саду как таковое; и) при покупке свежих фруктов и овощей основное внимание уделяется свежести (48%) и внешнему виду (39%); к) дети в семье влияют на покупательское поведение в пользу продуктов питания, произведенных органически; л) четверть населения перестала покупать определенные продукты питания, по крайней мере временно, из-за информации о пестицидах; м) почти половина граждан говорят, что выращивают фрукты или овощи в собственном саду; н) большинство не доверяет государственному контролю и поэтому не отдает предпочтения продуктам питания, произведенным традиционным способом (64%) и т.д. <11>
(Ибрагимов К.Х.)
("Безопасность бизнеса", 2024, N 2)Вместе с тем следует отметить, что и в Германии, если исходить из результатов социологического опроса, проведенного учеными Мюнхенского и Ахенского университетов, ситуация с захимиченным сельскохозяйственным продовольствием далеко не безупречна: здесь немецкие покупатели также находятся в большом неведении относительно качества потребляемой ими, например, плодоовощной продукции. Так, профессор К. Дрессел с коллегами по результатам своего опроса немецких покупателей пришли к выводам: а) тема пестицидов, применяемых в растениеводстве, мало актуальна для потребителей в повседневной жизни; б) в вопросе контроля качества продовольствия на ответственные учреждения возлагаются большие надежды, но пространство для маневра ограничено: ...активного спроса на информацию со стороны ответственных учреждений нет; в) большинство видят выход в мытье фруктов и овощей свои собственные возможности контроля их качества; г) информация от ассоциаций потребителей является наиболее достоверной; д) население не имеет достаточных знаний о пестицидах; е) население предполагает, что существуют нормативные недостатки: с точки зрения частоты контроля пищевых продуктов, мониторинга использования пестицидов и эффективности реализации законодательных положений; ж) три четверти покупателей считают пестициды ненужными для производства продуктов питания; з) некоторые потребители, похоже, не воспринимают использование пестицидов в собственном саду как таковое; и) при покупке свежих фруктов и овощей основное внимание уделяется свежести (48%) и внешнему виду (39%); к) дети в семье влияют на покупательское поведение в пользу продуктов питания, произведенных органически; л) четверть населения перестала покупать определенные продукты питания, по крайней мере временно, из-за информации о пестицидах; м) почти половина граждан говорят, что выращивают фрукты или овощи в собственном саду; н) большинство не доверяет государственному контролю и поэтому не отдает предпочтения продуктам питания, произведенным традиционным способом (64%) и т.д. <11>
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2025 N 23-П
"По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" в связи с запросом Правительства Иркутской области"5.1. Статьей 6 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" запрещены или ограничены виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему Байкала. В их числе названы химическое загрязнение Байкала или его части, его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами загрязняющих веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления; физическое изменение состояния Байкала или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в Байкал); биологическое загрязнение Байкала, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе Байкала, в Байкале и водных объектах, имеющих с ним постоянную или временную связь. На Байкальской природной территории также запрещены строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы их проектной документации. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утверждается Правительством Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 1 Постановления Совета Министров РСФСР "О создании Прибайкальского национального парка в Иркутской области" в связи с запросом Правительства Иркутской области"5.1. Статьей 6 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" запрещены или ограничены виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему Байкала. В их числе названы химическое загрязнение Байкала или его части, его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами загрязняющих веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления; физическое изменение состояния Байкала или его части (изменение температурных режимов воды, колебание показателей уровня воды за пределами допустимых значений, изменение стоков в Байкал); биологическое загрязнение Байкала, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных биологических объектов, не свойственных экологической системе Байкала, в Байкале и водных объектах, имеющих с ним постоянную или временную связь. На Байкальской природной территории также запрещены строительство новых хозяйственных объектов, реконструкция действующих хозяйственных объектов без положительного заключения государственной экологической экспертизы их проектной документации. Перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории, утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановление Правительства РФ от 12.09.2015 N 972
(ред. от 27.12.2024)
"Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации"на размещение отходов производства и потребления, устройство складов и захоронений ядохимикатов.
(ред. от 27.12.2024)
"Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации"на размещение отходов производства и потребления, устройство складов и захоронений ядохимикатов.
Статья: Современный международно-правовой дискурс в отношении использования свинца
(Норбоева Т.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)- Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле 1998 г. В настоящее время тетраэтилсвинец и тетраметилсвинец включены в перечень веществ, в отношении которых действует процедура предварительного обоснованного согласия в рамках Роттердамской конвенции. Несмотря на то что Роттердамская конвенция не устанавливает количественных ограничений в сфере использования свинца и его соединений, требование о получении согласия на импорт этого вещества выступает в качестве определенного барьера в обращении со свинцом.
(Норбоева Т.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)- Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле 1998 г. В настоящее время тетраэтилсвинец и тетраметилсвинец включены в перечень веществ, в отношении которых действует процедура предварительного обоснованного согласия в рамках Роттердамской конвенции. Несмотря на то что Роттердамская конвенция не устанавливает количественных ограничений в сфере использования свинца и его соединений, требование о получении согласия на импорт этого вещества выступает в качестве определенного барьера в обращении со свинцом.
Статья: Продление патента на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду и агрохимикату: статистика и результаты анкетирования
(Журавлев А.Л., Лысков Н.Б., Беззаботнова Т.А., Алисова Н.В.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)4. Правообладателей также устраивает срок - 6 месяцев, установленный для подачи заявления о продлении срока действия исключительного права на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду, агрохимикату.
(Журавлев А.Л., Лысков Н.Б., Беззаботнова Т.А., Алисова Н.В.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 1)4. Правообладателей также устраивает срок - 6 месяцев, установленный для подачи заявления о продлении срока действия исключительного права на изобретение, относящееся к лекарственному средству, пестициду, агрохимикату.
Вопрос: Организация ввозит из Китая в Россию агрохимикаты (код 3105 20 900 0 ТН ВЭД ЕАЭС). Цель ввоза - выпуск для внутреннего потребления. Какие виды государственного контроля будут применяться на границе с целью соблюдения запретов и ограничений?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: При ввозе агрохимикатов в Россию с целью соблюдения запретов и ограничений на границе осуществляются санитарно-эпидемиологический контроль и государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: При ввозе агрохимикатов в Россию с целью соблюдения запретов и ограничений на границе осуществляются санитарно-эпидемиологический контроль и государственный контроль (надзор) в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Статья: Тенденции развития законодательства об отраслях сельского хозяйства
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)В России Закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами был принят одним из первых среди законодательных актов нового государства. Им, в частности, введены обязательность государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов и запрет оборота пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Соответственно, принятый через четыре года Федеральный закон был ограничен сферой регулирования карантина растений <9> без регламентации правил оборота и использования средств защиты растений.
(Минина Е.Л.)
("Журнал российского права", 2023, N 10)В России Закон о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами был принят одним из первых среди законодательных актов нового государства. Им, в частности, введены обязательность государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов и запрет оборота пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации. Соответственно, принятый через четыре года Федеральный закон был ограничен сферой регулирования карантина растений <9> без регламентации правил оборота и использования средств защиты растений.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов, станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;
Статья: Публичный договор: сфера действия
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)<116> Предметом розничной купли-продажи могут быть самые разные товары. Так, в Правилах продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463, отдельно регулируются особенности реализации продовольственных товаров, технически сложных товаров бытового потребления, автомобилей, мототехники, прицепов, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, животных и растений, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, строительных материалов и изделий, тканей, одежды, меховых товаров, обуви, непериодических изданий, мебели, парфюмерно-косметических товаров, бытовой химии, пестицидов и агрохимикатов, жидкого моторного топлива, продаваемого на автозаправочных станциях и т.д. Все указанные товары продавец, торгующий в розницу, обязан отчуждать покупателю на основании ст. 426 ГК РФ.
(Громов А.А.)
("Вестник гражданского права", 2023, NN 4, 5)<116> Предметом розничной купли-продажи могут быть самые разные товары. Так, в Правилах продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утв. Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2463, отдельно регулируются особенности реализации продовольственных товаров, технически сложных товаров бытового потребления, автомобилей, мототехники, прицепов, ювелирных и других изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, животных и растений, экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм, программ для электронных вычислительных машин и баз данных, строительных материалов и изделий, тканей, одежды, меховых товаров, обуви, непериодических изданий, мебели, парфюмерно-косметических товаров, бытовой химии, пестицидов и агрохимикатов, жидкого моторного топлива, продаваемого на автозаправочных станциях и т.д. Все указанные товары продавец, торгующий в розницу, обязан отчуждать покупателю на основании ст. 426 ГК РФ.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов Севера в региональных нормативных правовых актах, как правило, закрепляются требования, направленные на охрану водных объектов от загрязнения и иного негативного воздействия, а также на возмещение убытков, причиненных коренным народам Севера в результате причинения вреда их исконной среде обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами при использовании водных объектов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)В целях обеспечения защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных народов Севера в региональных нормативных правовых актах, как правило, закрепляются требования, направленные на охрану водных объектов от загрязнения и иного негативного воздействия, а также на возмещение убытков, причиненных коренным народам Севера в результате причинения вреда их исконной среде обитания хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами при использовании водных объектов.