Перевозка пассажиров стоя
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевозка пассажиров стоя (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Обязательное страхование автогражданской ответственности (ОСАГО): Страховщик хочет взыскать со Страхователя неоплаченную страховую премию по договору ОСАГО
(КонсультантПлюс, 2025)заявление Страхователя о заключении договора ОСАГО, в котором в графе "Цель использования ТС" не стоит отметка о намерении использовать ТС в целях регулярных перевозок пассажиров и багажа (в качестве такси) >>>
(КонсультантПлюс, 2025)заявление Страхователя о заключении договора ОСАГО, в котором в графе "Цель использования ТС" не стоит отметка о намерении использовать ТС в целях регулярных перевозок пассажиров и багажа (в качестве такси) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: К вопросу о системе договоров перевозок пассажиров и багажа легковыми такси
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2023, N 2)Представляется, что третий вариант в отношении договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси отбрасывать не стоит. Пользование пассажирами, фрахтователями и грузоотправителями транспортным средством происходит, например, при оказании услуг перевозки. Оттого что такая услуга включает в себя элементы аренды, хранения и подряда, нет необходимости применять к складывающимся отношениям одноименные договоры. На наш взгляд, отсутствуют весомые аргументы против признания данного договора разновидностью договора возмездного оказания услуг. В частности, нигде не отражена обязанность по содержанию передаваемого имущества в надлежащем состоянии. Нет определенности и в том, вправе ли заменять исполнитель в течение срока договора одно транспортное средство другим. Кроме того, можно указать на некоторые отличия, проявляющиеся при сравнении договора аренды транспортных средств без экипажа и договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Они проявляются в том, что по договору аренды транспортных средств с экипажем обязанность по техническому обслуживанию и содержанию лежит на лице, которое получило, а не предоставило транспортное средство в пользование. Круг существенных условий в сравниваемых договорах также различается.
(Тощенко В.В.)
("Транспортное право", 2023, N 2)Представляется, что третий вариант в отношении договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси отбрасывать не стоит. Пользование пассажирами, фрахтователями и грузоотправителями транспортным средством происходит, например, при оказании услуг перевозки. Оттого что такая услуга включает в себя элементы аренды, хранения и подряда, нет необходимости применять к складывающимся отношениям одноименные договоры. На наш взгляд, отсутствуют весомые аргументы против признания данного договора разновидностью договора возмездного оказания услуг. В частности, нигде не отражена обязанность по содержанию передаваемого имущества в надлежащем состоянии. Нет определенности и в том, вправе ли заменять исполнитель в течение срока договора одно транспортное средство другим. Кроме того, можно указать на некоторые отличия, проявляющиеся при сравнении договора аренды транспортных средств без экипажа и договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковыми такси. Они проявляются в том, что по договору аренды транспортных средств с экипажем обязанность по техническому обслуживанию и содержанию лежит на лице, которое получило, а не предоставило транспортное средство в пользование. Круг существенных условий в сравниваемых договорах также различается.
Статья: Проблемы классификации и наименования договоров, связанных с морскими перевозками
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Предлагая такую систему, стоит упомянуть также еще один договор - это договор перевозки пассажиров. Его включение может показаться спорным, однако данный договор, исходя из его определения, относится к перевозкам в линейном сообщении. Несмотря на свой специфический предмет, он также связан с перевозкой груза, в роли которого выступает багаж пассажира (при этом в роли багажа может выступать любой предмет, в том числе и автомобиль).
(Кляндин А.Ф.)
("Транспортное право", 2024, N 1)Предлагая такую систему, стоит упомянуть также еще один договор - это договор перевозки пассажиров. Его включение может показаться спорным, однако данный договор, исходя из его определения, относится к перевозкам в линейном сообщении. Несмотря на свой специфический предмет, он также связан с перевозкой груза, в роли которого выступает багаж пассажира (при этом в роли багажа может выступать любой предмет, в том числе и автомобиль).
Нормативные акты
Распоряжение Минтранса России от 31.01.2017 N НА-19-р
(ред. от 08.10.2024)
"Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"Рекомендуемая фактическая наполненность транспортного средства, используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, составляет не более трех человек на 1 кв. м свободной площади пола салона транспортного средства, предусмотренной для размещения стоящих пассажиров. Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок рекомендуется осуществлять только с использованием сидячих мест.
(ред. от 08.10.2024)
"Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом"Рекомендуемая фактическая наполненность транспортного средства, используемого для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок, составляет не более трех человек на 1 кв. м свободной площади пола салона транспортного средства, предусмотренной для размещения стоящих пассажиров. Перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок рекомендуется осуществлять только с использованием сидячих мест.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)Стоит отметить, что до конца 2024 года было продлено действие подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ (Федеральный закон от 06.04.2015 N 83-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ). Реализация услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа до 01.01.2025 облагается по ставке 10%. Исключение составляют услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа в Республику Крым, Севастополь, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ, которые облагаются по ставке 0%. Также по ставке 0% до конца 2024 года облагаются услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, пункт назначения пассажиров и багажа, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки в случае их наличия расположены вне территории Московской области и территории города федерального значения Москвы.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 2)Стоит отметить, что до конца 2024 года было продлено действие подп. 6 п. 2 ст. 164 НК РФ (Федеральный закон от 06.04.2015 N 83-ФЗ в редакции Федерального закона от 21.11.2022 N 443-ФЗ). Реализация услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа до 01.01.2025 облагается по ставке 10%. Исключение составляют услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа в Республику Крым, Севастополь, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ, которые облагаются по ставке 0%. Также по ставке 0% до конца 2024 года облагаются услуги по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления, пункт назначения пассажиров и багажа, а также все промежуточные пункты маршрута перевозки в случае их наличия расположены вне территории Московской области и территории города федерального значения Москвы.
Статья: Классификация договоров как основа совершенствования гражданско-правового регулирования пассажирских перевозок
(Микрюкова Г.А.)
("Право и экономика", 2023, N 10)Следует обратить внимание на то, что нередко в нормативных актах, регулирующих ближние перевозки, ручная кладь, т.е. вещи, которые пассажир во время поездки держит при себе, не сдавая их перевозчику, именуются багажом <8>. Такому некорректному обращению с юридическими терминами, за каждым из которых стоит особый правовой режим перевозки вещей, не должно быть места в специальных источниках транспортных правил. Отмеченная терминологическая путаница объясняется распространенным обыденным различением ручной клади и багажа исключительно тем, что ручная кладь перевозится бесплатно, а за багаж необходимо платить. В действительности сущностным критерием разграничения перевозки вещей пассажира выступает их вверение перевозчику под его ответственность за несохранность (багаж) или отсутствие такового (ручная кладь). Что же касается признака безвозмездности перевозки ручной клади, то необходимо учитывать его условность: перевозка ручной клади, превышающей установленные вес и размеры, на всех видах транспорта и по всем видам договоров подлежит оплате. Так, многие авиаперевозчики уже располагают технологической возможностью принимать оплату за сверхнормативную ручную кладь непосредственно при посадке на рейс, чтобы не отказывать пассажиру в этот момент, когда он заведомо не успеет оформить перевозку вещей в обычном предпосадочном порядке и опоздает к вылету <9>. В то же время вещи, сданные перевозчику как багаж, могут быть доставлены в пункт назначения без взимания платы, дополнительной к оплате перевозки пассажира.
(Микрюкова Г.А.)
("Право и экономика", 2023, N 10)Следует обратить внимание на то, что нередко в нормативных актах, регулирующих ближние перевозки, ручная кладь, т.е. вещи, которые пассажир во время поездки держит при себе, не сдавая их перевозчику, именуются багажом <8>. Такому некорректному обращению с юридическими терминами, за каждым из которых стоит особый правовой режим перевозки вещей, не должно быть места в специальных источниках транспортных правил. Отмеченная терминологическая путаница объясняется распространенным обыденным различением ручной клади и багажа исключительно тем, что ручная кладь перевозится бесплатно, а за багаж необходимо платить. В действительности сущностным критерием разграничения перевозки вещей пассажира выступает их вверение перевозчику под его ответственность за несохранность (багаж) или отсутствие такового (ручная кладь). Что же касается признака безвозмездности перевозки ручной клади, то необходимо учитывать его условность: перевозка ручной клади, превышающей установленные вес и размеры, на всех видах транспорта и по всем видам договоров подлежит оплате. Так, многие авиаперевозчики уже располагают технологической возможностью принимать оплату за сверхнормативную ручную кладь непосредственно при посадке на рейс, чтобы не отказывать пассажиру в этот момент, когда он заведомо не успеет оформить перевозку вещей в обычном предпосадочном порядке и опоздает к вылету <9>. В то же время вещи, сданные перевозчику как багаж, могут быть доставлены в пункт назначения без взимания платы, дополнительной к оплате перевозки пассажира.
Вопрос: Как оформить на работу гражданина Республики Беларусь и каков порядок заполнения его трудовой книжки?
(Консультация эксперта, 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Например, указанная справка или иной документ с такими же сведениями по определенным преступлениям, выданные компетентным органом Республики Беларусь, с приложением перевода на русский язык требуются при поступлении на работу, непосредственно связанную с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа (ч. 4 ст. 328.1 ТК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию. Например, указанная справка или иной документ с такими же сведениями по определенным преступлениям, выданные компетентным органом Республики Беларусь, с приложением перевода на русский язык требуются при поступлении на работу, непосредственно связанную с управлением легковыми такси, автобусами, трамваями, троллейбусами и подвижным составом внеуличного транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа (ч. 4 ст. 328.1 ТК РФ).
Статья: Судебная практика о признании недействительными результатов открытого конкурса на право получения свидетельства на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом
(Голофаст А.В.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Суды отклонили довод о том, что конкурс проводится в отношении муниципальных маршрутов городского и пригородного видов сообщения, поэтому необходимо наличие лицензии в соответствии с требованиями законодательства о лицензировании с указанием вида деятельности: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении отклоняются, поскольку в силу п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Поскольку у общества имелась лицензия на осуществление перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, оно вправе ее представить. Конкурсная документация не содержала условия о том, что лицензия должна содержать такой вид деятельности, как регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, в связи с чем такое требование комиссии является недопустимым.
(Голофаст А.В.)
("Транспортное право", 2021, N 4)Суды отклонили довод о том, что конкурс проводится в отношении муниципальных маршрутов городского и пригородного видов сообщения, поэтому необходимо наличие лицензии в соответствии с требованиями законодательства о лицензировании с указанием вида деятельности: регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении отклоняются, поскольку в силу п. 24 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек. Поскольку у общества имелась лицензия на осуществление перевозок автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, оно вправе ее представить. Конкурсная документация не содержала условия о том, что лицензия должна содержать такой вид деятельности, как регулярные перевозки пассажиров в городском и пригородном сообщении, в связи с чем такое требование комиссии является недопустимым.
Статья: Ответственность - багаж, нести который отказываются даже грузчики
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)В целом компании берут на себя ответственность за утрату и порчу багажа, но для этого пассажиру стоит учесть следующее:
(Новикова Т.)
("Жилищное право", 2023, N 7)В целом компании берут на себя ответственность за утрату и порчу багажа, но для этого пассажиру стоит учесть следующее:
Статья: Повышение эффективности таможенного контроля в форме таможенного досмотра в отношении товаров, перемещаемых автомобильным видом транспорта
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)- пресечение перемещения транспортных средств через таможенную границу для иных целей, кроме международной перевозки пассажиров и товаров;
(Безуглов Д.А., Шевчук П.С.)
("Таможенное дело", 2023, N 1)- пресечение перемещения транспортных средств через таможенную границу для иных целей, кроме международной перевозки пассажиров и товаров;
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Например, другой судья Девятого арбитражного апелляционного суда пришел к противоположному, более традиционному решению <45>. Он отметил, что, несмотря на заключенные договоры аренды транспортного средства (один из которых вместе с актом передачи транспортного средства, по мнению суда, был составлен фиктивно), транспортное средство использовалось арендатором-водителем, не являющимся плательщиком НПД ни в дату заключения договора, ни в дату совершения ДТП, причем использовалось не для его личных целей, а по поручению собственника транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, т.е. в качестве такси. При этом в протоколе ДПС водитель был определен как сотрудник ООО - собственника транспортного средства, основным видом деятельности которого является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Судья пришел к выводу, что при таких обстоятельствах арендатор-водитель не может считаться владельцем источника повышенной опасности и, соответственно, нести ответственность за причиненный в ДТП вред. Стоит подчеркнуть, что в обоих случаях речь шла о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП имуществу третьих лиц, и что гражданская ответственность владельцев транспортных средств в момент совершения ДТП застрахована на была.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)Например, другой судья Девятого арбитражного апелляционного суда пришел к противоположному, более традиционному решению <45>. Он отметил, что, несмотря на заключенные договоры аренды транспортного средства (один из которых вместе с актом передачи транспортного средства, по мнению суда, был составлен фиктивно), транспортное средство использовалось арендатором-водителем, не являющимся плательщиком НПД ни в дату заключения договора, ни в дату совершения ДТП, причем использовалось не для его личных целей, а по поручению собственника транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа, т.е. в качестве такси. При этом в протоколе ДПС водитель был определен как сотрудник ООО - собственника транспортного средства, основным видом деятельности которого является деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Судья пришел к выводу, что при таких обстоятельствах арендатор-водитель не может считаться владельцем источника повышенной опасности и, соответственно, нести ответственность за причиненный в ДТП вред. Стоит подчеркнуть, что в обоих случаях речь шла о возмещении вреда, причиненного в результате ДТП имуществу третьих лиц, и что гражданская ответственность владельцев транспортных средств в момент совершения ДТП застрахована на была.
Вопрос: Об освобождении от НДС при оказании услуг по пассажирским перевозкам автомобильным транспортом по нерегулируемым тарифам.
(Письмо Минфина России от 23.07.2025 N 03-07-07/71335)Стоит отметить, что доходы, которые транспортные организации, работающие по нерегулируемым тарифам, получают за выполненную работу, должны полностью покрывать экономически обоснованные расходы на перевозку и обеспечивать возможность получения прибыли, достаточной для экономически устойчивой деятельности перевозчика. Таким образом, данные перевозчики вправе устанавливать экономически обоснованные тарифы на перевозку пассажиров с учетом всех необходимых критериев (затрат), включая расходы на налогообложение.
(Письмо Минфина России от 23.07.2025 N 03-07-07/71335)Стоит отметить, что доходы, которые транспортные организации, работающие по нерегулируемым тарифам, получают за выполненную работу, должны полностью покрывать экономически обоснованные расходы на перевозку и обеспечивать возможность получения прибыли, достаточной для экономически устойчивой деятельности перевозчика. Таким образом, данные перевозчики вправе устанавливать экономически обоснованные тарифы на перевозку пассажиров с учетом всех необходимых критериев (затрат), включая расходы на налогообложение.
Статья: Юрисдикция государства в отношении преступлений, совершенных на воздушных судах, и иных нарушений в контексте обеспечения безопасности полетов
(Гончарова Н.Н., Матюнин М.Ф., Пименова И.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Определение же национальности воздушного судна само по себе связывается с местом его регистрации. Хотя такое правило не работает в отношении воздушных судов, принадлежащих международным организациям и другим защищенным иммунитетами судов. Кроме того, воздушные суда, осуществляющие транзитную перевозку грузов или пассажиров, в момент совершения преступления не предполагают вмешательства органов территориальной юрисдикции, если не будут выполнены определенные условия. Тогда как государство регистрации судна имеет полное право производить арест, преследование и наказание в отношении преступника по действиям, совершенным на борту судна, в том числе и в случае нахождения его за пределами государственной территории места регистрации. Статья 4 Токийской конвенции закрепляет, что государства-участники не могут чинить препятствия в целях осуществления национальной уголовной юрисдикции, если это преступление не направлено против него или против его граждан и других.
(Гончарова Н.Н., Матюнин М.Ф., Пименова И.Ю.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 5)Определение же национальности воздушного судна само по себе связывается с местом его регистрации. Хотя такое правило не работает в отношении воздушных судов, принадлежащих международным организациям и другим защищенным иммунитетами судов. Кроме того, воздушные суда, осуществляющие транзитную перевозку грузов или пассажиров, в момент совершения преступления не предполагают вмешательства органов территориальной юрисдикции, если не будут выполнены определенные условия. Тогда как государство регистрации судна имеет полное право производить арест, преследование и наказание в отношении преступника по действиям, совершенным на борту судна, в том числе и в случае нахождения его за пределами государственной территории места регистрации. Статья 4 Токийской конвенции закрепляет, что государства-участники не могут чинить препятствия в целях осуществления национальной уголовной юрисдикции, если это преступление не направлено против него или против его граждан и других.
Вопрос: Может ли самозанятый водитель осуществлять пассажирские перевозки и грузоперевозки?
(Консультация эксперта, 2025)Стоит отметить, что не требуется лицензии для осуществления перевозок автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования (п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).
(Консультация эксперта, 2025)Стоит отметить, что не требуется лицензии для осуществления перевозок автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования (п. 24 ч. 1 ст. 12 Закона N 99-ФЗ).