Перевод военнослужащего
Подборка наиболее важных документов по запросу Перевод военнослужащего (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Суды верно исходили из того, что поскольку в спорный период истец не проживал, а проходил военную службу по призыву в зоне отселения, он не относится к категории лиц, указанных в пункте 11 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, поскольку перевод военнослужащего к новому месту службы либо выезд к месту проживания по окончании военной службы, нельзя считать добровольным выездом на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году, и в последующие годы в том смысле, который заложен в норму Закона от 15 мая 1991 года N 1244-1, а относится к категории граждан, указанной в пункте 12 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", при этом данный статус не дает правовых оснований для установления пенсии по старости с уменьшением возраста согласно положениям статей 33, 37 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 13 "Категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы" Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС""Кроме того, судебной коллегией суда апелляционной инстанции отмечено, что в спорный период истец не являлся лицом, постоянно проживающим (работающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, поскольку проходил военную службу, а потому, военнослужащий, проходивший военную службу даже в зоне с льготным социально-экономическим статусом, не относится к категории лиц, указанных в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации N 1244-1, так как перевод военнослужащего к новому месту службы нельзя считать добровольным выездом на новое место жительства из зоны с льготным социально-экономическим статусом, в том смысле, который заложен в норму Закона Российской Федерации N 1244-1, а относится к категории граждан, указанной в п. 12 ч. 1 ст. 13 данного Закона. Данный статус не дает правовых оснований для установления пенсии по старости с уменьшением возраста по нормам Закона Российской Федерации N 1244-1."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие есть особенности увольнения работницы по собственному желанию в связи с переводом мужа на работу в другую местность
(КонсультантПлюс, 2025)Как должно быть составлено заявление об увольнении в связи с переводом мужа-военнослужащего к новому месту службы
(КонсультантПлюс, 2025)Как должно быть составлено заявление об увольнении в связи с переводом мужа-военнослужащего к новому месту службы
Типовая ситуация: Увольнение по собственному желанию: общие правила и оформление
(Издательство "Главная книга", 2025)Уволиться без отработки или с отработкой меньше двух недель можно с согласия работодателя или в установленных законом случаях, например при выходе на пенсию или переезде в другую местность по уважительной причине. Так, жену военнослужащего увольняют без отработки при переезде к новому месту службы мужа (ст. 80 ТК РФ, Постановление Пленума ВС от 17.03.2004 N 2).
(Издательство "Главная книга", 2025)Уволиться без отработки или с отработкой меньше двух недель можно с согласия работодателя или в установленных законом случаях, например при выходе на пенсию или переезде в другую местность по уважительной причине. Так, жену военнослужащего увольняют без отработки при переезде к новому месту службы мужа (ст. 80 ТК РФ, Постановление Пленума ВС от 17.03.2004 N 2).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2
(ред. от 24.11.2015)
"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"Если заявление работника обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию либо наличие иных уважительных причин, в силу которых работник не может продолжать работу, например направление мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. При этом необходимо иметь в виду, что названные нарушения могут быть установлены, в частности, органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, судом;
(ред. от 24.11.2015)
"О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"Если заявление работника обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательное учреждение, выход на пенсию либо наличие иных уважительных причин, в силу которых работник не может продолжать работу, например направление мужа (жены) на работу за границу, к новому месту службы), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора, работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника. При этом необходимо иметь в виду, что названные нарушения могут быть установлены, в частности, органами, осуществляющими государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, профессиональными союзами, комиссиями по трудовым спорам, судом;
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
(ред. от 29.09.2025)В случаях, когда заявление работника об увольнении по его инициативе (по собственному желанию) обусловлено невозможностью продолжения им работы (зачисление в образовательную организацию, выход на пенсию и другие случаи), а также в случаях установленного нарушения работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальных нормативных актов, условий коллективного договора, соглашения или трудового договора работодатель обязан расторгнуть трудовой договор в срок, указанный в заявлении работника.
Статья: Спор о признании военнослужащего и членов его семьи нуждающимися в жилом помещении (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В п. 17 Правил определен момент, до которого военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Они сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных п. п. 1, 2 и 4 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета. Уволенные с военной службы граждане, имеющие общую продолжительность военной службы менее 20 лет (за исключением граждан, заключивших первый контракт до 01.01.1998), продолжают состоять на учете до заключения нового контракта о прохождении военной службы; а также состоят на учете до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)В п. 17 Правил определен момент, до которого военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Они сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений или до выявления предусмотренных п. п. 1, 2 и 4 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ оснований для снятия их с учета. Уволенные с военной службы граждане, имеющие общую продолжительность военной службы менее 20 лет (за исключением граждан, заключивших первый контракт до 01.01.1998), продолжают состоять на учете до заключения нового контракта о прохождении военной службы; а также состоят на учете до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.
Статья: Жилье военнослужащим. Практика
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2023, N 2)Однако такая форма обеспечения может стать проблемой для военнослужащих, желающих получить квартиру не для последующей продажи, а для проживания. Например, территория Москвы не ограничивается МКАД, и военное ведомство в полном соответствии с законом может предложить военнослужащему квартиру в Троицком административном округе на границе с Калужской областью. Избирая Москву в качестве постоянного места жительства, едва ли военнослужащий рассчитывает жить в 100 км от города, и отказ от такого предложения либо превентивная смена избранного места жительства на иной город приведет к принудительному переводу военнослужащего на другую форму - жилищную субсидию. Норма закона, устанавливающая такую "санкцию", неоднократно рассматривалась Конституционным Судом Российской Федерацией на предмет ее соответствия Основному Закону, однако таковой признана не была в силу ее направленности на борьбу со злоупотреблениями правом.
(Гайдин Д.)
("Жилищное право", 2023, N 2)Однако такая форма обеспечения может стать проблемой для военнослужащих, желающих получить квартиру не для последующей продажи, а для проживания. Например, территория Москвы не ограничивается МКАД, и военное ведомство в полном соответствии с законом может предложить военнослужащему квартиру в Троицком административном округе на границе с Калужской областью. Избирая Москву в качестве постоянного места жительства, едва ли военнослужащий рассчитывает жить в 100 км от города, и отказ от такого предложения либо превентивная смена избранного места жительства на иной город приведет к принудительному переводу военнослужащего на другую форму - жилищную субсидию. Норма закона, устанавливающая такую "санкцию", неоднократно рассматривалась Конституционным Судом Российской Федерацией на предмет ее соответствия Основному Закону, однако таковой признана не была в силу ее направленности на борьбу со злоупотреблениями правом.
Вопрос: Супруга военнослужащего увольняется в связи с переводом мужа к новому месту службы. Является ли это уважительной причиной для освобождения ее от возмещения работодателю затраченных на ее обучение средств по ученическому договору?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2025)Вопрос: Супруга военнослужащего увольняется в связи с переводом мужа к новому месту службы. Является ли это уважительной причиной для освобождения ее от возмещения работодателю затраченных на ее обучение средств по ученическому договору?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Кировской обл., 2025)Вопрос: Супруга военнослужащего увольняется в связи с переводом мужа к новому месту службы. Является ли это уважительной причиной для освобождения ее от возмещения работодателю затраченных на ее обучение средств по ученическому договору?
Статья: Пределы правового регулирования военно-служебных отношений
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Здесь необходимо напомнить о таком важном специфическом элементе прохождения военной службы, как довольно частые и воспринимающиеся как норма перемещения военнослужащих на иные воинские должности, в том числе и без их согласия. Это значит, что при подобном переводе военнослужащий по крайней мере в начале исполнения обязанностей по новой для него должности не обладает достаточной компетентностью для исполнения возложенных на него обязанностей <6>. Тем более, что кроме должностных обязанностей на новом месте военнослужащему предстоит познавать специфику исполнения специальных обязанностей, новых обязанностей по боевому расчету, новой системы взаимодействия с новыми для него должностными лицами. Отчасти и поэтому в армейской среде приказами руководителей военных ведомств установлены детальные регламенты и подробные правила функционирования должностных лиц по различным направлениям деятельности (по ведению войскового хозяйства, организации стрельб, мобилизационных мероприятий и т.п.). В этом ракурсе многие приказы являются своеобразными "шпаргалками" по выполнению возложенных обязанностей, разъясняя их сущность, объем необходимой работы. Последовательная реализация процедурного алгоритма деятельности должностных лиц по замыслу военного руководства должна неизбежно приводить к наступлению желаемого результата (надлежащему уровню боевой готовности, воинской дисциплины, исправности закрепленного имущества и т.п.).
(Глухов Е.А.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 1)Здесь необходимо напомнить о таком важном специфическом элементе прохождения военной службы, как довольно частые и воспринимающиеся как норма перемещения военнослужащих на иные воинские должности, в том числе и без их согласия. Это значит, что при подобном переводе военнослужащий по крайней мере в начале исполнения обязанностей по новой для него должности не обладает достаточной компетентностью для исполнения возложенных на него обязанностей <6>. Тем более, что кроме должностных обязанностей на новом месте военнослужащему предстоит познавать специфику исполнения специальных обязанностей, новых обязанностей по боевому расчету, новой системы взаимодействия с новыми для него должностными лицами. Отчасти и поэтому в армейской среде приказами руководителей военных ведомств установлены детальные регламенты и подробные правила функционирования должностных лиц по различным направлениям деятельности (по ведению войскового хозяйства, организации стрельб, мобилизационных мероприятий и т.п.). В этом ракурсе многие приказы являются своеобразными "шпаргалками" по выполнению возложенных обязанностей, разъясняя их сущность, объем необходимой работы. Последовательная реализация процедурного алгоритма деятельности должностных лиц по замыслу военного руководства должна неизбежно приводить к наступлению желаемого результата (надлежащему уровню боевой готовности, воинской дисциплины, исправности закрепленного имущества и т.п.).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В первоначальной редакции ч. 5 комментируемой статьи устанавливалось, что кредитные организации, являющиеся индивидуальными участниками НСПК, обязаны предоставить клиентам национальные платежные инструменты при получении указанными клиентами за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, государственных внебюджетных фондов заработной платы, пенсий, социальных пособий, стипендий и денежного довольствия военнослужащих в случае их перевода на банковские счета, операции по которым осуществляются с использованием электронного средства платежа. При этом предусматривалось, что Правительство РФ вправе установить перечень иных выплат, осуществляемых на банковские счета, с соблюдением кредитными организациями требований данной части.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В первоначальной редакции ч. 5 комментируемой статьи устанавливалось, что кредитные организации, являющиеся индивидуальными участниками НСПК, обязаны предоставить клиентам национальные платежные инструменты при получении указанными клиентами за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ, государственных внебюджетных фондов заработной платы, пенсий, социальных пособий, стипендий и денежного довольствия военнослужащих в случае их перевода на банковские счета, операции по которым осуществляются с использованием электронного средства платежа. При этом предусматривалось, что Правительство РФ вправе установить перечень иных выплат, осуществляемых на банковские счета, с соблюдением кредитными организациями требований данной части.
Готовое решение: Как уволить работницу по собственному желанию во время декретного отпуска - отпуска по беременности и родам
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если женщина увольняется в связи с переводом мужа на новое место службы в другую местность РФ для прохождения военной службы по контракту, ей по месту службы мужа полагается выходное пособие в размере двухмесячной средней заработной платы (п. 1 Приказа Министра обороны РФ от 11.07.2002 N 265).
(КонсультантПлюс, 2025)Например, если женщина увольняется в связи с переводом мужа на новое место службы в другую местность РФ для прохождения военной службы по контракту, ей по месту службы мужа полагается выходное пособие в размере двухмесячной средней заработной платы (п. 1 Приказа Министра обороны РФ от 11.07.2002 N 265).
Статья: Компетентность и профессионализм воинских руководителей при перемещении их на новые воинские должности
(Глухов Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Ключевые слова: профессиональные качества, переподготовка, военная служба, карьера, воинская должность, испытание, стажировка, перевод военнослужащих.
(Глухов Е.А.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 4)Ключевые слова: профессиональные качества, переподготовка, военная служба, карьера, воинская должность, испытание, стажировка, перевод военнослужащих.
Статья: Взыскание с работника расходов на обучение: сложности и риски
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)5.8. В случае намерения прекратить трудовой договор по уважительной причине Ученик обязуется представить Обществу документы, подтверждающие ее наличие (медицинские справки, приказ о переводе военнослужащего, подтверждение брака и т.д.). В противном случае прекращение трудового договора не будет считаться совершенным по уважительной причине.
(Бычков А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)5.8. В случае намерения прекратить трудовой договор по уважительной причине Ученик обязуется представить Обществу документы, подтверждающие ее наличие (медицинские справки, приказ о переводе военнослужащего, подтверждение брака и т.д.). В противном случае прекращение трудового договора не будет считаться совершенным по уважительной причине.