Переработка госслужащих
Подборка наиболее важных документов по запросу Переработка госслужащих (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Оплата сверхурочного труда: от иллюзий к реальности
(Болдырев В.А.)
("Право и экономика", 2022, N 1)Как отмечает И.В. Упоров, "у большинства чиновников заработная плата значительно превосходит средний медианный доход российский граждан, при этом, имея формально низкие должностные оклады, они получают непропорционально большие премиальные и другие дополнительные выплаты" <6>. Автор приводит конкретные цифры, анализ которых показывает, что ежемесячное денежное содержание государственного служащего может в 13 раз превосходить размер должностного оклада <7>. Считать или нет оплату труда государственных служащих справедливой - большой вопрос. Мы полагаем, в отличие от И.В. Упорова, что она часто недостаточна и является одной из причин коррупции. Однако очевидно, что применительно к государственным служащим оплата сверхурочной работы в зависимости от оклада не будет справедливой, а значит, система оплаты труда и обеспечения справедливого вознаграждения здесь не может считаться сбалансированной.
(Болдырев В.А.)
("Право и экономика", 2022, N 1)Как отмечает И.В. Упоров, "у большинства чиновников заработная плата значительно превосходит средний медианный доход российский граждан, при этом, имея формально низкие должностные оклады, они получают непропорционально большие премиальные и другие дополнительные выплаты" <6>. Автор приводит конкретные цифры, анализ которых показывает, что ежемесячное денежное содержание государственного служащего может в 13 раз превосходить размер должностного оклада <7>. Считать или нет оплату труда государственных служащих справедливой - большой вопрос. Мы полагаем, в отличие от И.В. Упорова, что она часто недостаточна и является одной из причин коррупции. Однако очевидно, что применительно к государственным служащим оплата сверхурочной работы в зависимости от оклада не будет справедливой, а значит, система оплаты труда и обеспечения справедливого вознаграждения здесь не может считаться сбалансированной.
Статья: Институты государственной службы в условиях информационной среды
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Результатом развития и взаимодействия информационных систем стало появление искусственного интеллекта (далее - ИИ), который выступает фактором развития институтов государственной службы и одновременно угрозой <49>. Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. и санкционирована разработка федерального проекта "Искусственный интеллект". Между тем закрепленное в Национальной стратегии определение ИИ имеет явно технико-технологический характер и не учитывает появление и развитие проблем правового характера в регулировании отношений в сфере государственного управления и государственной службы <50>. Имитация способности к умственному восприятию и переработке внешней информации, чем характеризуется ИИ, обесценивает основанные на интеллектуальной поддержке ИИ итоги деятельности государственных служащих, выраженные в их конкретных действиях, являющихся юридически значимыми результатами соответствующих отношений между государственными служащими и государством в рамках исполнения ими должностных обязанностей.
(Кузнецов В.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)Результатом развития и взаимодействия информационных систем стало появление искусственного интеллекта (далее - ИИ), который выступает фактором развития институтов государственной службы и одновременно угрозой <49>. Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. N 490 была утверждена Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 г. и санкционирована разработка федерального проекта "Искусственный интеллект". Между тем закрепленное в Национальной стратегии определение ИИ имеет явно технико-технологический характер и не учитывает появление и развитие проблем правового характера в регулировании отношений в сфере государственного управления и государственной службы <50>. Имитация способности к умственному восприятию и переработке внешней информации, чем характеризуется ИИ, обесценивает основанные на интеллектуальной поддержке ИИ итоги деятельности государственных служащих, выраженные в их конкретных действиях, являющихся юридически значимыми результатами соответствующих отношений между государственными служащими и государством в рамках исполнения ими должностных обязанностей.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Судом установлено, что в министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности субъекта Российской Федерации проведен конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - должности начальника отдела указанного государственного органа, по результатам проведения которого решением конкурсной комиссии победителем был признан К. Однако по прошествии шести месяцев с момента проведения конкурса акт представителя нанимателя о назначении К. на вакантную должность гражданской службы не издан, служебный контракт с К. также не заключен.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016)Судом установлено, что в министерстве сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности субъекта Российской Федерации проведен конкурс на замещение вакантной должности государственной гражданской службы - должности начальника отдела указанного государственного органа, по результатам проведения которого решением конкурсной комиссии победителем был признан К. Однако по прошествии шести месяцев с момента проведения конкурса акт представителя нанимателя о назначении К. на вакантную должность гражданской службы не издан, служебный контракт с К. также не заключен.
Постановление Конституционного Суда РФ от 04.07.2022 N 27-П
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" определяет личное подсобное хозяйство как форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и предусматривает, что ведется оно гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение такого хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения такого хозяйства (пункты 1 и 2 статьи 2). Указывая, что сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих такое хозяйство, этот Федеральный закон уточняет, что и ее реализация не относится к предпринимательской деятельности (пункты 3 и 4 статьи 2). Следовательно, статус личного подсобного хозяйства не отрицает возможности реализации его продукции и получения доходов от нее, причем в силу презюмируемого непредпринимательского характера такой деятельности подобные доходы допустимы и для государственных служащих.
"По делу о проверке конституционности части 1 статьи 17 Федерального закона "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", пункта 5 статьи 4 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" и пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.И. Коровицкой"Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" определяет личное подсобное хозяйство как форму непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и предусматривает, что ведется оно гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение такого хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения такого хозяйства (пункты 1 и 2 статьи 2). Указывая, что сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих такое хозяйство, этот Федеральный закон уточняет, что и ее реализация не относится к предпринимательской деятельности (пункты 3 и 4 статьи 2). Следовательно, статус личного подсобного хозяйства не отрицает возможности реализации его продукции и получения доходов от нее, причем в силу презюмируемого непредпринимательского характера такой деятельности подобные доходы допустимы и для государственных служащих.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)- субсидии: субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; жилищные субсидии гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья; единовременные субсидии федеральным государственным гражданским служащим или военнослужащим на приобретение жилого помещения и др.;
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)- субсидии: субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг; жилищные субсидии гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья; единовременные субсидии федеральным государственным гражданским служащим или военнослужащим на приобретение жилого помещения и др.;
Готовое решение: Как оплачивается труд государственных гражданских служащих
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России в Письме от 07.06.2019 N 18-4/10/-4438 указал, что при выплате ежемесячного денежного содержания госслужащим территориальных органов федеральных органов исполнительной власти следует учитывать, что оно должно соответствовать уровню МРОТ. Кроме того, месячное денежное содержание госслужащих на уровне не ниже МРОТ должно быть обеспечено без учета районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением гражданской службы в определенных местностях, а также без учета доплат, предусмотренных трудовым законодательством при возложении дополнительного объема работы или привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни. По мнению Минтруда России, гарантии в части минимальной оплаты труда должны обеспечиваться не путем произведения "доплаты до МРОТ", которая не предусмотрена системой оплаты труда работников, а самой системой оплаты труда работников и размерами выплат, входящих в ее состав. В связи с этим необходимый уровень ежемесячного денежного содержания госслужащих должен обеспечиваться за счет выплат, входящих в состав денежного содержания в соответствии со ст. 50 Закона о государственной гражданской службе. Если для отдельных должностей гражданской службы достижение нужного уровня денежного содержания путем установления ежемесячных надбавок в составе денежного содержания в максимальном размере невозможно, то доведение размера денежного содержания до соответствующего уровня должно быть обеспечено путем осуществления стимулирующих выплат, которые входят в состав денежного содержания.
(КонсультантПлюс, 2025)Минтруд России в Письме от 07.06.2019 N 18-4/10/-4438 указал, что при выплате ежемесячного денежного содержания госслужащим территориальных органов федеральных органов исполнительной власти следует учитывать, что оно должно соответствовать уровню МРОТ. Кроме того, месячное денежное содержание госслужащих на уровне не ниже МРОТ должно быть обеспечено без учета районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением гражданской службы в определенных местностях, а также без учета доплат, предусмотренных трудовым законодательством при возложении дополнительного объема работы или привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни. По мнению Минтруда России, гарантии в части минимальной оплаты труда должны обеспечиваться не путем произведения "доплаты до МРОТ", которая не предусмотрена системой оплаты труда работников, а самой системой оплаты труда работников и размерами выплат, входящих в ее состав. В связи с этим необходимый уровень ежемесячного денежного содержания госслужащих должен обеспечиваться за счет выплат, входящих в состав денежного содержания в соответствии со ст. 50 Закона о государственной гражданской службе. Если для отдельных должностей гражданской службы достижение нужного уровня денежного содержания путем установления ежемесячных надбавок в составе денежного содержания в максимальном размере невозможно, то доведение размера денежного содержания до соответствующего уровня должно быть обеспечено путем осуществления стимулирующих выплат, которые входят в состав денежного содержания.
Статья: Правовое регулирование удаленной работы в Нидерландах
(Леонова А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Также в период пандемии коронавируса удаленные работники стали поднимать вопрос о компенсации расходов (электроэнергия, Интернет, доставка обедов). Отдельные профсоюзы (CNV и FNV) также призвали работодателей компенсировать своим сотрудникам расходы за работу вне офисов (электричество, Интернет, кофе, чай и даже туалетная бумага). Было определено, что такие дополнительные расходы могут составлять около 43 евро в месяц при полной занятости. Что касается государственных служащих, новый коллективный договор гарантировал им компенсацию за работу на дому в размере 363 евро в год.
(Леонова А.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Также в период пандемии коронавируса удаленные работники стали поднимать вопрос о компенсации расходов (электроэнергия, Интернет, доставка обедов). Отдельные профсоюзы (CNV и FNV) также призвали работодателей компенсировать своим сотрудникам расходы за работу вне офисов (электричество, Интернет, кофе, чай и даже туалетная бумага). Было определено, что такие дополнительные расходы могут составлять около 43 евро в месяц при полной занятости. Что касается государственных служащих, новый коллективный договор гарантировал им компенсацию за работу на дому в размере 363 евро в год.
Статья: Некоторые аспекты определения надлежащего ответчика в спорах о защите жилищных прав государственных служащих и членов их семей
(Айбатулина А.К.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)В этой связи следует разобраться и проанализировать нормы материального права, регулирующие положения о предоставлении единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ) государственным служащим и членам их семей, и определить, кто будет являться надлежащим ответчиком.
(Айбатулина А.К.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)В этой связи следует разобраться и проанализировать нормы материального права, регулирующие положения о предоставлении единовременной социальной выплаты (далее - ЕСВ) государственным служащим и членам их семей, и определить, кто будет являться надлежащим ответчиком.
Статья: Переработка по инициативе работника в отсутствие приказов о привлечении к работе за пределами рабочего времени. Обязан ли работодатель доплачивать?
(Аржанникова Н.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Аналогичным образом разрешился спор в Апелляционном определении Камчатского краевого суда от 20.11.2023 по делу N 33-1772/2023, где государственный служащий (истец) обратился в суд с иском к работодателю (ответчик) о взыскании задолженности по оплате за выполненной сверхурочной работы.
(Аржанникова Н.)
("Трудовое право", 2024, N 8)Аналогичным образом разрешился спор в Апелляционном определении Камчатского краевого суда от 20.11.2023 по делу N 33-1772/2023, где государственный служащий (истец) обратился в суд с иском к работодателю (ответчик) о взыскании задолженности по оплате за выполненной сверхурочной работы.
Статья: Железные дороги Германии как основа национального единства и фактор стабильности государства
(Кирюхин В.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Вскоре после наполеоновских войн наиболее дальновидными промышленниками и государственными служащими германских государств были осознаны преимущества железных дорог. В период с 1825 по 1835 г. различные железнодорожные проекты обсуждались в Рейнской области, Вестфалии и Верхней Силезии, где активно развивалась промышленность.
(Кирюхин В.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 7)Вскоре после наполеоновских войн наиболее дальновидными промышленниками и государственными служащими германских государств были осознаны преимущества железных дорог. В период с 1825 по 1835 г. различные железнодорожные проекты обсуждались в Рейнской области, Вестфалии и Верхней Силезии, где активно развивалась промышленность.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" закрепляет, что размеры пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента (п. 2 ст. 14).
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ (в ред. от 21 июля 2014 г.) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" закрепляет, что размеры пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, определяемых Правительством Российской Федерации, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных граждан в указанных районах (местностях). При выезде граждан из этих районов (местностей) на новое постоянное место жительства размер пенсии определяется без учета районного коэффициента (п. 2 ст. 14).
Статья: К вопросу об административно-правовом статусе должностных лиц мобильных групп таможенных органов
(Шорохова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Отдельного внимания заслуживает требующий законодательного закрепления принцип единства правовых и организационных основ государственной службы в таможенных органах, предусматривающий единый подход к организации службы как на должностях сотрудников таможенных органов, проходящих так называемую службу иных видов, так и на должностях государственных гражданских служащих.
(Шорохова И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 7)Отдельного внимания заслуживает требующий законодательного закрепления принцип единства правовых и организационных основ государственной службы в таможенных органах, предусматривающий единый подход к организации службы как на должностях сотрудников таможенных органов, проходящих так называемую службу иных видов, так и на должностях государственных гражданских служащих.
Путеводитель по кадровым вопросам. Особенности работы госслужащихМинтруд России в Письме от 07.06.2019 N 18-4/10/-4438 указал: ежемесячное денежное содержание госслужащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти должно соответствовать уровню МРОТ. Министерство напомнило, что месячное денежное содержание на уровне не ниже МРОТ необходимо обеспечивать без учета районных коэффициентов и процентных надбавок, начисляемых в связи с прохождением гражданской службы в определенных местностях. Не должны учитываться и доплаты, положенные по трудовому законодательству при возложении дополнительного объема работы, за привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время или в выходные и нерабочие праздничные дни. По мнению Минтруда России, гарантии в части минимальной оплаты труда должны обеспечиваться не путем произведения "доплаты до МРОТ", которая не предусмотрена системой оплаты труда работников, а самой системой оплаты труда работников и размерами выплат, входящих в ее состав. В связи с этим необходимый уровень ежемесячного денежного содержания госслужащих должен обеспечиваться за счет выплат, входящих в состав денежного содержания в соответствии с положениями ст. 50 Закона N 79-ФЗ. Если для отдельных должностей гражданской службы достижение нужного уровня денежного содержания путем установления ежемесячных надбавок в составе денежного содержания в максимальном размере невозможно, то доведение размера денежного содержания до соответствующего уровня должно быть обеспечено путем осуществления стимулирующих выплат, которые входят в состав денежного содержания.
"Актуальные проблемы административного права: учебник"
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В литературе в качестве одной из особенностей норм административного права выделяется наличие собственных юридических средств их принудительного исполнения и защиты от посягательств на них, к числу которых относят меры административной и дисциплинарной ответственности <1>. Нам представляется, что это не так. Административная ответственность является правовым средством обеспечения принудительного исполнения и защиты не только норм административного права и регулируемых ими отношений, но и норм многих других отраслей права, таких как гражданское, трудовое, экологическое, земельное, финансовое, и соответствующих отраслевых правоотношений. То же касается и дисциплинарной ответственности, которая применяется за нарушения норм не только административной, но и других отраслей права, если такие нарушения допускаются в процессе служебной или трудовой деятельности государственных служащих и работников различных организаций.
(Кононов П.И.)
("КНОРУС", 2023)В литературе в качестве одной из особенностей норм административного права выделяется наличие собственных юридических средств их принудительного исполнения и защиты от посягательств на них, к числу которых относят меры административной и дисциплинарной ответственности <1>. Нам представляется, что это не так. Административная ответственность является правовым средством обеспечения принудительного исполнения и защиты не только норм административного права и регулируемых ими отношений, но и норм многих других отраслей права, таких как гражданское, трудовое, экологическое, земельное, финансовое, и соответствующих отраслевых правоотношений. То же касается и дисциплинарной ответственности, которая применяется за нарушения норм не только административной, но и других отраслей права, если такие нарушения допускаются в процессе служебной или трудовой деятельности государственных служащих и работников различных организаций.