Переходный период для назначения пенсии
Подборка наиболее важных документов по запросу Переходный период для назначения пенсии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 25 "Прекращение и восстановление выплаты страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""Принимая решение об удовлетворении заявленных К. требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, применив к спорному правоотношению положения части 2 статьи 4, части 2 статьи 14 Федерального конституционного закона Российской Федерации от 4 октября 2022 года N 5-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики", пункта 2 постановления Совета Министров ДНР от 02.06.2014 N 9-1 "О применении Законов на территории ДНР в переходный период", пункта 2 указа Главы ДНР от 25.03.2015 N 119 "О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики" в редакциях Указов Главы ДНР от 24.04.2015 N 158, от 23.12.2021 N 386, от 20.10.2022 N 3, пункта 2 постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 N 1-12 "О некоторых вопросах назначения (перерасчета) пенсий в ДНР в переходный период", статьи 46 Закона Украины от 09.07.2003 N 1058-IV "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", пункта 7.1 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", исходил из того, что приведенными нормами пенсионного законодательства предусмотрена выплата неполученной по вине пенсионера пенсии в пределах трехлетнего срока до момента обращения в пенсионный орган, в связи с чем правовых оснований для отказа в такой выплате К. неполученной пенсии с декабря 2022 года по февраль 2023 года по ее обращению у пенсионного органа не имелось."
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2024 N 88-20252/2024
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Решением уполномоченного органа истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 24, пункта 1 статьи 40 Закона Украины от 09.07.2002 года N 1058 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", статьи 62 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 года N 1788 и пункта 1 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины N 637 от 12 августа 1993 года, пунктом 3 постановления Совета Министров ДНР от 10.01.2015 года N 1-12 "О некоторых вопросах назначения (перерасчета) пенсии в ДНР в переходный период", исходил из того, что истцом при обращении в пенсионный орган были предоставлены трудовая книжка и справка (формы ОК-5), которые достоверно подтверждают факт работы истца, получение заработка и удержание страховых взносов.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании недействительным решения об отказе в назначении пенсии; 2) Об обязании произвести перерасчет пенсии.
Обстоятельства: Решением уполномоченного органа истцу было отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимой продолжительности специального стажа.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.Принимая решение о частичном удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 24, пункта 1 статьи 40 Закона Украины от 09.07.2002 года N 1058 "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", статьи 62 Закона Украины "О пенсионном обеспечении" от 05.11.1991 года N 1788 и пункта 1 Порядка подтверждения имеющегося трудового стажа для назначения пенсий при отсутствии трудовой книжки или соответствующих записей в ней, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Украины N 637 от 12 августа 1993 года, пунктом 3 постановления Совета Министров ДНР от 10.01.2015 года N 1-12 "О некоторых вопросах назначения (перерасчета) пенсии в ДНР в переходный период", исходил из того, что истцом при обращении в пенсионный орган были предоставлены трудовая книжка и справка (формы ОК-5), которые достоверно подтверждают факт работы истца, получение заработка и удержание страховых взносов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Какие секреты хранит пенсионная система? За что и как начисляют пенсию в ПФР и какие споры чаще решают суды?
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)- страховая пенсия по старости - это самый распространенный вид пенсии в России. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). Тут следует отметить, что есть лица, которые в настоящий момент выходят на пенсию (в переходный период, ранее пенсионный возраст законодательно был ниже.) Выход таких лиц на пенсию рассчитывается в индивидуальном порядке в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О страховых пенсиях", поэтапное повышение изложено в приложении N 6 и разбито по годам рождения;
(Царькова Д.)
("Трудовое право", 2023, N 3)- страховая пенсия по старости - это самый распространенный вид пенсии в России. Право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины). Тут следует отметить, что есть лица, которые в настоящий момент выходят на пенсию (в переходный период, ранее пенсионный возраст законодательно был ниже.) Выход таких лиц на пенсию рассчитывается в индивидуальном порядке в соответствии со ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 28.12.2022) "О страховых пенсиях", поэтапное повышение изложено в приложении N 6 и разбито по годам рождения;
Статья: Темпоральные нормы в пенсионном законодательстве Российской Федерации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Обозначенные проблемы в наибольшей степени актуальны для пенсионного обеспечения, поскольку основные виды пенсий, предоставляемых при реализации социального риска старости, назначаются при условии формирования к моменту обращения за пенсией пенсионных прав в установленном законом объеме. Такой риск связан с достижением определенного возраста и (или) снижением либо утратой трудоспособности, обусловленными возрастными критериями, а также длительным осуществлением конкретных видов профессиональной деятельности (военной службы, медицинской, педагогической и т.п.). Для назначения страховой пенсии по старости объем пенсионных прав определяется величиной индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 30) и продолжительностью страхового стажа (не менее 15 лет). Одним из условий назначения данной пенсии является также достижение предусмотренного законом возраста, который по завершении переходного периода составит по общему правилу 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Пенсии за выслугу лет в связи с военной или иной аналогичной службой назначаются лишь при наличии необходимой продолжительности выслуги лет, составляющей по общему правилу не менее 20 лет.
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Обозначенные проблемы в наибольшей степени актуальны для пенсионного обеспечения, поскольку основные виды пенсий, предоставляемых при реализации социального риска старости, назначаются при условии формирования к моменту обращения за пенсией пенсионных прав в установленном законом объеме. Такой риск связан с достижением определенного возраста и (или) снижением либо утратой трудоспособности, обусловленными возрастными критериями, а также длительным осуществлением конкретных видов профессиональной деятельности (военной службы, медицинской, педагогической и т.п.). Для назначения страховой пенсии по старости объем пенсионных прав определяется величиной индивидуального пенсионного коэффициента (не менее 30) и продолжительностью страхового стажа (не менее 15 лет). Одним из условий назначения данной пенсии является также достижение предусмотренного законом возраста, который по завершении переходного периода составит по общему правилу 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Пенсии за выслугу лет в связи с военной или иной аналогичной службой назначаются лишь при наличии необходимой продолжительности выслуги лет, составляющей по общему правилу не менее 20 лет.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за второй и третий кварталы 2019 года"Осуществленное законодателем повышение пенсионного возраста, безусловно, затрагивает права и законные интересы застрахованных лиц, поскольку получение пенсии откладывается на определенный период в зависимости от возраста на момент введения закона в действие, но само по себе оно не может расцениваться как лишение (отмена) права на пенсионное обеспечение или его умаление, притом что сохраняют свое значение страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент, а их величина, влияющая на приобретение права на пенсию и ее размер, должна учитываться независимо от даты наступления пенсионного возраста (даты назначения пенсии). Кроме того, установлен переходный период для адаптации к вносимым изменениям, закреплены гарантии увеличения размера страховой пенсии по старости и предусмотрены законодательные меры, призванные смягчить последствия введения нового правового регулирования, адресованные прежде всего гражданам, которые в ближайшие годы могли бы реализовать право на назначение пенсии согласно законодательству, действовавшему до 31 декабря 2018 года включительно.
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2024 года"Конституционный Суд со ссылкой на ранее выраженные правовые позиции, в частности в Постановлении от 27 ноября 2017 года N 33-П, отметил, что правовое регулирование обеспечивало возможность реализации гражданами, проживающими на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в полном объеме пенсионных прав, приобретенных на момент окончания переходного периода (т.е. по состоянию на 31 декабря 2014 года) и признанных в рамках правоприменительной процедуры назначения пенсии и установления выплаты к ней.
Готовое решение: Что нужно знать кадровику о работниках предпенсионного возраста
(КонсультантПлюс, 2025)С указанного года женщины выходят на пенсию с 60 лет, а мужчины - с 65 лет. При этом установлен так называемый переходный период - 2019 - 2027 гг. (ч. 1 ст. 8, Приложение N 6 к Закону о страховых пенсиях). В течение первых двух лет этого периода можно выйти на пенсию по старости на полгода раньше. Такое право есть у работников, которые достигнут пенсионного возраста, предусмотренного законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж для досрочного назначения пенсии (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ). Подробнее см. Обзор основных изменений.
(КонсультантПлюс, 2025)С указанного года женщины выходят на пенсию с 60 лет, а мужчины - с 65 лет. При этом установлен так называемый переходный период - 2019 - 2027 гг. (ч. 1 ст. 8, Приложение N 6 к Закону о страховых пенсиях). В течение первых двух лет этого периода можно выйти на пенсию по старости на полгода раньше. Такое право есть у работников, которые достигнут пенсионного возраста, предусмотренного законодательством РФ, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж для досрочного назначения пенсии (п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ). Подробнее см. Обзор основных изменений.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в назначении страховой пенсии по старости и об обязании назначить страховую пенсию по старости (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Примечание. В практике Мосгорсуда, которая приводится в настоящем материале, суды при рассмотрении дел руководствуются положениями ст. 8 Закона N 400-ФЗ о возрасте, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости, в прежней редакции (до 01.01.2019).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Примечание. В практике Мосгорсуда, которая приводится в настоящем материале, суды при рассмотрении дел руководствуются положениями ст. 8 Закона N 400-ФЗ о возрасте, достижение которого дает право на назначение страховой пенсии по старости, в прежней редакции (до 01.01.2019).
"Индивидуальный предприниматель"
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Учитывая тот факт, что размер страховых взносов довольно значителен, индивидуальным предпринимателям, получающим небольшой годовой доход, будет выгоден переход на уплату НПД.
(7-е издание, переработанное и дополненное)
(Карсетская Е.В., Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Учитывая тот факт, что размер страховых взносов довольно значителен, индивидуальным предпринимателям, получающим небольшой годовой доход, будет выгоден переход на уплату НПД.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и осуществляется только с согласия человека. Единственным исключением стали те, кто впервые устроится на работу с 2021 г. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Для всех работающих граждан переход к новому формату сведений о трудовой деятельности добровольный и осуществляется только с согласия человека. Единственным исключением стали те, кто впервые устроится на работу с 2021 г. У таких людей все сведения о периодах работы изначально будут вестись только в электронном виде без оформления бумажной трудовой книжки.
"Пенсионный возраст: правовая природа и значение в системе пенсионного обеспечения"
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Вариант с несколькими типовыми пенсионными возрастами. Этот ранее нигде не обсуждавшийся вариант заключается в смене самой парадигмы повышения пенсионного возраста - вместо примитивного увеличения возрастного ценза назначения пенсии (60 - 55 лет) на какое-то количество лет за какой-то переходный период времени возможен принципиально иной, новый порядок определения пенсионного возраста, базирующийся на понятной и объяснимой обществу логике (вместо простого подбора нового возраста, дающего желаемую экономию пенсионных средств).
(Воронин Ю.В.)
("НОРМА", 2024)Вариант с несколькими типовыми пенсионными возрастами. Этот ранее нигде не обсуждавшийся вариант заключается в смене самой парадигмы повышения пенсионного возраста - вместо примитивного увеличения возрастного ценза назначения пенсии (60 - 55 лет) на какое-то количество лет за какой-то переходный период времени возможен принципиально иной, новый порядок определения пенсионного возраста, базирующийся на понятной и объяснимой обществу логике (вместо простого подбора нового возраста, дающего желаемую экономию пенсионных средств).
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работника"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! В переходный период, который продлится до 2028 года, предпенсионный возраст граждан, которые не имеют право на досрочное назначение пенсии (обычных граждан), определяется следующим образом:
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! В переходный период, который продлится до 2028 года, предпенсионный возраст граждан, которые не имеют право на досрочное назначение пенсии (обычных граждан), определяется следующим образом:
Статья: Гарантии и льготы работников-предпенсионеров
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Согласно пенсионной реформе 2019 года возраст выхода на пенсию начал постепенно повышаться. К 2028 году для женщин он будет составлять 60 лет, а для мужчин 65 лет. До 2028 года устанавливается переходный период с постепенным увеличением пенсионного возраста. Чтобы точно установить, когда работник уйдет на пенсию до указанного года, необходимо знать год рождения и пол сотрудника.
(Дячук М.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 3)Согласно пенсионной реформе 2019 года возраст выхода на пенсию начал постепенно повышаться. К 2028 году для женщин он будет составлять 60 лет, а для мужчин 65 лет. До 2028 года устанавливается переходный период с постепенным увеличением пенсионного возраста. Чтобы точно установить, когда работник уйдет на пенсию до указанного года, необходимо знать год рождения и пол сотрудника.
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В связи с чем сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации при переходе на службу в уголовно-исполнительную систему могут рассчитывать на назначения им пенсии за выслугу лет, ежемесячные надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия с учетом периода службы в органах принудительного исполнения.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В связи с чем сотрудники органов принудительного исполнения Российской Федерации при переходе на службу в уголовно-исполнительную систему могут рассчитывать на назначения им пенсии за выслугу лет, ежемесячные надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия с учетом периода службы в органах принудительного исполнения.
Вопрос: Включается ли период обучения в специальный стаж работы, дающий право на назначение досрочной пенсии?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)В отдельных случаях в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников.
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)В отдельных случаях в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии, включаются периоды профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В переходный период необходимый стаж для назначения страховой пенсии должен повышаться с 5 до 15 лет постепенно в течение 10 лет. Так, в 2015 году он должен составлять не менее 6 лет; в 2016 г. - не менее 7 лет; в 2017 г. - не менее 8 лет; в 2018 г. - не менее 9 лет; в 2019 г. - не менее 10 лет; в 2020 г. - не менее 11 лет; в 2021 г. - не менее 12 лет; в 2022 г. - не менее 13 лет; в 2023 г. - не менее 14 лет; в 2024 г. и последующих годах - не менее 15 лет.
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В переходный период необходимый стаж для назначения страховой пенсии должен повышаться с 5 до 15 лет постепенно в течение 10 лет. Так, в 2015 году он должен составлять не менее 6 лет; в 2016 г. - не менее 7 лет; в 2017 г. - не менее 8 лет; в 2018 г. - не менее 9 лет; в 2019 г. - не менее 10 лет; в 2020 г. - не менее 11 лет; в 2021 г. - не менее 12 лет; в 2022 г. - не менее 13 лет; в 2023 г. - не менее 14 лет; в 2024 г. и последующих годах - не менее 15 лет.