Переход на Российское по
Подборка наиболее важных документов по запросу Переход на Российское по (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: До какой даты заказчики обязаны утвердить план перехода на преимущественное использование российского ПО?
("Вестник Института госзакупок", 2023, N 10)"Вестник Института госзакупок", 2023, N 10
("Вестник Института госзакупок", 2023, N 10)"Вестник Института госзакупок", 2023, N 10
Готовое решение: Какие особенности закупки программного обеспечения по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)включенное в реестр российского ПО. Ожидается переход на программы из реестра. Как и когда он произойдет, установит Правительство РФ (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.04.2025 N 58-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)включенное в реестр российского ПО. Ожидается переход на программы из реестра. Как и когда он произойдет, установит Правительство РФ (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.04.2025 N 58-ФЗ);
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 12.1. Особенности государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных
(ред. от 24.06.2025)
"Об информации, информационных технологиях и о защите информации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 12.1. Особенности государственного регулирования в сфере использования российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Кредитные организации обязаны обеспечить переход на преимущественное использование российского программного обеспечения, отечественных радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в соответствии с согласованными Банком России планами мероприятий кредитных организаций по переходу на преимущественное использование российского программного обеспечения, отечественных радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и осуществлять закупки иностранного программного обеспечения, радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, а также закупки услуг, необходимых для их использования на таких объектах, в соответствии с согласованными Банком России заявками.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Кредитные организации обязаны обеспечить переход на преимущественное использование российского программного обеспечения, отечественных радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации в соответствии с согласованными Банком России планами мероприятий кредитных организаций по переходу на преимущественное использование российского программного обеспечения, отечественных радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и осуществлять закупки иностранного программного обеспечения, радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, а также закупки услуг, необходимых для их использования на таких объектах, в соответствии с согласованными Банком России заявками.
Статья: Технологический суверенитет - гарантия безопасности государства
(Чердаков О.И.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)В качестве примеров можно привести: запрет на закупку иностранного программного обеспечения (ПО) для госсектора, а с 2025 г. - полный переход на российское ПО; ограничения на ввоз медицинского оборудования, что стимулировало локализацию производства томографов, аппаратов ИВЛ и иных; налоговые каникулы для IT-компаний с нулевым НДС, снижение страховых взносов; субсидии на НИОКР (до 80% затрат компенсирует государство); стимулирование импортозамещения - требование к иностранным компаниям передавать технологии или открывать производства, создание спецконтрактов; государственную поддержку стратегических отраслей, таких как микроэлектроника, фармацевтика; формирование внутреннего спроса за счет приоритета отечественных товаров в закупках для госсектора (Закон N 44-ФЗ) <18>; субсидирование спроса посредством реализации программы льготного лизинга для предприятий, закупающих российское оборудование; скидки населению на отечественную электронику; защиту интеллектуальной собственности - ограничение патентных прав иностранных компаний в критических отраслях; стимулирование отечественных патентов и др.
(Чердаков О.И.)
("Безопасность бизнеса", 2025, N 2)В качестве примеров можно привести: запрет на закупку иностранного программного обеспечения (ПО) для госсектора, а с 2025 г. - полный переход на российское ПО; ограничения на ввоз медицинского оборудования, что стимулировало локализацию производства томографов, аппаратов ИВЛ и иных; налоговые каникулы для IT-компаний с нулевым НДС, снижение страховых взносов; субсидии на НИОКР (до 80% затрат компенсирует государство); стимулирование импортозамещения - требование к иностранным компаниям передавать технологии или открывать производства, создание спецконтрактов; государственную поддержку стратегических отраслей, таких как микроэлектроника, фармацевтика; формирование внутреннего спроса за счет приоритета отечественных товаров в закупках для госсектора (Закон N 44-ФЗ) <18>; субсидирование спроса посредством реализации программы льготного лизинга для предприятий, закупающих российское оборудование; скидки населению на отечественную электронику; защиту интеллектуальной собственности - ограничение патентных прав иностранных компаний в критических отраслях; стимулирование отечественных патентов и др.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2022 г. N 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" <146> программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемое органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, должно быть включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных государств - членов ЕАЭС, за исключением Российской Федерации <147>.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 августа 2022 г. N 1478 "Об утверждении требований к программному обеспечению, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемому органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, Правил согласования закупок иностранного программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, в целях его использования заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, а также закупок услуг, необходимых для использования этого программного обеспечения на таких объектах, и Правил перехода на преимущественное использование российского программного обеспечения, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации" <146> программное обеспечение, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, используемое органами государственной власти, заказчиками, осуществляющими закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (за исключением организаций с муниципальным участием), на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации, должно быть включено в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных государств - членов ЕАЭС, за исключением Российской Федерации <147>.
Статья: Фискальные меры стимулирования импортозамещения программного обеспечения
(Гузанова М.М.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Ранее средства массовой информации сообщали, что в рамках плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления обсуждается возможность снятия ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения. Однако 5 марта 2022 г. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) опубликовало на своем официальном сайте позицию в части использования нелицензионного софта, сообщив, что в настоящий момент поддержка этого направления не осуществляется. Также Минцифры России, заявив об отсутствии с его стороны предложений по освобождению от ответственности за использование нелицензионного софта, подтвердило, что предложения, которые предоставлены им в план поддержки отрасли информационных технологий, напрямую вытекают из Указа Президента РФ от 2 марта 2022 г. N 83, и заявило о необходимости стимулирования перехода на российское программное обеспечение <3>.
(Гузанова М.М.)
("Финансовое право", 2025, N 8)Ранее средства массовой информации сообщали, что в рамках плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления обсуждается возможность снятия ответственности за использование нелицензионного программного обеспечения. Однако 5 марта 2022 г. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минцифры России) опубликовало на своем официальном сайте позицию в части использования нелицензионного софта, сообщив, что в настоящий момент поддержка этого направления не осуществляется. Также Минцифры России, заявив об отсутствии с его стороны предложений по освобождению от ответственности за использование нелицензионного софта, подтвердило, что предложения, которые предоставлены им в план поддержки отрасли информационных технологий, напрямую вытекают из Указа Президента РФ от 2 марта 2022 г. N 83, и заявило о необходимости стимулирования перехода на российское программное обеспечение <3>.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Справочно. В целях обеспечения выполнения мероприятий по обеспечению технологической независимости на значимых объектах критической информационной инфраструктуры организаций кредитно-финансовой сферы принят Федеральный закон от 13.06.2023 N 243-ФЗ, который определяет полномочия Банка России по согласованию планов мероприятий кредитных и некредитных финансовых организаций по переходу на преимущественное использование российского программного обеспечения, отечественных радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и осуществлению закупок иностранного программного обеспечения, радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и закупок услуг, необходимых для их использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 13.06.2023 N 243-ФЗ Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России будет определен соответствующий порядок.
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Справочно. В целях обеспечения выполнения мероприятий по обеспечению технологической независимости на значимых объектах критической информационной инфраструктуры организаций кредитно-финансовой сферы принят Федеральный закон от 13.06.2023 N 243-ФЗ, который определяет полномочия Банка России по согласованию планов мероприятий кредитных и некредитных финансовых организаций по переходу на преимущественное использование российского программного обеспечения, отечественных радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации и осуществлению закупок иностранного программного обеспечения, радиоэлектронной продукции и телекоммуникационного оборудования, в том числе в составе программно-аппаратных комплексов, и закупок услуг, необходимых для их использования на принадлежащих им значимых объектах критической информационной инфраструктуры Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 13.06.2023 N 243-ФЗ Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России будет определен соответствующий порядок.
Готовое решение: Есть ли ограничения для закупки программного обеспечения по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ПО, сведения о котором есть в реестре российского ПО. При этом необходимо учитывать порядок и сроки перехода на использование программ из реестра российского ПО, которые установит Правительство РФ (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.04.2025 N 58-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)ПО, сведения о котором есть в реестре российского ПО. При этом необходимо учитывать порядок и сроки перехода на использование программ из реестра российского ПО, которые установит Правительство РФ (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.04.2025 N 58-ФЗ);
Готовое решение: Можно ли закупить компьютеры с предустановленным программным обеспечением по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)При этом необходимо учитывать порядок и сроки перехода на использование программ из реестра российского ПО, которые установит Правительство РФ (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.04.2025 N 58-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)При этом необходимо учитывать порядок и сроки перехода на использование программ из реестра российского ПО, которые установит Правительство РФ (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 07.04.2025 N 58-ФЗ).