Передача сетей водоснабжения в муниципальную собственность
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача сетей водоснабжения в муниципальную собственность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Гарантирующая организация и ее отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Следовательно, исходя из пункта 26 статьи 2, статьи 12 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", если в собственности муниципального образования находятся водопроводные сети и им не выполнена обязанность по передаче их во владение и пользование хозяйствующему субъекту, то стоимость воды, составляющая потери, возмещается муниципальным образованием."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Передача федерального имущества
(КонсультантПлюс, 2025)"...на балансе ФГБУ... находятся объекты: магистральные водоводы... трубопровод... разводящие сети... водопровод...
(КонсультантПлюс, 2025)"...на балансе ФГБУ... находятся объекты: магистральные водоводы... трубопровод... разводящие сети... водопровод...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: В чьей собственности могут находиться водопроводные сети?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, законом установлены ограничения на передачу в частную собственность государственных и муниципальных водопроводных сетей.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, законом установлены ограничения на передачу в частную собственность государственных и муниципальных водопроводных сетей.
Статья: В состав внереализационных расходов не должен включаться НДС, доначисленный за прошлые налоговые периоды
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 9)Основанием доначисления налога на прибыль послужили выводы о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды в результате учета в составе расходов амортизационных начислений по имуществу, переданному в хозяйственное ведение (водопроводные, канализационные сети, принятые в хозяйственное ведение из казны города). Суд отказал в удовлетворении требования организации. Ключевым вопросом при решении спора о наличии права на амортизацию имущества, переданного муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, является источник финансирования создания (приобретения) имущества (бюджетное финансирование, собственные средства, иные источники). Источником финансирования, за счет которого приобретено (создано) спорное имущество и в дальнейшем передано в хозяйственное ведение, являлись целевые бюджетные средства. Учитывая, что спорное имущество получено налогоплательщиком безвозмездно и его реконструкция производилась за счет бюджетных средств, у него отсутствует право на амортизацию основных средств.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 9)Основанием доначисления налога на прибыль послужили выводы о получении заявителем необоснованной налоговой выгоды в результате учета в составе расходов амортизационных начислений по имуществу, переданному в хозяйственное ведение (водопроводные, канализационные сети, принятые в хозяйственное ведение из казны города). Суд отказал в удовлетворении требования организации. Ключевым вопросом при решении спора о наличии права на амортизацию имущества, переданного муниципальному предприятию на праве хозяйственного ведения, является источник финансирования создания (приобретения) имущества (бюджетное финансирование, собственные средства, иные источники). Источником финансирования, за счет которого приобретено (создано) спорное имущество и в дальнейшем передано в хозяйственное ведение, являлись целевые бюджетные средства. Учитывая, что спорное имущество получено налогоплательщиком безвозмездно и его реконструкция производилась за счет бюджетных средств, у него отсутствует право на амортизацию основных средств.
Нормативные акты
Приказ Росстата от 28.07.2025 N 367
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")4. При передаче водопроводов или отдельных водопроводных сетей от других ведомств в муниципальную собственность, то есть в ведение органов местного самоуправления, данные по форме предоставляются отдельно за период до его передачи и за фактически проработанное время в новой системе после передачи.
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"
(вместе с "Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения N П-2 (инвест) "Сведения об инвестиционной деятельности")4. При передаче водопроводов или отдельных водопроводных сетей от других ведомств в муниципальную собственность, то есть в ведение органов местного самоуправления, данные по форме предоставляются отдельно за период до его передачи и за фактически проработанное время в новой системе после передачи.
Приказ Росстата от 29.07.2022 N 535
(ред. от 31.07.2024, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"4. При передаче водопроводов или отдельных водопроводных сетей от других ведомств в муниципальную собственность, то есть в ведение органов местного самоуправления, данные по форме предоставляются отдельно за период до его передачи и за фактически проработанное время в новой системе после передачи.
(ред. от 31.07.2024, с изм. от 28.07.2025)
"Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством"4. При передаче водопроводов или отдельных водопроводных сетей от других ведомств в муниципальную собственность, то есть в ведение органов местного самоуправления, данные по форме предоставляются отдельно за период до его передачи и за фактически проработанное время в новой системе после передачи.
Статья: Споры о передаче имущества, закрепленного за учреждением, собственнику
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)2. Сети холодного водоснабжения и канализации намеревалось передать на муниципальный уровень и другое федеральное учреждение (орган власти). Муниципалитет отказался принять эти объекты, ссылаясь на отсутствие документов, позволяющих идентифицировать имущество, а также доказательств пригодности сетей для использования. Городская администрация сообщила учреждению, что для принятия сетей в муниципальную собственность необходимо представить правоудостоверяющую и техническую документацию на них, а также совместно с профильным городским департаментом провести обследование объектов. Учреждение не передало запрашиваемые документы, но посчитало отказ необоснованным.
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель автономного учреждения", 2023, N 6)2. Сети холодного водоснабжения и канализации намеревалось передать на муниципальный уровень и другое федеральное учреждение (орган власти). Муниципалитет отказался принять эти объекты, ссылаясь на отсутствие документов, позволяющих идентифицировать имущество, а также доказательств пригодности сетей для использования. Городская администрация сообщила учреждению, что для принятия сетей в муниципальную собственность необходимо представить правоудостоверяющую и техническую документацию на них, а также совместно с профильным городским департаментом провести обследование объектов. Учреждение не передало запрашиваемые документы, но посчитало отказ необоснованным.
Статья: Правовые проблемы определения границ балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности
(Красникова Л.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)После серии политических, социальных и общественных событий, которые привели к прекращению существования СССР и образованию Российской Федерации, произошел переход к рыночным отношениям, и появился институт частной собственности, т.е. приоритет с государственной собственности сместился в сторону частной. В связи с этим государственной властью были приняты правовые акты, предусматривающие положения о переходе права в отношении государственного имущества в частную собственность граждан и юридических лиц, а именно: Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР", Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <5>. После принятия данных нормативно-правовых актов государство стало проявлять активные действия по передаче государственного имущества в собственность физических и юридических лиц. В кратчайшие сроки проводилась инвентаризация государственного имущества предприятий, оформлялись акты оценки с указанием перечня имущества, подлежащего передаче, но при включении объектов капитального строительства в опись имущества водопроводные и канализационные сети, которые строились совместно с ними в обязательном порядке, поскольку предусмотрены проектной и технической документацией, по каким-то причинам не включались в перечень имущества государственного предприятия; данное упущение со стороны государства явилось причиной возникновения разногласий по договору холодного водоснабжения и водоотведения в части разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами.
(Красникова Л.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 5)После серии политических, социальных и общественных событий, которые привели к прекращению существования СССР и образованию Российской Федерации, произошел переход к рыночным отношениям, и появился институт частной собственности, т.е. приоритет с государственной собственности сместился в сторону частной. В связи с этим государственной властью были приняты правовые акты, предусматривающие положения о переходе права в отношении государственного имущества в частную собственность граждан и юридических лиц, а именно: Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР", Закон Российской Федерации от 3 июля 1991 г. N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" <5>. После принятия данных нормативно-правовых актов государство стало проявлять активные действия по передаче государственного имущества в собственность физических и юридических лиц. В кратчайшие сроки проводилась инвентаризация государственного имущества предприятий, оформлялись акты оценки с указанием перечня имущества, подлежащего передаче, но при включении объектов капитального строительства в опись имущества водопроводные и канализационные сети, которые строились совместно с ними в обязательном порядке, поскольку предусмотрены проектной и технической документацией, по каким-то причинам не включались в перечень имущества государственного предприятия; данное упущение со стороны государства явилось причиной возникновения разногласий по договору холодного водоснабжения и водоотведения в части разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентами.
Вопрос: В части заключения договоров аренды в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по технологической связи без торгов.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)С учетом изложенного при наличии установленной технологической связи между частью сети инженерно-технического обеспечения, находящейся в государственной или муниципальной собственности, и сетью инженерно-технического обеспечения, находящейся во владении и (или) пользовании лица, указанного в части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, собственник государственного или муниципального имущества вправе передать указанное имущество по договору аренды без проведения конкурса на право заключения договора аренды на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
("Официальный сайт ФАС России", 2022)С учетом изложенного при наличии установленной технологической связи между частью сети инженерно-технического обеспечения, находящейся в государственной или муниципальной собственности, и сетью инженерно-технического обеспечения, находящейся во владении и (или) пользовании лица, указанного в части 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, собственник государственного или муниципального имущества вправе передать указанное имущество по договору аренды без проведения конкурса на право заключения договора аренды на основании пункта 8 части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции.
Вопрос: О приватизации источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.
(Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 28-01-09/26546)В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона о приватизации объекты коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 30 Закона о приватизации, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
(Письмо Минфина России от 25.03.2024 N 28-01-09/26546)В соответствии с пунктом 2 статьи 30 Закона о приватизации объекты коммунально-бытового назначения, не включенные в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия по основаниям, указанным в пункте 1 статьи 30 Закона о приватизации, подлежат передаче в муниципальную собственность в порядке, установленном законодательством.
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Суд первой инстанции в рамках дела N А56-51915/2018 при рассмотрении заявления о признании недействительным решения комитета кредиторов о безвозмездной передаче объектов (сетей) газоснабжения в муниципальную собственность, придя к выводу о том, что оспариваемое решение комитета кредиторов не нарушает права и законные интересы кредитора, направлено на сохранение конкурсной массы от дальнейшего бремени содержания указанных сетей, отказал в удовлетворении заявления. При этом судом принято во внимание, что сети газоснабжения относятся к социально значимым объектам, а конкурсным управляющим представлены сведения о признании несостоявшимися торгов по продаже иных социальных объектов - сетей водоснабжения и водоотведения, принадлежащих должнику.
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Суд первой инстанции в рамках дела N А56-51915/2018 при рассмотрении заявления о признании недействительным решения комитета кредиторов о безвозмездной передаче объектов (сетей) газоснабжения в муниципальную собственность, придя к выводу о том, что оспариваемое решение комитета кредиторов не нарушает права и законные интересы кредитора, направлено на сохранение конкурсной массы от дальнейшего бремени содержания указанных сетей, отказал в удовлетворении заявления. При этом судом принято во внимание, что сети газоснабжения относятся к социально значимым объектам, а конкурсным управляющим представлены сведения о признании несостоявшимися торгов по продаже иных социальных объектов - сетей водоснабжения и водоотведения, принадлежащих должнику.