Передача муниципального имущества в концессию
Подборка наиболее важных документов по запросу Передача муниципального имущества в концессию (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 41.1 "Особенности передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности" Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении""Таким образом, по общему правилу передача объектов водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться в рамках концессионных соглашений, заключаемых в порядке, определенном Закона N 115-ФЗ."
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, возникающие из концессионного соглашения: Концессионер хочет обязать Концедента исполнить обязательства по концессионному соглашению
(КонсультантПлюс, 2025)Спорный земельный участок, в отношении которого Концессионер требует заключения договора аренды в соответствии с условиями концессионного соглашения, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет и не передан в муниципальную собственность. Концедент не вправе им распоряжаться
(КонсультантПлюс, 2025)Спорный земельный участок, в отношении которого Концессионер требует заключения договора аренды в соответствии с условиями концессионного соглашения, не сформирован, не поставлен на кадастровый учет и не передан в муниципальную собственность. Концедент не вправе им распоряжаться
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Возможны ли начисления концессионером амортизации на переданное в концессию муниципальное имущество системы водоснабжения и водоотведения?
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
("Официальный сайт ФАС России", 2023)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2023
Статья: Участие прокурора в арбитражном процессе
(Кочетков А.В.)
("Законность", 2024, N 11)Помимо традиционных полномочий прокуроров по оспариванию сделок аренды муниципального имущества, подлежащего передаче по концессионным соглашениям, и оспариванию дополнительных соглашений к контрактам, предусматривающим их авансирование и изменение сроков исполнения, предметом исков было взыскание денежных средств и процентов за пользование денежными средствами, возмещение ущерба в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) контрактных обязательств, признание незаконным бездействия, оспаривание решения третейского суда, признание постройки самовольной и ее снос.
(Кочетков А.В.)
("Законность", 2024, N 11)Помимо традиционных полномочий прокуроров по оспариванию сделок аренды муниципального имущества, подлежащего передаче по концессионным соглашениям, и оспариванию дополнительных соглашений к контрактам, предусматривающим их авансирование и изменение сроков исполнения, предметом исков было взыскание денежных средств и процентов за пользование денежными средствами, возмещение ущерба в связи с неисполнением (ненадлежащим исполнением) контрактных обязательств, признание незаконным бездействия, оспаривание решения третейского суда, признание постройки самовольной и ее снос.
Нормативные акты
Справочная информация: "Расходы, нормируемые для целей налогообложения прибыли"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.18. Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращенного в рамках концессионного соглашения) имущества (имущественных прав)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)1.18. Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращенного в рамках концессионного соглашения) имущества (имущественных прав)
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)С момента официального опубликования (8 мая 2013 г.) Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)С момента официального опубликования (8 мая 2013 г.) Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных ст. 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и ст. 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Статья: Безвозмездная передача ОС: учетные моменты
(Казанцева Е.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 5)- передается имущество в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращается в рамках концессионного соглашения). Расходы в части остаточной стоимости амортизируемого имущества можно учесть, если они профинансированы за счет средств субсидий, полученных на его приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию или техническое перевооружение (приобретение имущественных прав). Они учитываются в размере, не превышающем величину доходов, которые признаются в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (пп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.05.2021 N 03-03-06/1/36025).
(Казанцева Е.П.)
("Налог на прибыль: учет доходов и расходов", 2023, N 5)- передается имущество в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращается в рамках концессионного соглашения). Расходы в части остаточной стоимости амортизируемого имущества можно учесть, если они профинансированы за счет средств субсидий, полученных на его приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию или техническое перевооружение (приобретение имущественных прав). Они учитываются в размере, не превышающем величину доходов, которые признаются в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (пп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.05.2021 N 03-03-06/1/36025).
Готовое решение: Как учитываются безвозмездные операции для целей налогообложения прибыли
(КонсультантПлюс, 2025)передается в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращается в рамках концессионного соглашения). Это правило также распространяется на имущественные права. Расходы в части остаточной стоимости амортизируемого имущества можно учесть, если они профинансированы за счет средств субсидий, полученных на его приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию или техперевооружение (приобретение имущественных прав). Их учитывают в размере, не превышающем величину доходов, которые признаются в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (Письма Минфина России от 28.11.2023 N 03-03-05/114416 (п. 2), от 12.05.2021 N 03-03-06/1/36025);
(КонсультантПлюс, 2025)передается в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращается в рамках концессионного соглашения). Это правило также распространяется на имущественные права. Расходы в части остаточной стоимости амортизируемого имущества можно учесть, если они профинансированы за счет средств субсидий, полученных на его приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию или техперевооружение (приобретение имущественных прав). Их учитывают в размере, не превышающем величину доходов, которые признаются в порядке п. 4.1 ст. 271 НК РФ (Письма Минфина России от 28.11.2023 N 03-03-05/114416 (п. 2), от 12.05.2021 N 03-03-06/1/36025);
Готовое решение: Как благотворительное пожертвование (взнос) отразить в учете благотворителя
(КонсультантПлюс, 2025)Можно учесть в расходах и остаточную стоимость амортизируемого имущества (стоимость имущественных прав), безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращенного в рамках концессионного соглашения), если оно было приобретено за счет средств субсидий на его приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию или техническое перевооружение (приобретение имущественных прав). Учитывается сумма, не превышающая величину доходов, признаваемых по п. 4.1 ст. 271 НК РФ (пп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.05.2021 N 03-03-06/1/36025).
(КонсультантПлюс, 2025)Можно учесть в расходах и остаточную стоимость амортизируемого имущества (стоимость имущественных прав), безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращенного в рамках концессионного соглашения), если оно было приобретено за счет средств субсидий на его приобретение, создание, реконструкцию, модернизацию или техническое перевооружение (приобретение имущественных прав). Учитывается сумма, не превышающая величину доходов, признаваемых по п. 4.1 ст. 271 НК РФ (пп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.05.2021 N 03-03-06/1/36025).
Вопрос: Как оформить и учесть безвозмездную передачу основного средства бюджетному учреждению?
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, в состав расходов по налогу на прибыль можно включить стоимость безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (возвращенного в рамках концессионного соглашения), финансирование которого осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Расходы принимаются в пределах величины доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ (пп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Кроме того, в состав расходов по налогу на прибыль можно включить стоимость безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность имущества (возвращенного в рамках концессионного соглашения), финансирование которого осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ. Расходы принимаются в пределах величины доходов, признаваемых в порядке, установленном абз. 3 п. 4.1 ст. 271 НК РФ (пп. 19.7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Вопрос: Об НДС и налоге на прибыль у концессионера при осуществлении операций в рамках концессионного соглашения.
(Письмо Минфина России от 28.11.2023 N 03-03-05/114416)2. В соответствии с положениями подпункта 19.7 пункта 1 статьи 265 НК РФ налогоплательщик вправе учитывать в составе внереализационных расходов расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращенного в рамках концессионного соглашения) имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абзаце третьем пункта 4.1 статьи 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абзацем третьим пункта 4.1 статьи 271 НК РФ.
(Письмо Минфина России от 28.11.2023 N 03-03-05/114416)2. В соответствии с положениями подпункта 19.7 пункта 1 статьи 265 НК РФ налогоплательщик вправе учитывать в составе внереализационных расходов расходы в виде стоимости безвозмездно переданного в государственную и (или) муниципальную собственность (возвращенного в рамках концессионного соглашения) имущества (имущественных прав), финансирование которых осуществлено за счет средств субсидий, указанных в абзаце третьем пункта 4.1 статьи 271 НК РФ, в размере, не превышающем величину доходов, признаваемых в порядке, установленном абзацем третьим пункта 4.1 статьи 271 НК РФ.
Статья: Охранное обязательство объекта культурного наследия
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если в состав переданного лицу объекта концессионного соглашения, или соглашения о государственно-частном партнерстве, или соглашения о муниципально-частном партнерстве входит имущество, являющееся объектом культурного наследия, включенным в реестр, или выявленным объектом культурного наследия, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом (абз. 10, 11 п. 11 ст. 47.6 Закона об объектах культурного наследия).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Если в состав переданного лицу объекта концессионного соглашения, или соглашения о государственно-частном партнерстве, или соглашения о муниципально-частном партнерстве входит имущество, являющееся объектом культурного наследия, включенным в реестр, или выявленным объектом культурного наследия, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом (абз. 10, 11 п. 11 ст. 47.6 Закона об объектах культурного наследия).
Вопрос: Об определении концессионером первоначальной стоимости и начислении амортизации в отношении муниципального имущества, полученного по концессионному соглашению, в целях налога на прибыль.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-03-05/10386)По условиям соглашения Концессионер обязуется за свой счет (средства целевого бюджетного финансирования не предусмотрены) создать, реконструировать и модернизировать имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту, и осуществлять на территории муниципального образования с использованием Объекта концессионного соглашения (муниципального имущества) производство, передачу тепловой энергии и горячей воды для целей обеспечения потребителей тепловой энергией и горячей водой, в том числе для поддержания мощности, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования Объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
(Письмо Минфина России от 08.02.2024 N 03-03-05/10386)По условиям соглашения Концессионер обязуется за свой счет (средства целевого бюджетного финансирования не предусмотрены) создать, реконструировать и модернизировать имущество, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать Концеденту, и осуществлять на территории муниципального образования с использованием Объекта концессионного соглашения (муниципального имущества) производство, передачу тепловой энергии и горячей воды для целей обеспечения потребителей тепловой энергией и горячей водой, в том числе для поддержания мощности, а Концедент обязуется предоставить Концессионеру на срок, установленный концессионным соглашением, права владения и пользования Объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Статья: К вопросу о гражданско-правовой природе концессионного соглашения в сфере жилищно-коммунального хозяйства
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Наиболее близким по своей правовой природе к концессионному соглашению является договор аренды. Анализируя сходства и отличия концессии и аренды, Е.Е. Китанина пришла к выводу, что "отношения аренды и концессии различны" <5>, поскольку концессионное соглашение предполагает не только владение и пользование тем или иным имуществом, но и его последовательное улучшение, в том числе посредством осуществления капитальных вложений в мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации инфраструктуры. Помимо этого, концессионная деятельность в виде оказания общественно значимых услуг потребителям с использованием такого имущества осуществляется непрерывно, в отличие от деятельности арендатора, который может самостоятельно определять, каким образом осуществлять ту или иную деятельность на арендованном имуществе. Это непосредственно относится к коммунальным концессиям и концессионерам, также являющимся ресурсоснабжающими организациями, поскольку услуга по предоставлению коммунального ресурса (питьевой воды, тепловой энергии) характеризуется непрерывностью, а приостановки в ее предоставлении домохозяйствам и предприятиям могут негативно сказаться на жизнедеятельности и осуществлении экономической деятельности. Так, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <6> предусмотрен по общему правилу уведомительный порядок ограничения и (или) приостановления предоставления коммунальных услуг потребителям, за исключением объективных событий в виде аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Также особым признаком концессионного соглашения является безусловное сохранение имущества, переданного в рамках концессии, в собственности публичной стороны (государственная или муниципальная собственность), в то время как арендатор может обладать правом выкупа арендуемого имущества согласно ст. 624 Гражданского кодекса РФ <7>. Несмотря на приведенные отличия, интересной является судебная практика, согласно которой к концессионному соглашению были по аналогии применены нормы гражданского законодательства об аренде в части принципа следования права аренды за объектом. Так, суд апелляционной инстанции указал <8>, что смена собственника имущества, которое является объектом концессионного соглашения, не является основанием для изменения или расторжения концессионного соглашения (при условии, что имущество не утрачивает статус муниципального).
(Замескин Л.М.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 4)Наиболее близким по своей правовой природе к концессионному соглашению является договор аренды. Анализируя сходства и отличия концессии и аренды, Е.Е. Китанина пришла к выводу, что "отношения аренды и концессии различны" <5>, поскольку концессионное соглашение предполагает не только владение и пользование тем или иным имуществом, но и его последовательное улучшение, в том числе посредством осуществления капитальных вложений в мероприятия по строительству, реконструкции и (или) модернизации инфраструктуры. Помимо этого, концессионная деятельность в виде оказания общественно значимых услуг потребителям с использованием такого имущества осуществляется непрерывно, в отличие от деятельности арендатора, который может самостоятельно определять, каким образом осуществлять ту или иную деятельность на арендованном имуществе. Это непосредственно относится к коммунальным концессиям и концессионерам, также являющимся ресурсоснабжающими организациями, поскольку услуга по предоставлению коммунального ресурса (питьевой воды, тепловой энергии) характеризуется непрерывностью, а приостановки в ее предоставлении домохозяйствам и предприятиям могут негативно сказаться на жизнедеятельности и осуществлении экономической деятельности. Так, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов <6> предусмотрен по общему правилу уведомительный порядок ограничения и (или) приостановления предоставления коммунальных услуг потребителям, за исключением объективных событий в виде аварийных ситуаций, стихийных бедствий. Также особым признаком концессионного соглашения является безусловное сохранение имущества, переданного в рамках концессии, в собственности публичной стороны (государственная или муниципальная собственность), в то время как арендатор может обладать правом выкупа арендуемого имущества согласно ст. 624 Гражданского кодекса РФ <7>. Несмотря на приведенные отличия, интересной является судебная практика, согласно которой к концессионному соглашению были по аналогии применены нормы гражданского законодательства об аренде в части принципа следования права аренды за объектом. Так, суд апелляционной инстанции указал <8>, что смена собственника имущества, которое является объектом концессионного соглашения, не является основанием для изменения или расторжения концессионного соглашения (при условии, что имущество не утрачивает статус муниципального).