Перечень товаров реклама которых запрещается
Подборка наиболее важных документов по запросу Перечень товаров реклама которых запрещается (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры о нарушении интеллектуальных прав в рекламной деятельности
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Согласно позиции Президиума ВАС РФ <2> для поддержания интереса к товару не обязательна трансляция изображения самого товара, достаточно трансляции средств индивидуализации, о нем напоминающих. Подпункт 3 п. 2 ст. 5 Закона "О рекламе" прямо запрещает суррогатное рекламирование. Закон также закрепляет способы, использование которых в рекламе недопустимо в целях защиты несовершеннолетних (ст. 6 Закона "О рекламе"), а также приведен перечень товаров и услуг, которые не подлежат рекламированию (ст. 7 Закона "О рекламе").
(Куропацкая Е.Г.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2022, N 4)Согласно позиции Президиума ВАС РФ <2> для поддержания интереса к товару не обязательна трансляция изображения самого товара, достаточно трансляции средств индивидуализации, о нем напоминающих. Подпункт 3 п. 2 ст. 5 Закона "О рекламе" прямо запрещает суррогатное рекламирование. Закон также закрепляет способы, использование которых в рекламе недопустимо в целях защиты несовершеннолетних (ст. 6 Закона "О рекламе"), а также приведен перечень товаров и услуг, которые не подлежат рекламированию (ст. 7 Закона "О рекламе").
Статья: Дальнейшие перспективы развития цифрового права в современном обществе
(Володина Н.В.)
("Современное право", 2025, N 8)Парадоксально, но, рассматривая цифровые права, приходится отметить, что в российском законодательстве отсутствует понятие "цифровые деньги", но введено понятие "цифровая валюта", представляющая собой совокупность электронных данных, которые могут быть приняты в качестве средства платежа, но не являются официальной денежной единицей России, иностранного государства или международной расчетной единицей, а также могут использоваться как инвестиционный актив (ч. 3 ст. 1 Закона о цифровых финансовых активах). Более того, Федеральный закон от 08.08.2024 N 221-ФЗ регулирует майнинг цифровой валюты и вводит понятие реестра майнеров и операторов майнинговой инфраструктуры <2>. Этот же Закон вводит запрет на рекламу цифровой валюты и товаров, работ и услуг в целях ее обращения. При этом Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" включает операторов цифровых финансовых активов в перечень субъектов первичного финансового мониторинга, что подразумевает контроль и отчетность при операциях с цифровыми деньгами <3>.
(Володина Н.В.)
("Современное право", 2025, N 8)Парадоксально, но, рассматривая цифровые права, приходится отметить, что в российском законодательстве отсутствует понятие "цифровые деньги", но введено понятие "цифровая валюта", представляющая собой совокупность электронных данных, которые могут быть приняты в качестве средства платежа, но не являются официальной денежной единицей России, иностранного государства или международной расчетной единицей, а также могут использоваться как инвестиционный актив (ч. 3 ст. 1 Закона о цифровых финансовых активах). Более того, Федеральный закон от 08.08.2024 N 221-ФЗ регулирует майнинг цифровой валюты и вводит понятие реестра майнеров и операторов майнинговой инфраструктуры <2>. Этот же Закон вводит запрет на рекламу цифровой валюты и товаров, работ и услуг в целях ее обращения. При этом Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" включает операторов цифровых финансовых активов в перечень субъектов первичного финансового мониторинга, что подразумевает контроль и отчетность при операциях с цифровыми деньгами <3>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 7. Объекты рекламирования, реклама которых не допускается
(ред. от 31.07.2025)
"О рекламе"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 7. Объекты рекламирования, реклама которых не допускается
Статья: Преодоление защитой системных сбоев в работе обвинения, обусловленных игнорированием дознанием и судом первой инстанции норм материального и процессуального права, имеющих бланкетный характер
(Колоколов Н.А.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)Покупке лекарств за границей предшествует целый комплекс действий, осуществляемых как продавцом, так и покупателем. За продавцом оферта - реклама товара, которая, по идее, должна содержать все необходимые сведения о лекарствах, включая исчерпывающий список ингредиентов.
(Колоколов Н.А.)
("Адвокатская практика", 2023, N 2)Покупке лекарств за границей предшествует целый комплекс действий, осуществляемых как продавцом, так и покупателем. За продавцом оферта - реклама товара, которая, по идее, должна содержать все необходимые сведения о лекарствах, включая исчерпывающий список ингредиентов.
"1 000 вопросов по товарным знакам: разъяснения правоприменительной практики"
(Джермакян В.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Исходя из законодательства РФ, пропаганда и реклама в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров запрещена (см. ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 30.10.2018); ст. 6.13 КоАП РФ; ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").
(Джермакян В.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Исходя из законодательства РФ, пропаганда и реклама в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров запрещена (см. ст. 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (ред. от 30.10.2018); ст. 6.13 КоАП РФ; ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах").
Тематический выпуск: Налог на добавленную стоимость: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Вместе с тем, как указано выше, операции по распространению рекламной полиграфической продукции вообще не следует рассматривать как реализацию в целях исчисления НДС, поскольку она не обладает признаками товара - имущества, предназначенного для продажи. При этом в п. 2 ст. 170 НК РФ запрет на применение налоговых вычетов установлен в отношении операций, не являющихся объектом налогообложения и перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ и - путем отсылки из него - в п. 3 ст. 39 НК РФ. В перечнях этих норм НК РФ рассматриваемая операция не упоминается.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 8)Вместе с тем, как указано выше, операции по распространению рекламной полиграфической продукции вообще не следует рассматривать как реализацию в целях исчисления НДС, поскольку она не обладает признаками товара - имущества, предназначенного для продажи. При этом в п. 2 ст. 170 НК РФ запрет на применение налоговых вычетов установлен в отношении операций, не являющихся объектом налогообложения и перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ и - путем отсылки из него - в п. 3 ст. 39 НК РФ. В перечнях этих норм НК РФ рассматриваемая операция не упоминается.
Статья: Реклама лекарственных средств и медицинских изделий
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 4)Общих требований всего два: добросовестность и достоверность. Оба эти требования подробно объяснены в Федеральных законах "О рекламе" и "О защите конкуренции". По данному вопросу существует и обширная судебная практика. Так в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-18371/2010 суд признал, что перечень сведений о товаре, который должны быть достоверными, не является закрытым: противопоказания к применению медицинского изделия, если они указаны в рекламе, должны быть достоверными, хотя противопоказания прямо не поименованы в ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
(Яковлева О.)
("Административное право", 2021, N 4)Общих требований всего два: добросовестность и достоверность. Оба эти требования подробно объяснены в Федеральных законах "О рекламе" и "О защите конкуренции". По данному вопросу существует и обширная судебная практика. Так в Постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по делу N А55-18371/2010 суд признал, что перечень сведений о товаре, который должны быть достоверными, не является закрытым: противопоказания к применению медицинского изделия, если они указаны в рекламе, должны быть достоверными, хотя противопоказания прямо не поименованы в ст. 5 Федерального закона "О рекламе".
Статья: Актуальные нативные инструменты бренд-коммуникаций
(Звегинцева Е.А., Иванов А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Указанный Закон содержит запрет на использование скрытой рекламы, однако перечень способов и приемов распространения скрытой рекламы является открытым. Безусловно, ситуацию смогло бы разрешить законодательное определение понятия нативной рекламы (в частности, даже такой старейшей и массово используемой ее разновидности, как продакт-плейсмент). Однако сейчас в Законе "О рекламе" эта разновидность маркетинговой коммуникации, как уже отмечалось выше, никак не упоминается.
(Звегинцева Е.А., Иванов А.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2023, N 2)Указанный Закон содержит запрет на использование скрытой рекламы, однако перечень способов и приемов распространения скрытой рекламы является открытым. Безусловно, ситуацию смогло бы разрешить законодательное определение понятия нативной рекламы (в частности, даже такой старейшей и массово используемой ее разновидности, как продакт-плейсмент). Однако сейчас в Законе "О рекламе" эта разновидность маркетинговой коммуникации, как уже отмечалось выше, никак не упоминается.