Пенсия работодатель не уплачивал страховые взносы
Подборка наиболее важных документов по запросу Пенсия работодатель не уплачивал страховые взносы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры по НДФЛ и страховым взносам (пенсионным взносам, взносам на ОМС и страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством): Застрахованное лицо хочет обязать Организацию (ИП) произвести отчисление пенсионных взносов по доптарифу
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Застрахованного лица, Организация (ИП), являющаяся работодателем, необоснованно не перечисляла с выплачиваемых ему сумм пенсионные взносы по доптарифу. Застрахованное лицо ссылается на то, что оно было занято на работах с особыми условиями труда.
(КонсультантПлюс, 2025)По мнению Застрахованного лица, Организация (ИП), являющаяся работодателем, необоснованно не перечисляла с выплачиваемых ему сумм пенсионные взносы по доптарифу. Застрахованное лицо ссылается на то, что оно было занято на работах с особыми условиями труда.
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.12.2024 по делу N 88-21803/2024 (УИД 66RS0009-01-2024-000827-81)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что при назначении пенсии в страховой стаж не зачтены спорные периоды работы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что период работы с 27 ноября 1998 года по 10 декабря 2001 года в качестве помощника машиниста в ООО "Рилекс" подлежит включению в страховой (общий) стаж, поскольку уплата страховых взносов должна осуществляться работодателем, неуплата работодателем страховых взносов не лишает права работника на пенсионное обеспечение, контроль за правильностью исчисления страховых взносов возлагается на налоговое органы, а взыскание недоимки по страховым взносам - на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) Об обязании произвести перерасчет пенсии; 2) О включении периода работы в трудовой стаж.
Обстоятельства: Истец указал, что при назначении пенсии в страховой стаж не зачтены спорные периоды работы.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что период работы с 27 ноября 1998 года по 10 декабря 2001 года в качестве помощника машиниста в ООО "Рилекс" подлежит включению в страховой (общий) стаж, поскольку уплата страховых взносов должна осуществляться работодателем, неуплата работодателем страховых взносов не лишает права работника на пенсионное обеспечение, контроль за правильностью исчисления страховых взносов возлагается на налоговое органы, а взыскание недоимки по страховым взносам - на территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Пенсионное законодательство содержит пробел в правовом регулировании, которое бы обеспечивало беспрепятственную реализацию пенсионных прав застрахованными лицами, работавшими по трудовому договору и выполнившими предусмотренные законом условия для приобретения права на пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц. Несмотря на высказанную Конституционным Судом РФ правовую позицию по вопросу о необходимости закрепления достаточных гарантий реализации застрахованными лицами их пенсионных прав, подобное положение все еще отсутствует в пенсионном законодательстве. Поэтому в своих решениях по спорам о включении периодов работы, за которые работодателем (страхователем) не были уплачены страховые взносы, в страховой стаж застрахованных лиц суды напрямую ссылаются на приведенную правовую позицию о том, что сама по себе такая неуплата не может служить причиной изъятия данных периодов из подсчета продолжительности страхового стажа.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Пенсионное законодательство содержит пробел в правовом регулировании, которое бы обеспечивало беспрепятственную реализацию пенсионных прав застрахованными лицами, работавшими по трудовому договору и выполнившими предусмотренные законом условия для приобретения права на пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц. Несмотря на высказанную Конституционным Судом РФ правовую позицию по вопросу о необходимости закрепления достаточных гарантий реализации застрахованными лицами их пенсионных прав, подобное положение все еще отсутствует в пенсионном законодательстве. Поэтому в своих решениях по спорам о включении периодов работы, за которые работодателем (страхователем) не были уплачены страховые взносы, в страховой стаж застрахованных лиц суды напрямую ссылаются на приведенную правовую позицию о том, что сама по себе такая неуплата не может служить причиной изъятия данных периодов из подсчета продолжительности страхового стажа.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по пенсионным спорам"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)При обращении в пенсионный орган М. стало известно о том, что весь период его работы электрогазосварщиком в акционерном обществе не учтен для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (работа с тяжелыми условиями труда), поскольку работодателем не уплачивался предусмотренный статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2024)При обращении в пенсионный орган М. стало известно о том, что весь период его работы электрогазосварщиком в акционерном обществе не учтен для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (работа с тяжелыми условиями труда), поскольку работодателем не уплачивался предусмотренный статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30
(ред. от 28.05.2019)
"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"9. Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.
(ред. от 28.05.2019)
"О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии"9. Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов. Причем к моменту этого перерасчета (не ранее 10 июля 2007 года) размер страховой части трудовой пенсии должен составлять сумму, которую гражданин получал бы в случае уплаты страхователем страховых взносов полностью.
Вопрос: О страховых взносах с выплат и вознаграждений, начисляемых работникам - военным пенсионерам.
(Письмо Минфина России от 29.01.2025 N 03-15-05/7604)При этом в статье 422 Кодекса в перечне выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, не поименованы суммы выплат в пользу работников, являющихся получателями пенсий, в том числе установленных в соответствии с Законом N 4468-1.
(Письмо Минфина России от 29.01.2025 N 03-15-05/7604)При этом в статье 422 Кодекса в перечне выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, не поименованы суммы выплат в пользу работников, являющихся получателями пенсий, в том числе установленных в соответствии с Законом N 4468-1.
Статья: Реализация принципа пропорциональности в пенсионной системе
(Гадбин А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)Интересным является Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2022 г. N 117-КГ22-4-К4 <17>. Гражданин обратился с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом его периодов работы с 2002 по 2014 г. в качестве гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота РФ, дислоцированных на территории Украины и г. Севастополя. В удовлетворении требований ему было отказано, поскольку за указанные периоды работы страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались. Суды поддержали позицию пенсионного органа, но Верховный Суд РФ отменил их решения, сославшись на пропорциональность. Принцип пропорциональности в решении проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах. Верховный Суд РФ подчеркнул, что неуплата страховых взносов работодателем не должна препятствовать реализации права гражданина на получение полного пенсионного обеспечения, поскольку это создавало бы необоснованные различия в условиях приобретения пенсионных прав граждан одной категории. При этом суд особо отметил недопустимость различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях, указав, что любая дифференциация должна быть объективно оправданной и соразмерной.
(Гадбин А.Ю.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 5)Интересным является Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 11 июля 2022 г. N 117-КГ22-4-К4 <17>. Гражданин обратился с заявлением о перерасчете страховой пенсии по старости с учетом его периодов работы с 2002 по 2014 г. в качестве гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота РФ, дислоцированных на территории Украины и г. Севастополя. В удовлетворении требований ему было отказано, поскольку за указанные периоды работы страховые взносы в Пенсионный фонд РФ не уплачивались. Суды поддержали позицию пенсионного органа, но Верховный Суд РФ отменил их решения, сославшись на пропорциональность. Принцип пропорциональности в решении проявляется в нескольких взаимосвязанных аспектах. Верховный Суд РФ подчеркнул, что неуплата страховых взносов работодателем не должна препятствовать реализации права гражданина на получение полного пенсионного обеспечения, поскольку это создавало бы необоснованные различия в условиях приобретения пенсионных прав граждан одной категории. При этом суд особо отметил недопустимость различий в правах граждан, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях, указав, что любая дифференциация должна быть объективно оправданной и соразмерной.
Статья: Конституционный нормоконтроль в сфере социальной защиты
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Оспариваемая норма может быть признана не соответствующей Конституции, и тогда она должна быть скорректирована с учетом правовой позиции Конституционного Суда. Необходимость организационно-правового и финансового обеспечения социальной защиты определенных категорий граждан, подпадающих под действие дисквалифицированной нормы, в период до введения нового регулирования служит основанием для установления Конституционным Судом особенностей исполнения решения, включая временное регулирование, которое законодатель может учитывать в качестве ориентира при внесении в оспариваемое положение необходимых изменений. Так, в Постановлении от 22.03.2007 N 4-П был установлен шестимесячный срок для изменения порядка определения максимального размера пособия по беременности и родам для женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию, а оспариваемая норма утрачивала силу не позднее чем по истечении указанного срока. Временное регулирование было установлено Конституционным Судом и в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П применительно к порядку реализации права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такое право должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
(Федорова М.Ю.)
("Закон", 2020, N 12)Оспариваемая норма может быть признана не соответствующей Конституции, и тогда она должна быть скорректирована с учетом правовой позиции Конституционного Суда. Необходимость организационно-правового и финансового обеспечения социальной защиты определенных категорий граждан, подпадающих под действие дисквалифицированной нормы, в период до введения нового регулирования служит основанием для установления Конституционным Судом особенностей исполнения решения, включая временное регулирование, которое законодатель может учитывать в качестве ориентира при внесении в оспариваемое положение необходимых изменений. Так, в Постановлении от 22.03.2007 N 4-П был установлен шестимесячный срок для изменения порядка определения максимального размера пособия по беременности и родам для женщин, подлежащих обязательному социальному страхованию, а оспариваемая норма утрачивала силу не позднее чем по истечении указанного срока. Временное регулирование было установлено Конституционным Судом и в Постановлении от 10.07.2007 N 9-П применительно к порядку реализации права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. Такое право должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению Пенсионному фонду необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.
Статья: Пенсия предпринимателя
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2025, N 6)Отказывая в зачете в общий страховой стаж истца периодов деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что Г. не уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. При этом правила об ответственности работодателей за неуплату страховых взносов не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.
(Шишкина А.)
("Трудовое право", 2025, N 6)Отказывая в зачете в общий страховой стаж истца периодов деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, суд первой инстанции исходил из того, что Г. не уплачивал страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. При этом правила об ответственности работодателей за неуплату страховых взносов не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.
Статья: Ошибки Пенсионного фонда России (Социального фонда России) - основание для перерасчета пенсии
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Еще одним аргументом со стороны ПФР (СФР) в отношении неучета страхового стажа является неуплата работодателем страховых взносов.
(Луценко С.И.)
("Современное право", 2025, N 3)Еще одним аргументом со стороны ПФР (СФР) в отношении неучета страхового стажа является неуплата работодателем страховых взносов.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)До установления соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранного государства, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователей обязанности по перечислению в ПФР необходимых средств за счет федерального бюджета (см. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 188-О-П).
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)До установления соответствующего правового регулирования право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранного государства, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователей обязанности по перечислению в ПФР необходимых средств за счет федерального бюджета (см. Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 188-О-П).
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В частности, соответствующая правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П. В частности, Конституционный Суд указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в ПФР в пользу застрахованных лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию, а право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством <65>.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В частности, соответствующая правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П. В частности, Конституционный Суд указал, что неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в ПФР в пользу застрахованных лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию, а право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством <65>.