Парламентский контроль
Подборка наиболее важных документов по запросу Парламентский контроль (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные проблемы парламентского контроля
(Нагибина А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8
(Нагибина А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8)"Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 8
Статья: Парламентский контроль как средство оценки и повышения эффективности публичной власти
(Ульянов А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)"Российский юридический журнал", 2023, N 6
(Ульянов А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)"Российский юридический журнал", 2023, N 6
Нормативные акты
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)Совет Федерации, Государственная Дума вправе осуществлять парламентский контроль, в том числе направлять парламентские запросы руководителям государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, входящим в компетенцию этих органов и должностных лиц. Порядок осуществления парламентского контроля определяется федеральными законами и регламентами палат Федерального Собрания.
Федеральный закон от 07.05.2013 N 77-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О парламентском контроле"7 мая 2013 года N 77-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О парламентском контроле"7 мая 2013 года N 77-ФЗ
Статья: Повышение эффективности контроля в государственной правозащитной деятельности как актуальная задача
(Чечельницкий И.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)При этом важно отметить, что благодаря информации и помощи парламенту омбудсмен или парламентский уполномоченный способствуют усилению парламентского контроля за исполнительной властью. В соответствии с возложенными на него обязанностями Уполномоченный обеспечивает независимый от каких-либо органов публичной власти и должностных лиц контроль за соблюдением ими прав человека и по жалобам обратившихся заявителей предоставленными ему правовыми средствами осуществляет их государственную защиту. В отличие от роли омбудсмена и других национальных правозащитных учреждений Уполномоченный наделен контрольными полномочиями (пусть и ограниченными) за признанием и соблюдением конституционных прав человека всеми органами публичной власти (законодательными, исполнительными и судебными; федеральными, региональными и муниципальными) <5>.
(Чечельницкий И.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)При этом важно отметить, что благодаря информации и помощи парламенту омбудсмен или парламентский уполномоченный способствуют усилению парламентского контроля за исполнительной властью. В соответствии с возложенными на него обязанностями Уполномоченный обеспечивает независимый от каких-либо органов публичной власти и должностных лиц контроль за соблюдением ими прав человека и по жалобам обратившихся заявителей предоставленными ему правовыми средствами осуществляет их государственную защиту. В отличие от роли омбудсмена и других национальных правозащитных учреждений Уполномоченный наделен контрольными полномочиями (пусть и ограниченными) за признанием и соблюдением конституционных прав человека всеми органами публичной власти (законодательными, исполнительными и судебными; федеральными, региональными и муниципальными) <5>.
Статья: Временное применение международных договоров: вызов конституционным принципам или неотъемлемый атрибут международных отношений?
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)В отсутствие в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года специальных правил о соотношении международного и национального права в рамках режима временного применения международных договоров в этой статье исследуются степень и характер влияния конституционных положений внутреннего права государства на выражение им согласия на временное применение международного договора. Указанному режиму присущи несомненные преимущества, позволяющие органам исполнительной власти оперативно урегулировать различные сложности, возникающие в международных отношениях, без необходимости обращения к порой продолжительным процедурам парламентского одобрения. При этом с учетом того, что обязательства государства, возникающие в силу временного применения, регулируются принципом pacta sunt servanda, возникает обеспокоенность в отношении пределов полномочий органов исполнительной власти связывать государство международно-правовыми обязательствами в свете конституционного принципа разделения властей, а также особой природы законодательных органов, осуществляющих функции народного представительства. Варианты разрешения обозначенных сложностей находят свое отражение в нормах национального законодательства широкого круга государств, предусматривающих особые условия для выражения согласия на временное применение. При этом остается не вполне решенным вопрос об условиях признания согласия государства на временное применение международного договора недействительным в случае нарушения органами исполнительной власти соответствующих требований внутреннего права. Представляется, что обращение к тем же правилам, которые предусмотрены в статье 46 Венской конвенции в отношении признания недействительным согласия государства на обязательность для него международного договора, не будет в полной мере учитывать специфику режима временного применения международных договоров. Имея в виду указанную обеспокоенность, с учетом проведенного сравнительно-правового анализа автор предлагает решения, направленные на усиление парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти в Российской Федерации без нивелирования преимуществ режима временного применения. Такие решения, inter alia, предполагают как расширение функций парламента, так и установление дополнительных правовых процедур, обеспечивающих реализацию предписаний, обозначенных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
(Булатов Е.В.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)В отсутствие в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года специальных правил о соотношении международного и национального права в рамках режима временного применения международных договоров в этой статье исследуются степень и характер влияния конституционных положений внутреннего права государства на выражение им согласия на временное применение международного договора. Указанному режиму присущи несомненные преимущества, позволяющие органам исполнительной власти оперативно урегулировать различные сложности, возникающие в международных отношениях, без необходимости обращения к порой продолжительным процедурам парламентского одобрения. При этом с учетом того, что обязательства государства, возникающие в силу временного применения, регулируются принципом pacta sunt servanda, возникает обеспокоенность в отношении пределов полномочий органов исполнительной власти связывать государство международно-правовыми обязательствами в свете конституционного принципа разделения властей, а также особой природы законодательных органов, осуществляющих функции народного представительства. Варианты разрешения обозначенных сложностей находят свое отражение в нормах национального законодательства широкого круга государств, предусматривающих особые условия для выражения согласия на временное применение. При этом остается не вполне решенным вопрос об условиях признания согласия государства на временное применение международного договора недействительным в случае нарушения органами исполнительной власти соответствующих требований внутреннего права. Представляется, что обращение к тем же правилам, которые предусмотрены в статье 46 Венской конвенции в отношении признания недействительным согласия государства на обязательность для него международного договора, не будет в полной мере учитывать специфику режима временного применения международных договоров. Имея в виду указанную обеспокоенность, с учетом проведенного сравнительно-правового анализа автор предлагает решения, направленные на усиление парламентского контроля за деятельностью исполнительной власти в Российской Федерации без нивелирования преимуществ режима временного применения. Такие решения, inter alia, предполагают как расширение функций парламента, так и установление дополнительных правовых процедур, обеспечивающих реализацию предписаний, обозначенных в решениях Конституционного Суда Российской Федерации.
Статья: Конституционно-правовые основы парламентского контроля в Республике Южная Осетия
(Кочиева О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10
(Кочиева О.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10)"Актуальные проблемы российского права", 2021, N 10
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основы парламентского контроля на федеральном уровне закреплены в Федеральном законе от 07.05.2013 N 77-ФЗ "О парламентском контроле". Данным Законом определены цели, принципы, субъекты, формы парламентского контроля. Парламентский финансовый контроль осуществляется, в частности, в следующих формах:
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Основы парламентского контроля на федеральном уровне закреплены в Федеральном законе от 07.05.2013 N 77-ФЗ "О парламентском контроле". Данным Законом определены цели, принципы, субъекты, формы парламентского контроля. Парламентский финансовый контроль осуществляется, в частности, в следующих формах:
Статья: Вотум недоверия Правительству РФ: форма парламентского контроля или политический демарш?
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11)"Конституционное и муниципальное право", 2022, N 11
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Помимо президентского, можно выделить такие разновидности вневедомственного контроля, как парламентский контроль, осуществляемый палатами Федерального Собрания РФ, отдельными членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы в форме депутатских запросов; правительственный контроль - Правительством РФ; правозащитный контроль - Уполномоченным по правам человека РФ, а также уполномоченными в субъектах Российской Федерации.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Помимо президентского, можно выделить такие разновидности вневедомственного контроля, как парламентский контроль, осуществляемый палатами Федерального Собрания РФ, отдельными членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы в форме депутатских запросов; правительственный контроль - Правительством РФ; правозащитный контроль - Уполномоченным по правам человека РФ, а также уполномоченными в субъектах Российской Федерации.
Статья: Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Деятельность конституционного совета проистекает из контрольной функции парламента. В этой связи функционально конституционный совет должен реализовывать некий особый парламентский контроль за соблюдением конституционной законности в нормативных правовых актах. Его решения не обладают обязательной силой исполнения и для парламента выполняют роль "экспертных заключений", которые парламент может учитывать, внося изменения в нормативные правовые акты, тем самым исправляя выявленные пробелы и коллизии в правовом поле субъекта РФ. Здесь интересно мнение Г.Р. Хабибуллиной, которая, проведя анализ принципов деятельности и природы Конституционного совета Республики Адыгея, пришла к выводу, что сущность правовой деятельности данного органа "выражается в проведении квалифицированной общественной экспертизы проектов конституционных законов" <17>.
(Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Деятельность конституционного совета проистекает из контрольной функции парламента. В этой связи функционально конституционный совет должен реализовывать некий особый парламентский контроль за соблюдением конституционной законности в нормативных правовых актах. Его решения не обладают обязательной силой исполнения и для парламента выполняют роль "экспертных заключений", которые парламент может учитывать, внося изменения в нормативные правовые акты, тем самым исправляя выявленные пробелы и коллизии в правовом поле субъекта РФ. Здесь интересно мнение Г.Р. Хабибуллиной, которая, проведя анализ принципов деятельности и природы Конституционного совета Республики Адыгея, пришла к выводу, что сущность правовой деятельности данного органа "выражается в проведении квалифицированной общественной экспертизы проектов конституционных законов" <17>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Соломатина Е.А. Понятие, сущность и основные черты парламентского контроля за деятельностью правоохранительных органов // Юридический мир. 2006. N 10. С. 75.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<1> Соломатина Е.А. Понятие, сущность и основные черты парламентского контроля за деятельностью правоохранительных органов // Юридический мир. 2006. N 10. С. 75.
Интервью: Российский АПК выходит на новый уровень
("Современные страховые технологии", 2025, N 4)- А.Д.: Совет Федерации осуществляет парламентский контроль климатической политики РФ с 2016 года. В частности, разработаны планы адаптации к изменениям климата в 79 регионах РФ. По прогнозам Росгидромета, глобальные изменения температур к 2030 году превысят пороговые значения относительно доиндустриального периода на 1,5 градуса, а к 2043 году - на 2 градуса.
("Современные страховые технологии", 2025, N 4)- А.Д.: Совет Федерации осуществляет парламентский контроль климатической политики РФ с 2016 года. В частности, разработаны планы адаптации к изменениям климата в 79 регионах РФ. По прогнозам Росгидромета, глобальные изменения температур к 2030 году превысят пороговые значения относительно доиндустриального периода на 1,5 градуса, а к 2043 году - на 2 градуса.