Парламент Российской Федерации является
Подборка наиболее важных документов по запросу Парламент Российской Федерации является (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конституционное право Российской Федерации: Учебник для академического бакалавриата и магистратуры"
(4-е издание, измененное и дополненное)
(Шахрай С.М.)
("Статут", 2017)Выделяют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленные Конституцией РФ:
(4-е издание, измененное и дополненное)
(Шахрай С.М.)
("Статут", 2017)Выделяют три основные группы полномочий палат Федерального Собрания, установленные Конституцией РФ:
Статья: Государственная Дума
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Россия - государство с республиканской формой правления, государственная власть в котором осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 1, 10 Конституции РФ). Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент России, который наравне с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть (ст. ст. 11, 94 Конституции РФ) и согласно ч. 1 ст. 95 Конституции РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее - ГД) еще называют нижней палатой парламента, и она играет особую роль в законодательном процессе.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Россия - государство с республиканской формой правления, государственная власть в котором осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (ст. ст. 1, 10 Конституции РФ). Представительным и законодательным органом РФ является Федеральное Собрание - парламент России, который наравне с Президентом, Правительством и судами РФ осуществляет государственную власть (ст. ст. 11, 94 Конституции РФ) и согласно ч. 1 ст. 95 Конституции РФ состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы. Государственную Думу Федерального Собрания РФ (далее - ГД) еще называют нижней палатой парламента, и она играет особую роль в законодательном процессе.
Нормативные акты
Статья: Незашоренные размышления в связи с внесением 22 мая 2024 г. в Государственную Думу проекта Федерального конституционного закона "О Конституционном Собрании"
(Румянцев О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)Конституция 1993 г. совершенно справедливо не допускает смешения власти законодательной и учредительной. Согласно ч. 2 ст. 97, "депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти". Обращаю внимание, что в итоговой редакции ст. 94 главы 5 "Федеральное Собрание" пропало слово, что парламент Российской Федерации является единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации.
(Румянцев О.Г.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 9)Конституция 1993 г. совершенно справедливо не допускает смешения власти законодательной и учредительной. Согласно ч. 2 ст. 97, "депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти". Обращаю внимание, что в итоговой редакции ст. 94 главы 5 "Федеральное Собрание" пропало слово, что парламент Российской Федерации является единственным представительным и законодательным органом Российской Федерации.
Статья: Роль и назначение Совета Федерации в системе публичной власти
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Еще одним немаловажным вопросом остается легитимность способа формирования Совета Федерации. В отличие от депутатов Государственной Думы, которые избираются путем прямых выборов, сенаторы Совета Федерации не выбираются гражданами субъектов Российской Федерации непосредственно. По нашему мнению, многоступенчатость способа формирования сенаторов в современных российских условиях снижает степень легитимации Совета Федерации в целом. Хотя мы придерживаемся позиции, согласно которой важен не сам собственно способ образования (формирования) органа публичной власти, а результативность (эффективность) его деятельности. К сожалению, для большинства россиян Совет Федерации представляет собой "палату чиновников, которых они туда не избирали". Справедливо утверждение Н.А. Филипповой, которая, анализируя порядок формирования Совета Федерации, приходит к выводу, что данная палата российского парламента является "органом органов" <9>, а "Конституция Российской Федерации не определила Совет Федерации в качестве государственного органа, представляющего субъекты Федерации" <10>.
(Авдеев Д.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Еще одним немаловажным вопросом остается легитимность способа формирования Совета Федерации. В отличие от депутатов Государственной Думы, которые избираются путем прямых выборов, сенаторы Совета Федерации не выбираются гражданами субъектов Российской Федерации непосредственно. По нашему мнению, многоступенчатость способа формирования сенаторов в современных российских условиях снижает степень легитимации Совета Федерации в целом. Хотя мы придерживаемся позиции, согласно которой важен не сам собственно способ образования (формирования) органа публичной власти, а результативность (эффективность) его деятельности. К сожалению, для большинства россиян Совет Федерации представляет собой "палату чиновников, которых они туда не избирали". Справедливо утверждение Н.А. Филипповой, которая, анализируя порядок формирования Совета Федерации, приходит к выводу, что данная палата российского парламента является "органом органов" <9>, а "Конституция Российской Федерации не определила Совет Федерации в качестве государственного органа, представляющего субъекты Федерации" <10>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95 Конституции РФ). Значительное число законов, принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации, направлено на организацию экономической сферы российского общества.
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 94, 95 Конституции РФ). Значительное число законов, принимаемых Федеральным Собранием Российской Федерации, направлено на организацию экономической сферы российского общества.
Статья: Перспективы конституционно-правового регулирования статуса Федерального Собрания Российской Федерации
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Важным, на наш взгляд, является и вопрос определения места палат в Федеральном Собрании и относительно друг друга. Статья 94 Конституции закрепляет положение о том, что "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации", а в ст. 95 установлено, что "Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы". В средствах массовой информации, общественной и политической жизни, а также в научных работах, выступлениях профессиональных юристов и самих парламентариев Совет Федерации часто называют "верхней" палатой Федерального Собрания, а Государственную Думу, соответственно, "нижней". Однако деление палат Федерального Собрания на "верхнюю" и "нижнюю" является скорее исторической традицией и расхожим мнением, популяризированным средствами массовой информации, нежели имеет под собой реальные правовые основания. В Конституции, федеральных законах, регламентах палат, иных нормативных правовых актах отсутствуют положения о том, что одна из палат является верхней или нижней, как и положения о том, что какая-либо палата имеет более высокий статус по отношению к другой.
(Ключников Н.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Важным, на наш взгляд, является и вопрос определения места палат в Федеральном Собрании и относительно друг друга. Статья 94 Конституции закрепляет положение о том, что "Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации", а в ст. 95 установлено, что "Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы". В средствах массовой информации, общественной и политической жизни, а также в научных работах, выступлениях профессиональных юристов и самих парламентариев Совет Федерации часто называют "верхней" палатой Федерального Собрания, а Государственную Думу, соответственно, "нижней". Однако деление палат Федерального Собрания на "верхнюю" и "нижнюю" является скорее исторической традицией и расхожим мнением, популяризированным средствами массовой информации, нежели имеет под собой реальные правовые основания. В Конституции, федеральных законах, регламентах палат, иных нормативных правовых актах отсутствуют положения о том, что одна из палат является верхней или нижней, как и положения о том, что какая-либо палата имеет более высокий статус по отношению к другой.