Пакет поправок
Подборка наиболее важных документов по запросу Пакет поправок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Настоящее и будущее контроля государственных закупок
(Кобаненко М.А.)
("Закон", 2021, N 8)Статья посвящена анализу так называемого оптимизационного пакета поправок к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Принятые в июле 2021 г. поправки направлены на дальнейшие упрощение, ускорение, унификацию процессов закупок для государственных нужд и завершают перевод государственных закупок в электронную форму. Вместе с тем дискуссия о концептуальных подходах к регулированию системы государственного заказа продолжается: должно ли оно развиваться по жесткому и формальному пути либо предусматривать большую свободу сторон государственного контракта и послабление процедурного контроля? Автором статьи предложены конкретные меры по дальнейшему развитию законодательства о закупках, направленные на обеспечение баланса интересов поставщиков и заказчиков - сторон государственного контракта. В статье дается оценка роли ФАС России при осуществлении контроля за государственными закупками, анализируются особенности защиты нарушенных прав участников закупки при обращении в ФАС России и суд. Кроме того, автором отмечены основные проблемные моменты, возникающие при осуществлении судебного контроля за государственными закупками, освещены подходы актуальной судебной практики, в том числе нового "антимонопольного" Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2.
(Кобаненко М.А.)
("Закон", 2021, N 8)Статья посвящена анализу так называемого оптимизационного пакета поправок к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Принятые в июле 2021 г. поправки направлены на дальнейшие упрощение, ускорение, унификацию процессов закупок для государственных нужд и завершают перевод государственных закупок в электронную форму. Вместе с тем дискуссия о концептуальных подходах к регулированию системы государственного заказа продолжается: должно ли оно развиваться по жесткому и формальному пути либо предусматривать большую свободу сторон государственного контракта и послабление процедурного контроля? Автором статьи предложены конкретные меры по дальнейшему развитию законодательства о закупках, направленные на обеспечение баланса интересов поставщиков и заказчиков - сторон государственного контракта. В статье дается оценка роли ФАС России при осуществлении контроля за государственными закупками, анализируются особенности защиты нарушенных прав участников закупки при обращении в ФАС России и суд. Кроме того, автором отмечены основные проблемные моменты, возникающие при осуществлении судебного контроля за государственными закупками, освещены подходы актуальной судебной практики, в том числе нового "антимонопольного" Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2.
Интервью: Законодательство о контрактной системе: позиция контрольного органа (интервью с О.В. Горбачевой, начальником управления контроля размещения госзаказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- За последние два года был принят масштабный пакет оптимизационных поправок в действующее законодательство о контрактной системе. В первую очередь речь идет о поправках в системообразующие Законы - N 44-ФЗ и N 223-ФЗ. Как Вы в целом оцениваете результат данной реформы и нынешнее состояние сферы госзакупок с точки зрения контрольного органа?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)- За последние два года был принят масштабный пакет оптимизационных поправок в действующее законодательство о контрактной системе. В первую очередь речь идет о поправках в системообразующие Законы - N 44-ФЗ и N 223-ФЗ. Как Вы в целом оцениваете результат данной реформы и нынешнее состояние сферы госзакупок с точки зрения контрольного органа?
Нормативные акты
Обзор: "Частичная мобилизация: обзор важных новостей для бизнеса и учреждений"
(КонсультантПлюс, 2025)Опубликовали пакет поправок к НК РФ и ряду законов
(КонсультантПлюс, 2025)Опубликовали пакет поправок к НК РФ и ряду законов
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В 2015 г. в ФПГП США 1938 г. был внесен пакет поправок, основная цель которого заключалась в стремлении Верховного суда США сделать гражданское судебное разбирательство более эффективным, сжимая сроки "раннего управления делами" (early case management), оптимизируя планирование раскрытия доказательств (discovery planning), сужая сроки раскрытия и количество доказательств (narrowing discovery). Отметим, что одним из отличительных признаков гражданского судопроизводства США выступает порядок полного раскрытия доказательств (discovery), который был закреплен в ФПГП 1938 г. Раскрытие доказательств - это часть досудебной стадии (Pretrial Procedures) гражданского процесса в США. За последние 20 лет в связи с повсеместными процессами цифровизации процедура Discovery стала занимать центральное место в гражданском процессе США как по своей значимости, так и по размеру денежных средств, затрачиваемых на нее сторонами. По некоторым оценкам, затраты на процедуру Discovery сейчас составляют от 50 до 90% от общих затрат на рассмотрение дела. Американские юристы подчеркивали, что злоупотребление "раскрытием доказательств" является одной из основных причин задержек и перегруженности судебной системы. Процедура Discovery потеснила не только другие досудебные процедуры, такие как "плидирование", "досудебная конференция" и пр., но и такие стадии гражданского процесса, как судебное разбирательство и апелляция <1>.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)В 2015 г. в ФПГП США 1938 г. был внесен пакет поправок, основная цель которого заключалась в стремлении Верховного суда США сделать гражданское судебное разбирательство более эффективным, сжимая сроки "раннего управления делами" (early case management), оптимизируя планирование раскрытия доказательств (discovery planning), сужая сроки раскрытия и количество доказательств (narrowing discovery). Отметим, что одним из отличительных признаков гражданского судопроизводства США выступает порядок полного раскрытия доказательств (discovery), который был закреплен в ФПГП 1938 г. Раскрытие доказательств - это часть досудебной стадии (Pretrial Procedures) гражданского процесса в США. За последние 20 лет в связи с повсеместными процессами цифровизации процедура Discovery стала занимать центральное место в гражданском процессе США как по своей значимости, так и по размеру денежных средств, затрачиваемых на нее сторонами. По некоторым оценкам, затраты на процедуру Discovery сейчас составляют от 50 до 90% от общих затрат на рассмотрение дела. Американские юристы подчеркивали, что злоупотребление "раскрытием доказательств" является одной из основных причин задержек и перегруженности судебной системы. Процедура Discovery потеснила не только другие досудебные процедуры, такие как "плидирование", "досудебная конференция" и пр., но и такие стадии гражданского процесса, как судебное разбирательство и апелляция <1>.
"Правовое регулирование государственного контроля за экономической концентрацией: монография"
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)В качестве еще одной позитивной новеллы данного пакета поправок можно назвать внедрение института государственного контроля за "соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию", в дальнейшем ставшего основой для статьи 35 Закона о защите конкуренции в современной редакции. Фактически на основании данной нормы хозяйствующие субъекты, имевшие намерение заключить определенное соглашение или осуществлять согласованные действия, могли добровольно в предварительном порядке обратиться в антимонопольный орган с целью проверки соответствия соглашения или согласованных действий антимонопольному законодательству.
(Овакимян К.Б.)
("Проспект", 2024)В качестве еще одной позитивной новеллы данного пакета поправок можно назвать внедрение института государственного контроля за "соглашениями или согласованными действиями хозяйствующих субъектов, ограничивающими конкуренцию", в дальнейшем ставшего основой для статьи 35 Закона о защите конкуренции в современной редакции. Фактически на основании данной нормы хозяйствующие субъекты, имевшие намерение заключить определенное соглашение или осуществлять согласованные действия, могли добровольно в предварительном порядке обратиться в антимонопольный орган с целью проверки соответствия соглашения или согласованных действий антимонопольному законодательству.
Статья: Налоговый кодекс - 2026. Как может измениться НК РФ?
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)В случае принятия предложенного пакета поправок с 2026 года компании не будут самостоятельно рассчитывать земельный, транспортный и имущественный налоги по кадастровой стоимости. Эту функцию начнет выполнять ФНС России. "Компании будут получать уведомления с готовыми суммами к уплате, аналогично физическим лицам. При этом бизнес сохраняет обязанность контролировать корректность начислений и при необходимости оспаривать неверные суммы", - отмечает Ольга Подрезова.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 10)В случае принятия предложенного пакета поправок с 2026 года компании не будут самостоятельно рассчитывать земельный, транспортный и имущественный налоги по кадастровой стоимости. Эту функцию начнет выполнять ФНС России. "Компании будут получать уведомления с готовыми суммами к уплате, аналогично физическим лицам. При этом бизнес сохраняет обязанность контролировать корректность начислений и при необходимости оспаривать неверные суммы", - отмечает Ольга Подрезова.
Статья: Регистрация товарных знаков в Китайской Народной Республике: особенности процедуры
(Терещенко О.И.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)КНР, равно как и Россия, признает различные способы идентификации продукции допустимыми к регистрации в качестве товарных знаков. До принятия третьего пакета поправок <6> китайское законодательство не предусматривало регистрацию нетрадиционных товарных знаков, что контрастировало с глобальными тенденциями. В действующей редакции ст. 8 Закона КНР установлен расширенный перечень охраноспособных обозначений, включающий слова, буквы, цифры, изображения, объемные формы, звуки, комбинации цветов. Обращает на себя внимание аспект недопустимости регистрации в КНР товарных знаков, представляющих собой цвет в его абстрактном понимании. В Китае возможна охрана только сочетания фигур, выполненных в различных цветах. Обоснованием такого подхода может быть ограниченность количества цветов в принципе и, соответственно, их исчерпание в случае предоставления исключительного права только отдельным участникам рынка. Это может препятствовать законному использованию цветов другими продавцами [4]. В России такие товарные знаки признаются комбинированными и не рассматриваются в контексте исключительно цветовых <7>. Цвет считается характеристикой объекта, а не самим объектом, а следовательно, по общему правилу он не способен в отрыве от иных индивидуализирующих элементов выполнять собственно функцию индивидуализации. Все цветовые товарные знаки в России зарегистрированы на основании доказанной вторичной различительной способности через представление документов, свидетельствующих об интенсивном введении соответствующего обозначения в хозяйственный оборот и его восприятии в качестве средства индивидуализации. При этом для комбинированных товарных знаков, представляющих собой сочетание фигур и цветов, такое доказывание не требуется. Например, не является цветовым товарным знаком, а охраняет конкретную совокупность фигур разных цветов товарный знак N 648235 на имя АО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат" [5].
(Терещенко О.И.)
("Вестник ФИПС", 2025, N 2)КНР, равно как и Россия, признает различные способы идентификации продукции допустимыми к регистрации в качестве товарных знаков. До принятия третьего пакета поправок <6> китайское законодательство не предусматривало регистрацию нетрадиционных товарных знаков, что контрастировало с глобальными тенденциями. В действующей редакции ст. 8 Закона КНР установлен расширенный перечень охраноспособных обозначений, включающий слова, буквы, цифры, изображения, объемные формы, звуки, комбинации цветов. Обращает на себя внимание аспект недопустимости регистрации в КНР товарных знаков, представляющих собой цвет в его абстрактном понимании. В Китае возможна охрана только сочетания фигур, выполненных в различных цветах. Обоснованием такого подхода может быть ограниченность количества цветов в принципе и, соответственно, их исчерпание в случае предоставления исключительного права только отдельным участникам рынка. Это может препятствовать законному использованию цветов другими продавцами [4]. В России такие товарные знаки признаются комбинированными и не рассматриваются в контексте исключительно цветовых <7>. Цвет считается характеристикой объекта, а не самим объектом, а следовательно, по общему правилу он не способен в отрыве от иных индивидуализирующих элементов выполнять собственно функцию индивидуализации. Все цветовые товарные знаки в России зарегистрированы на основании доказанной вторичной различительной способности через представление документов, свидетельствующих об интенсивном введении соответствующего обозначения в хозяйственный оборот и его восприятии в качестве средства индивидуализации. При этом для комбинированных товарных знаков, представляющих собой сочетание фигур и цветов, такое доказывание не требуется. Например, не является цветовым товарным знаком, а охраняет конкретную совокупность фигур разных цветов товарный знак N 648235 на имя АО "Останкинский мясоперерабатывающий комбинат" [5].
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Представляется, что этот момент был попросту упущен из виду при подготовке пакета поправок в НК РФ. Вряд ли кто-то имел в виду заставить упрощенца, применяющего пониженную ставку, платить 20% со стоимости неподтвержденного экспорта. Хотя, конечно, все возможно в этом мире.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Представляется, что этот момент был попросту упущен из виду при подготовке пакета поправок в НК РФ. Вряд ли кто-то имел в виду заставить упрощенца, применяющего пониженную ставку, платить 20% со стоимости неподтвержденного экспорта. Хотя, конечно, все возможно в этом мире.
Статья: Анализ новейшего немецкого антимонопольного законодательства
(Грушин Ю.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)С 1998 г. в GWB было внесено одиннадцать пакетов поправок; начиная с девятого пакета, поправки в большей или меньшей степени затрагивали вопросы противодействия монополизации цифровой экономики.
(Грушин Ю.О.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)С 1998 г. в GWB было внесено одиннадцать пакетов поправок; начиная с девятого пакета, поправки в большей или меньшей степени затрагивали вопросы противодействия монополизации цифровой экономики.
"Правовые аспекты разработки и коммерциализации программного обеспечения"
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Примечательно, что в отношении открытых лицензий ГК РФ предусмотрел все же определенное исключение из жесткого общего правила. В рамках пакета поправок в часть четвертую ГК РФ, принятых в 2014 г., ст. 1266 Кодекса была дополнена положением, в соответствии с которым автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, а также на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения. Однако такое согласие может быть дано автором только в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1233 и п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ. Представляется, что в качестве альтернативы существенному пересмотру права на неприкосновенность произведения применительно к компьютерным программам в целом, как было рассмотрено выше, можно было бы в перспективе распространить данное исключение в том числе и на иные лицензионные договоры в отношении компьютерных программ, а не только в отношении открытых лицензий.
(Савельев А.И.)
("Статут", 2024)Примечательно, что в отношении открытых лицензий ГК РФ предусмотрел все же определенное исключение из жесткого общего правила. В рамках пакета поправок в часть четвертую ГК РФ, принятых в 2014 г., ст. 1266 Кодекса была дополнена положением, в соответствии с которым автор может дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, а также на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения. Однако такое согласие может быть дано автором только в случаях, предусмотренных п. 5 ст. 1233 и п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ. Представляется, что в качестве альтернативы существенному пересмотру права на неприкосновенность произведения применительно к компьютерным программам в целом, как было рассмотрено выше, можно было бы в перспективе распространить данное исключение в том числе и на иные лицензионные договоры в отношении компьютерных программ, а не только в отношении открытых лицензий.
Статья: Актуальные тенденции формирования и регулирования отчетности об устойчивом развитии в мировой практике
(Зенкина И.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)По последним данным в 2025 г. Европейской комиссией принят пакет "быстрых" поправок к Европейским стандартам отчетности в области устойчивого развития в целях предоставления крупным компаниям двухлетней отсрочки в раскрытии дополнительных ESG-данных согласно Директиве по корпоративной отчетности в области устойчивого развития. Эта мера направлена на так называемые компании "Первой волны" (Wave One), которые в соответствии с этапами внедрения обязательной нефинансовой отчетности уже обязаны отчитываться по ESRS за 2024 г. и которым ранее предписывалось расширить раскрытие информации в течение следующих двух лет. Вносимые поправки позволяют таким компаниям сохранить прежний уровень отчетности до 2026-го финансового года, фактически приостановив и добавление новых обязательств по раскрытию информации.
(Зенкина И.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 10)По последним данным в 2025 г. Европейской комиссией принят пакет "быстрых" поправок к Европейским стандартам отчетности в области устойчивого развития в целях предоставления крупным компаниям двухлетней отсрочки в раскрытии дополнительных ESG-данных согласно Директиве по корпоративной отчетности в области устойчивого развития. Эта мера направлена на так называемые компании "Первой волны" (Wave One), которые в соответствии с этапами внедрения обязательной нефинансовой отчетности уже обязаны отчитываться по ESRS за 2024 г. и которым ранее предписывалось расширить раскрытие информации в течение следующих двух лет. Вносимые поправки позволяют таким компаниям сохранить прежний уровень отчетности до 2026-го финансового года, фактически приостановив и добавление новых обязательств по раскрытию информации.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Представляется, что этот момент был попросту упущен из виду при подготовке пакета поправок в НК РФ. Вряд ли кто-то имел в виду заставить упрощенца, применяющего пониженную ставку, платить 20% со стоимости неподтвержденного экспорта.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Представляется, что этот момент был попросту упущен из виду при подготовке пакета поправок в НК РФ. Вряд ли кто-то имел в виду заставить упрощенца, применяющего пониженную ставку, платить 20% со стоимости неподтвержденного экспорта.
Статья: Ценностные основы в правовом статусе педагога: позиции Конституционного Суда Российской Федерации
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Следует заметить, что вопросам правового статуса педагогических работников посвящена статья 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". И в ней в полной мере имплементировано как ценностное понимание статуса педагога, так и конституционные предписания. Более того, эта имплементация является не неким статичным явлением, а динамично развивающимся процессом. Например, тем же пакетом поправок в декабре 2023 г. в данную статью был включен пункт 12 части 3, указывающей, что педагогам гарантируется право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Отражение конституционной идеи статьи 21 Основного Закона здесь очевидно.
(Сланов О.Т., Дзодзиков З.У., Хугаева Р.Г., Бекоева Т.А.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 3)Следует заметить, что вопросам правового статуса педагогических работников посвящена статья 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". И в ней в полной мере имплементировано как ценностное понимание статуса педагога, так и конституционные предписания. Более того, эта имплементация является не неким статичным явлением, а динамично развивающимся процессом. Например, тем же пакетом поправок в декабре 2023 г. в данную статью был включен пункт 12 части 3, указывающей, что педагогам гарантируется право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности. Отражение конституционной идеи статьи 21 Основного Закона здесь очевидно.