Ознакомление с протоколом об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Ознакомление с протоколом об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 26.4 "Экспертиза" КоАП РФ"Довод заявителя о том, что данное заключение эксперта является недопустимым доказательством, поскольку в нарушение требований части 4 статьи 26.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа не ознакомило Ш. и его защитника с определением о назначении экспертизы, а также что протокол об административном правонарушении составлен в нарушение статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отсутствие Ш., не извещенного надлежащим образом о месте и времени его составления, обоснованно отвергнуты судьей Верховного суда Удмуртской Республики по основаниям, приведенным в соответствующем судебном акте, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Отдельные вопросы соблюдения прав участников процесса при рассмотрении мировыми судьями дел об административных правонарушениях
(Петрова А.С.)
("Мировой судья", 2022, N 9)"В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
(Петрова А.С.)
("Мировой судья", 2022, N 9)"В силу части 4 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Ситуация: Как происходит эвакуация автомобиля и что при этом предпринять?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ознакомиться с протоколом об административном правонарушении или о задержании транспортного средства;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)ознакомиться с протоколом об административном правонарушении или о задержании транспортного средства;
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а в случае их присутствия при составлении протокола об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи - с копией такого протокола, направленной в порядке, предусмотренном частью 5.1 настоящей статьи.
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 22.10.2025)4. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, а в случае их присутствия при составлении протокола об административном правонарушении путем использования систем видео-конференц-связи - с копией такого протокола, направленной в порядке, предусмотренном частью 5.1 настоящей статьи.
Приказ Минэкономразвития России от 04.10.2019 N 636
"Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством экономического развития Российской Федерации государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2020 N 57186)Руководителю или иному должностному лицу, уполномоченному представителю проверяемого лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу;
"Об утверждении Административного регламента осуществления Министерством экономического развития Российской Федерации государственного надзора за деятельностью туроператоров и объединения туроператоров в сфере выездного туризма"
(Зарегистрировано в Минюсте России 17.01.2020 N 57186)Руководителю или иному должностному лицу, уполномоченному представителю проверяемого лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу;
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)К противоправному бездействию опрошенные предприниматели отнесли: отказ в принятии возражений к акту проверки; отказ в принятии доказательств; неуведомление о проведении проверки; отказ в ознакомлении с нормативными документами, устанавливающими обязательные требования, соблюдение которых проверяется; отказ в ознакомлении с приказом (распоряжением) о проведении проверки; отказ в ознакомлении с определением о назначении экспертизы, с протоколом об административном правонарушении, с актом проверки; отказ во внесении записи о проведении проверки в журнал проверок. Из этого перечня грубыми признаны лишь неуведомление о проведении проверки, если такое уведомление обязательно, и непредставление акта проверки для ознакомления.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)К противоправному бездействию опрошенные предприниматели отнесли: отказ в принятии возражений к акту проверки; отказ в принятии доказательств; неуведомление о проведении проверки; отказ в ознакомлении с нормативными документами, устанавливающими обязательные требования, соблюдение которых проверяется; отказ в ознакомлении с приказом (распоряжением) о проведении проверки; отказ в ознакомлении с определением о назначении экспертизы, с протоколом об административном правонарушении, с актом проверки; отказ во внесении записи о проведении проверки в журнал проверок. Из этого перечня грубыми признаны лишь неуведомление о проведении проверки, если такое уведомление обязательно, и непредставление акта проверки для ознакомления.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)ж) юрисдикционными - при возбуждении производства по делу об административном правонарушении по результатам осуществления контрольного (надзорного) мероприятия (например, право на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представление объяснения и замечания по содержанию протокола) <1>.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)ж) юрисдикционными - при возбуждении производства по делу об административном правонарушении по результатам осуществления контрольного (надзорного) мероприятия (например, право на ознакомление с протоколом об административном правонарушении, представление объяснения и замечания по содержанию протокола) <1>.
Статья: Виды, характер и дефекты системных связей норм законодательства об административных правонарушениях
(Малахов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Представляется необходимым нормативно определить понятие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В определении должен быть отражен момент обретения лицом данного процессуального статуса. Таковым следует считать совершение с его участием любых процессуальных действий (получение объяснений, составление протокола об административном правонарушении, ознакомление с материалами, которые могут быть поводом к возбуждению дела и т.д.), которые осуществляются для решения вопроса о привлечении данного лица к административной ответственности.
(Малахов С.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 9)Представляется необходимым нормативно определить понятие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В определении должен быть отражен момент обретения лицом данного процессуального статуса. Таковым следует считать совершение с его участием любых процессуальных действий (получение объяснений, составление протокола об административном правонарушении, ознакомление с материалами, которые могут быть поводом к возбуждению дела и т.д.), которые осуществляются для решения вопроса о привлечении данного лица к административной ответственности.
Статья: Извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Российский судья", 2025, N 8)На основании ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ) лицам, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, предоставляется право ознакомиться с протоколом, представить объяснения и (или) замечания по содержанию инкриминируемого события, отраженные в протоколе или прилагаемых к нему отдельных процессуальных актах.
(Дерюга Н.Н., Дерюга А.Н.)
("Российский судья", 2025, N 8)На основании ч. 4 ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <1> (далее - КоАП РФ) лицам, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, предоставляется право ознакомиться с протоколом, представить объяснения и (или) замечания по содержанию инкриминируемого события, отраженные в протоколе или прилагаемых к нему отдельных процессуальных актах.