Ознакомление с приказом по личному составу
Подборка наиболее важных документов по запросу Ознакомление с приказом по личному составу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Личная карточка работника (в т.ч. совместителя)
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд... исходил из того, что отсутствие приказов о приеме... переводе... и увольнении... отсутствие ее подписи об ознакомлении с данными приказами в личной карточке истицы, отсутствие записи об увольнении в личной карточке, ненадлежащее ее заполнение не свидетельствуют о фальсификации внесенных в нее сведений, а хранение личной карточки истицы в личном деле не нарушает норм действующего на период трудовых отношений... законодательства..."
(КонсультантПлюс, 2025)Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд... исходил из того, что отсутствие приказов о приеме... переводе... и увольнении... отсутствие ее подписи об ознакомлении с данными приказами в личной карточке истицы, отсутствие записи об увольнении в личной карточке, ненадлежащее ее заполнение не свидетельствуют о фальсификации внесенных в нее сведений, а хранение личной карточки истицы в личном деле не нарушает норм действующего на период трудовых отношений... законодательства..."
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 03.05.2023 N 33-1349/2023 (УИД 04RS0021-01-2023-000034-60)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: Приказом истец был уволен со службы, с чем не согласен, так как нарушений контракта не допускал, его вина во вменяемом дисциплинарном проступке не установлена, при увольнении нарушена процедура, так как он уволен в период нахождения на листке временной нетрудоспособности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Показания свидетелей <...> в суде первой инстанции о том, что руководитель группы по работе с личным составом ОМВД России по Джидинскому району подполковник полиции <...>. при ознакомлении <...> с приказами о наложении на него дисциплинарного взыскания и увольнения достоверно располагала сведениями о нахождении истца на листке временной нетрудоспособности обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве допустимого и относимого доказательства по следующим основаниям.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 3) О восстановлении на работе; 4) О признании незаконным увольнения; 5) О признании результатов служебной проверки недействительными.
Обстоятельства: Приказом истец был уволен со службы, с чем не согласен, так как нарушений контракта не допускал, его вина во вменяемом дисциплинарном проступке не установлена, при увольнении нарушена процедура, так как он уволен в период нахождения на листке временной нетрудоспособности.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.Показания свидетелей <...> в суде первой инстанции о том, что руководитель группы по работе с личным составом ОМВД России по Джидинскому району подполковник полиции <...>. при ознакомлении <...> с приказами о наложении на него дисциплинарного взыскания и увольнения достоверно располагала сведениями о нахождении истца на листке временной нетрудоспособности обоснованно не приняты судом первой инстанции в качестве допустимого и относимого доказательства по следующим основаниям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Порядок ознакомления с приказами
(Глотова С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 4)Ознакомление с приказами по личному составу
(Глотова С.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 4)Ознакомление с приказами по личному составу
Статья: Формы кадровых приказов: что обязательно должен учитывать кадровик
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)В сущности говоря, во всех приказах по личному составу в реквизите ознакомления указывают должности работников, поскольку ГОСТ в принципе в понятие "подпись" включает наименование должности лица, подписывающего документ (п. 5.22 ГОСТа).
(Ливена С.В.)
("Кадровик-практик", 2024, N 8)В сущности говоря, во всех приказах по личному составу в реквизите ознакомления указывают должности работников, поскольку ГОСТ в принципе в понятие "подпись" включает наименование должности лица, подписывающего документ (п. 5.22 ГОСТа).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 10.11.2007 N 1495
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")Занесение в Книгу почета производится приказом командира воинской части (корабля). В Книге почета помещается фотография военнослужащего и излагается краткое содержание его достижений или подвига.
(ред. от 24.06.2025)
"Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации"
(вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации")Занесение в Книгу почета производится приказом командира воинской части (корабля). В Книге почета помещается фотография военнослужащего и излагается краткое содержание его достижений или подвига.
Статья: Особенности работы с приказами по административно-хозяйственным вопросам
(Кожанова Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 5)Это и есть круг вопросов по административно-хозяйственной деятельности. Ознакомившись с ним и со схемой 1, можно выделить 5 критериев, которым должен соответствовать приказ по АХВ. Важно, что соответствие должно быть полное. Если хотя бы 1 из критериев не подходит к конкретному приказу, то он относится или к основной деятельности, или к личному составу.
(Кожанова Е.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 5)Это и есть круг вопросов по административно-хозяйственной деятельности. Ознакомившись с ним и со схемой 1, можно выделить 5 критериев, которым должен соответствовать приказ по АХВ. Важно, что соответствие должно быть полное. Если хотя бы 1 из критериев не подходит к конкретному приказу, то он относится или к основной деятельности, или к личному составу.
Статья: Кадровые документы в электронном виде: ведение, ознакомление, получение согласия
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 6)Хотели у вас получить консультацию по поводу работы с приказом по личному составу "О работе в выходной день" и оформления согласия работника на выход в выходной день. Мы приказы данного вида запускаем в электронном документообороте на согласование и прикладываем к ним скан-образцы согласий работника (разработали определенную форму согласия, где работник ставит физическую подпись о своем согласии на выход). Возникает вопрос, возможно ли согласие перевести в электронный вид? Или нужно использовать исключительно физическую подпись?
(Сенаторова Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 6)Хотели у вас получить консультацию по поводу работы с приказом по личному составу "О работе в выходной день" и оформления согласия работника на выход в выходной день. Мы приказы данного вида запускаем в электронном документообороте на согласование и прикладываем к ним скан-образцы согласий работника (разработали определенную форму согласия, где работник ставит физическую подпись о своем согласии на выход). Возникает вопрос, возможно ли согласие перевести в электронный вид? Или нужно использовать исключительно физическую подпись?
Статья: Должностная инструкция: практические ситуации
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Таким образом, рекомендуем сосредоточить внимание на разработке ЛНА организации, регламентирующих все кадровые процедуры <2>, в т.ч. ведение личных дел.
(Иритикова В.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Таким образом, рекомендуем сосредоточить внимание на разработке ЛНА организации, регламентирующих все кадровые процедуры <2>, в т.ч. ведение личных дел.
Статья: О соотношении корпоративного и трудового права в отношении руководителя юридического лица
(Клячин А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)В научной литературе по этому поводу отмечается, что прекращение корпоративных полномочий не тождественно увольнению директора <7>. Для решения кадровых вопросов требуются дополнительные документы-основания, кроме решения о прекращении трудового договора с руководителем организации, оформленного в письменном виде, и протокола собрания участников о прекращении полномочий директора. Так, В.В. Кузнецова отмечает, что увольнение руководителя организации сопровождается сложным юридическим составом, ключевыми элементами которого выступают соответствующее корпоративное решение уполномоченного органа/лица, трудоправовой приказ об увольнении по указанному в законе основанию (п. 2 ч. 2 ст. 278 ТК РФ), кадровые формальности (ознакомление директора, подлежащего увольнению, с приказом под личную роспись, внесение соответствующих записей в трудовую книжку, внесение соответствующих записей в личную карточку, предоставление директору копий затребованных документов), расчетные отношения, связанные с начислением и выплатой компенсации (не ниже трехкратного среднего месячного заработка) <8>.
(Клячин А.А.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 1)В научной литературе по этому поводу отмечается, что прекращение корпоративных полномочий не тождественно увольнению директора <7>. Для решения кадровых вопросов требуются дополнительные документы-основания, кроме решения о прекращении трудового договора с руководителем организации, оформленного в письменном виде, и протокола собрания участников о прекращении полномочий директора. Так, В.В. Кузнецова отмечает, что увольнение руководителя организации сопровождается сложным юридическим составом, ключевыми элементами которого выступают соответствующее корпоративное решение уполномоченного органа/лица, трудоправовой приказ об увольнении по указанному в законе основанию (п. 2 ч. 2 ст. 278 ТК РФ), кадровые формальности (ознакомление директора, подлежащего увольнению, с приказом под личную роспись, внесение соответствующих записей в трудовую книжку, внесение соответствующих записей в личную карточку, предоставление директору копий затребованных документов), расчетные отношения, связанные с начислением и выплатой компенсации (не ниже трехкратного среднего месячного заработка) <8>.
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы судебной практики: Предоставление обществом с ограниченной ответственностью информации об обществеРешением от 10.02.2025 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 28.04.2025 Восьмого арбитражного апелляционного суда, принят отказ от иска в части, производство по делу в данной части прекращено. Исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал ООО Завод "ГПТ" передать Горб Ю.Н. в течение тридцати календарных дней с даты вступления решения суда в законную силу надлежащим образом заверенные копии документов, связанных с деятельностью общества, а именно: 1) сведения об аффилированных лицах общества по состоянию на дату их предоставления по настоящему требованию; 2) документы, подтверждающие права общества на имущество, находящееся на его балансе (договоры на приобретение имущества, платежные документы, подтверждающие оплату имущества; документы подтверждающие регистрацию имущества за обществом (при наличии), сведения и документы об обременении имущества по состоянию на дату их предоставления по настоящему требованию; 3) отчет о стоимости имущества должника, подготовленный оценщиком (при наличии) по состоянию на дату их предоставления по настоящему требованию; 4) оборотно-сальдовую ведомость за 2024 год с указанием разбивки по аналитическому учету по следующим счетам и по следующим показателям: 01 (субконто 1 - основные средства), 02 (субконто 1 - основные средства), 04 (субконто 1 - нематериальные активы), 05 (субконто 1 - нематериальные активы), 08 (субконто 1 - 3 объекты строительства, субконто 2 - статьи затрат), 10 (субконто 1 - номенклатура), 20 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 21 (субконто 1 - номенклатура), 23 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 25 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 26 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 29, 40, 41 (субконто 1 - номенклатура), 43 (субконто 1 - номенклатура), 44, 23 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат), 45, 50 (субконто 1 - статьи движения денежных средств), 51 (субконто 1 - банковские счета, субконто 2 - статьи движения денежных средств), 52, 55, 57 (субконто 1 - банковские счета, субконто 2 - контрагент), 58 (субконто 1 - контрагент), 60 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 62 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 63 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 66, 67 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 70 (субконто 1 - сотрудник), 71 (субконто 1 - сотрудник), 73 (субконто 1 - сотрудник), 75, 76 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 82, 83 (субконто 1 - номенклатура, субконто 2 - содержание проводки), 84 (субконто 1 - направление использования прибыли), 86, 90 (субконто 1 - номенклатурные группы), 91 (субконто 1 - подразделение, субконто 2 - статьи затрат/дохода), 99 и по забалансовым счетам 001 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - основные средства), 002 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - номенклатура), 005, 007 (субконто 1 - контрагент, субконто 2 - договор), 011, по состоянию на дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 5) выписки по движению денежных средств по счетам в банках с 28.09.2023 по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 6) аудиторские заключения и отчеты ревизора (ревизионных комиссий), составленные за 2024 год по состоянию на дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 7) расчет страховых взносов общества за I, II, III кварталы 2024 года; 8) формы ЕФС-1, КНД 1151162 за период с января по ноябрь 2024 года; 9) налоговую декларацию по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость за I, II, III кварталы 2024 года, 10) книги покупок и продаж за I, II, III кварталы 2024 года; 11) авансовые отчеты за I, II, III кварталы 2024 года; 12) главную бухгалтерскую книгу; архив электронной базы данных 1-С по состоянию на дату предоставления указанных сведений по настоящему требованию; 13) учетную политику в целях налогового учета за периоды 2023 - 2024 годы; 14) акты инвентаризации, составленные по результатам 2023 года (годовая инвентаризация); 15) документы по всем заключенным гражданско-правовым сделкам, заключенным с юридическими лицами, физическими лицами и индивидуальными предпринимателями за период с 29.09.2023 по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию, включая договоры и дополнительные соглашения к ним; документы об исполнении договоров (акты оказания услуг, товарные накладные, универсальные передаточные документы, счета на оплату, платежные документы об оплате), 16) табели учета рабочего времени за период с 2019 года по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию; 17) штатное расписание за период с 2023 года по дату предоставления указанных документов по настоящему требованию, 18) локальные нормативные акты общества, касающиеся оплаты труда и стимулирования. 19) сведения об обучении сотрудников общества в период с мая по июль 2022 года (в течение 23 дней (248 часов)), по программе подготовки специалистов по повышению операционной эффективности и производительности труда "Эксперт PRO", проводимого компанией общество с ограниченной ответственностью "Национальный фонд повышения производительности" (далее - ООО "Национальный фонд повышения производительности"), в том числе, но не ограничиваясь: табели учета рабочего времени на сотрудников (24 человека), проходивших обучение; сведения о необходимости проведения данного обучения и экономическом эффекте по результатом проведенного обучения (при наличии); документы, подтверждающие фактическое оказание образовательных услуг ООО "Национальный фонд повышения производительности", об оплате указанных услуг обществом; - приказы по личному составу (кадровые приказы) с подтверждением об ознакомлении за спорный период времени, в отношении лиц, проходивших обучение, расчеты о начислении заработной платы за период обучения, ведомость выплаты заработной платы (иные документы о выплате зарплаты), иные кадровые документы, заявления работников на обучение, трудовые договоры с данными работниками, со всеми дополнительными соглашениями, их должностные инструкции; сведения об аттестации работников, "бланки оценки, отображающие результаты изменений", "оценки уровня понимания и владения инструментами эффективности", учебные материалы к проводимому курсу обучения (при наличии). 20) сведения о сделках, планируемых заключить в рамках плана модернизации цеха по переработке гофрокартона на 2024, 2025 годы, включая приобретение и установку автоматической 3-х красочной линии по производству гофроящиков Shinko SA-618FT, зоны укладки продукции для линии Shinko SA618FT, автоматической машины для обвязки пачек для линии Shinko SA-618FT, автоматической высокоскоростной фальцевально-склеивающей линии Rito JH1450F-PCW и заключение кредитного соглашения (Овердрафт) между Обществом и Банком ВТБ (ПАО) с расчетным лимитом овердрафта до 70 000 000 руб. на срок до 24 месяцев со сроком транша 60 дней, в том числе, но не ограничиваясь: проекты договоров (сделок), которые планируется заключить в рамках указанных вопросов (включая, договоры на поставку оборудования); договоры (сделки), заключенные на сегодняшний день в рамках указанных вопросов (включая, договоры на поставку оборудования); технические характеристики оборудования, приобретенного на сегодняшний день и предлагаемого для приобретения; сведения о контрагентах в рамках указанных вопросов; инвестиционный проект в рамках указанных вопросов с расчетами окупаемости вложений и сроках такой окупаемости, расчетами прибыли от указанных вложений и сведениями об их эффективности и рентабельности, сведениями по исследованию рынка (при наличии); расчет доставки оборудования, услуг монтажа, сопутствующих расходов, расчет окупаемости данного оборудования, расчет инвестиционной стоимости проекта (при наличии); анализ рынка, удовлетворенностей потребностей действующих и перспективных клиентов (при наличии); иную аналитику, проведенную (проводимую) по данным вопросам, на наличие которой ссылался генеральный директор общества на годовом собрании участников 29.04.2024 (при наличии), 21) документы и сведения о произведенной модернизации, замене, приобретении нового оборудования общества в 2024 году, включая сведения о том, на какой стадии находится такая модернизация (приобретение и установка оборудования), 22) заверенные надлежащим образом протоколы общих собраний участников общества за период его существования с N 1 по N 49, за исключением предоставленных по акту от 06.10.2023 протоколов от 07.06.2020 N 41, от 23.08.2021 N 42, от 24.08.2021 N 43, от 05.05.2022 N 46 и имеющихся у участника протоколов от 12.03.2024 N 48 и от 29.04.2024 N 49, осуществить передачу истребуемых документов в части пунктов 3 - 5, 7, 8, 9, 13, 14 путем направления в отсканированном виде по адресу электронной почты участника либо на магнитном или ином цифровом носителе в виде электронных образов документов, сканированных документов в общедоступных форматах .pdf, .jpeg, либо в виде ссылки на загруженные в облачное хранилище, осуществить передачу истребуемых документов в части пунктов 1 - 2, 6, 10 - 12, 15 - 22 в виде надлежащим образом заверенных ответственным лицом копий на бумажном носителе. С ООО Завод "ГПТ" в пользу Горб Ю.Н. взыскана денежная сумма (астрент) в случае нарушения сроков исполнения решения суда по передаче документации начиная с 1-го дня, следующего за днем наступления срока исполнения решения в размере 5 000 руб. за каждый день просрочки до момента его фактического исполнения в полном объеме. С ООО Завод "ГПТ" в пользу Горб Ю.Н. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Вопрос: Как составить журнал регистрации должностных инструкций?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)номер приказа о приеме работника (если работодатель принял решение об издании таких приказов);
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)номер приказа о приеме работника (если работодатель принял решение об издании таких приказов);
Статья: Недопуск адвоката к доверителю как знаковое нарушение права на защиту
(Дорошева А.А.)
("Адвокатская практика", 2021, N 4)"Физический" недопуск адвоката к доверителю влечет за собой "учинение" преграды в прямом смысле слова. Разберем данную категорию на примере недопуска адвокатов в здания органов внутренних дел. Наиболее распространенным случаем недопуска адвоката в здания полиции является объявленный на территории отдела МВД России, в котором находится лицо, нуждающееся в правовой защите, план "Крепость", существо и процедурность которого регламентируются приказом ограниченного доступа, т.е. ни у кого, кроме сотрудников органов внутренних дел, нет возможности: 1) оценить целесообразность введения данного плана; 2) ознакомиться и оценить правомерность действий личного состава при объявлении данного плана. Безусловно, введение данного плана, как и любого иного, ограничивающего доступ граждан, в частности адвокатов, в здания органов внутренних дел, презюмируется, имеет определенные основания, проверка истинности и реальности которых является исключительной прерогативой сотрудников органов внутренних дел. Стоит отметить, что также должна презюмироваться законность действий сотрудников полиции при введении соответствующих планов: ни одно право человека не должно быть нарушено, в том числе и право на защиту. Однако возникает вопрос: как должно обеспечиваться данное право в случае полной блокировки от посторонних лиц здания отдела полиции?
(Дорошева А.А.)
("Адвокатская практика", 2021, N 4)"Физический" недопуск адвоката к доверителю влечет за собой "учинение" преграды в прямом смысле слова. Разберем данную категорию на примере недопуска адвокатов в здания органов внутренних дел. Наиболее распространенным случаем недопуска адвоката в здания полиции является объявленный на территории отдела МВД России, в котором находится лицо, нуждающееся в правовой защите, план "Крепость", существо и процедурность которого регламентируются приказом ограниченного доступа, т.е. ни у кого, кроме сотрудников органов внутренних дел, нет возможности: 1) оценить целесообразность введения данного плана; 2) ознакомиться и оценить правомерность действий личного состава при объявлении данного плана. Безусловно, введение данного плана, как и любого иного, ограничивающего доступ граждан, в частности адвокатов, в здания органов внутренних дел, презюмируется, имеет определенные основания, проверка истинности и реальности которых является исключительной прерогативой сотрудников органов внутренних дел. Стоит отметить, что также должна презюмироваться законность действий сотрудников полиции при введении соответствующих планов: ни одно право человека не должно быть нарушено, в том числе и право на защиту. Однако возникает вопрос: как должно обеспечиваться данное право в случае полной блокировки от посторонних лиц здания отдела полиции?
Вопрос: Как оформить выплату премии к юбилею организации?
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)С приказом о премировании рекомендуется ознакомить всех премируемых работников в установленном порядке.
(Консультация эксперта, Минтруд России, 2025)С приказом о премировании рекомендуется ознакомить всех премируемых работников в установленном порядке.