Ответственность за превышение лимитов бюджетных обязательств
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за превышение лимитов бюджетных обязательств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области налогов, сборов и бюджетного регулирования: Должностное лицо обжалует привлечение к ответственности за нарушение порядка принятия бюджетных обязательств
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Уполномоченный орган привлек Должностное лицо к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Уполномоченный орган привлек Должностное лицо к ответственности по ст. 15.15.10 КоАП РФ за принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как принять и учесть бюджетные обязательства
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) ЛБО (если иное не установлено НПА) влечет для должностных лиц учреждения штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ, Письмо Минфина России от 04.05.2016 N 02-04-10/26348). ПБС необходимо контролировать, как используются бюджетные ассигнования, ЛБО, в том числе на стадии принятия решения об осуществлении закупки. Это важно, например, при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием единого агрегатора торговли (Письмо Минфина России от 21.02.2020 N 02-06-10/12964).
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! Принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных бюджетных ассигнований и (или) ЛБО (если иное не установлено НПА) влечет для должностных лиц учреждения штраф от 20 тыс. до 50 тыс. руб. (ст. 15.15.10 КоАП РФ, Письмо Минфина России от 04.05.2016 N 02-04-10/26348). ПБС необходимо контролировать, как используются бюджетные ассигнования, ЛБО, в том числе на стадии принятия решения об осуществлении закупки. Это важно, например, при закупках у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с использованием единого агрегатора торговли (Письмо Минфина России от 21.02.2020 N 02-06-10/12964).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 22.06.2006 N 23) разъяснено, что в силу статей 161, 162, 225 и 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов. При рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226, 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов. При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.
Освобождает ли заказчика от оплаты работ по договору подряда отсутствие бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)В пункте 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление от 22.06.2006 N 23) разъяснено, что в силу статей 161, 162, 225 и 250 Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждения, являющиеся получателями бюджетных средств, имеют право принятия денежных обязательств путем заключения с поставщиками продукции (работ, услуг) договоров и составления платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов и платежей, в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов. При рассмотрении исков о взыскании задолженности за поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги), предъявленных к учреждениям поставщиками (исполнителями), судам следует исходить из того, что нормы статей 226, 227 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие подтверждение и расходование бюджетных средств по заключенным учреждениями договорам только в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов, не могут рассматриваться в качестве основания для отказа в иске о взыскании задолженности при принятии учреждением обязательств сверх этих лимитов. При недостаточности у учреждения денежных средств для исполнения указанных обязательств собственник имущества учреждения несет субсидиарную ответственность по данным обязательствам.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, -
(ред. от 04.11.2025)Принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, -
Статья: Ошибки, допускаемые участниками бюджетного процесса при ведении финансовой деятельности
(Волчкова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)Принятие бюджетных обязательств, превышающих пределы доведенных до получателя средств лимитов бюджетных обязательств, является основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ (см. Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.06.2023 по делу N 16-2571/2023).
(Волчкова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 8)Принятие бюджетных обязательств, превышающих пределы доведенных до получателя средств лимитов бюджетных обязательств, является основанием для привлечения его к административной ответственности, предусмотренной ст. 15.15.10 КоАП РФ (см. Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 20.06.2023 по делу N 16-2571/2023).
Готовое решение: Как федеральному учреждению предусмотреть и отразить в учете авансовые платежи по госконтрактам (договорам)
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что авансовые платежи (в размере указанных в таблице процентов) не могут превышать доведенные лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ. Если не исполните это требование, то должностных лиц учреждения привлекут к административной ответственности (п. 3 ст. 219 БК РФ, ст. 15.15.10 КоАП РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание, что авансовые платежи (в размере указанных в таблице процентов) не могут превышать доведенные лимиты бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ. Если не исполните это требование, то должностных лиц учреждения привлекут к административной ответственности (п. 3 ст. 219 БК РФ, ст. 15.15.10 КоАП РФ).
Статья: Пути повышения эффективности расходования бюджетных средств в таможенных органах на примере центрального таможенного управления
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Анализ лимитов бюджетных обязательств и их распределения по месяцам представляет собой одно из ключевых направлений в системе финансово-хозяйственной деятельности ЦТУ. Этот процесс улучшает планирование и управление кассовыми потоками, а также повышает прозрачность и ответственность в расходовании бюджетных средств.
(Сычева А.Е.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 8)Анализ лимитов бюджетных обязательств и их распределения по месяцам представляет собой одно из ключевых направлений в системе финансово-хозяйственной деятельности ЦТУ. Этот процесс улучшает планирование и управление кассовыми потоками, а также повышает прозрачность и ответственность в расходовании бюджетных средств.
Статья: Потенциал и ограничения внедрения блокчейн-технологий в управленческий учет предприятий
(Демьяненко Е.С.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 3)Особый интерес вызывают смарт-контракты (smart contracts) - программные алгоритмы, которые могут автоматически исполнять условия сделки при наступлении заданных событий. В управленческом учете они могут использоваться, например, для контроля бюджетных лимитов: как только сумма затрат подразделения достигает установленного порога, система блокирует новые транзакции или отправляет уведомление руководителю [6]. Такой механизм помогает снизить риск перерасхода, а также сделать процесс контроля более оперативным и надежным.
(Демьяненко Е.С.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2025, N 3)Особый интерес вызывают смарт-контракты (smart contracts) - программные алгоритмы, которые могут автоматически исполнять условия сделки при наступлении заданных событий. В управленческом учете они могут использоваться, например, для контроля бюджетных лимитов: как только сумма затрат подразделения достигает установленного порога, система блокирует новые транзакции или отправляет уведомление руководителю [6]. Такой механизм помогает снизить риск перерасхода, а также сделать процесс контроля более оперативным и надежным.
Статья: Об оплате услуг по охране объектов капстроительства по КВР 414
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Дополнительно к вышесказанному отметим, что принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет применение мер административной ответственности в соответствии со ст. 15.15.10 КоАП РФ.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 6)Дополнительно к вышесказанному отметим, что принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств, за исключением случаев, предусмотренных бюджетным законодательством РФ и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, влечет применение мер административной ответственности в соответствии со ст. 15.15.10 КоАП РФ.
Вопрос: Об отражении в соглашении о предоставлении субсидии на софинансирование расходных обязательств муниципального образования выделения средств при досрочном выполнении работ по муниципальному контракту.
(Письмо Минфина России от 10.10.2024 N 02-11-14/98400)Исходя из обращения между главным распорядителем как получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации и администрацией муниципального образования заключено соглашение о предоставлении субсидии на софинансирование. В данное соглашение дополнительным соглашением были внесены изменения, в том числе предусматривающие условие о выделении дополнительных средств сверх доведенных в 2023 году лимитов бюджетных обязательств в случае досрочного выполнения подрядчиком работ по ремонту дороги с последующим уменьшением лимитов бюджетных обязательств планового периода.
(Письмо Минфина России от 10.10.2024 N 02-11-14/98400)Исходя из обращения между главным распорядителем как получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации и администрацией муниципального образования заключено соглашение о предоставлении субсидии на софинансирование. В данное соглашение дополнительным соглашением были внесены изменения, в том числе предусматривающие условие о выделении дополнительных средств сверх доведенных в 2023 году лимитов бюджетных обязательств в случае досрочного выполнения подрядчиком работ по ремонту дороги с последующим уменьшением лимитов бюджетных обязательств планового периода.
"Годовой отчет для учреждений образования - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Важно учитывать, что годовой объем закупок по рассмотренному основанию может быть сокращен, если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны. Если к тому моменту объем закупок у единственного поставщика будет исчерпан и составит более 2 млн руб., заказчику грозит административная ответственность за то, что он принял решение о способе определения поставщика в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Важно учитывать, что годовой объем закупок по рассмотренному основанию может быть сокращен, если лимиты бюджетных обязательств будут отозваны. Если к тому моменту объем закупок у единственного поставщика будет исчерпан и составит более 2 млн руб., заказчику грозит административная ответственность за то, что он принял решение о способе определения поставщика в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ.
Статья: За несвоевременную оплату электроэнергии учреждение уплатит пени
(Иванова И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)Недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности по п. 1 ст. 401 ГК РФ.
(Иванова И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 12)Недофинансирование учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины ответчика, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности по п. 1 ст. 401 ГК РФ.
Статья: О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- получателями средств муниципальных образований приняты бюджетные обязательства сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств путем заключения контрактов.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)- получателями средств муниципальных образований приняты бюджетные обязательства сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств путем заключения контрактов.
"Финансово-экономическое планирование в секторе государственного и муниципального управления и организация исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации: Учебное пособие"
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
(Братухина О.А.)
("ИНФРА-М", 2025)- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;