Ответственность за предоставление недостоверных сведений в пенсионный фонд
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за предоставление недостоверных сведений в пенсионный фонд (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Фонда и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования""При этом, привлекая учреждение к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона N 27-ФЗ, орган Пенсионного фонда должен установить факт предоставления недостоверных сведений, определить все элементы состава данного правонарушения.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 17 "Ответственность органов и должностных лиц Пенсионного фонда Российской Федерации и иных государственных внебюджетных фондов, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, страхователей, списание безнадежных долгов по штрафам" Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению Управления ПФР, страхователь правомерно привлечен к ответственности за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению Управления ПФР, страхователь правомерно привлечен к ответственности за представление недостоверных сведений по форме СЗВ-СТАЖ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Комментарий к Постановлению Второго арбитражного суда апелляционной инстанции от 21.10.2024 по делу N А29-6391/2024 <Когда штраф за опоздание с отчетом о страховом стаже в СФР неправомерен?>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 2)Судьи ссылаются на пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 26.12.2018. В нем указано, что Пенсионный фонд (сейчас это СФР) не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом и представил в фонд исправленные сведения за этот период.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 2)Судьи ссылаются на пункт 38 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 26.12.2018. В нем указано, что Пенсионный фонд (сейчас это СФР) не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных или недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Пенсионным фондом и представил в фонд исправленные сведения за этот период.
Последние изменения: Проверки, проводимые страховщиком
(КонсультантПлюс, 2025)Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения фондом и представил туда исправленные сведения за этот период.
(КонсультантПлюс, 2025)Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения фондом и представил туда исправленные сведения за этот период.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)38. Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)38. Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения пенсионным фондом и представил в пенсионный фонд исправленные сведения за этот период.
Решение Конституционного Суда РФ от 25.04.2019
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2019 года"Оспоренная норма являлась предметом рассмотрения в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о привлечении к административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, если это нарушение совершено индивидуальным предпринимателем, ранее уже привлеченным к ответственности по части третьей статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации за тот же отчетный период.
"Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2019 года"Оспоренная норма являлась предметом рассмотрения в той мере, в какой на ее основании решается вопрос о привлечении к административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования порядка и сроков представления сведений (документов) в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, если это нарушение совершено индивидуальным предпринимателем, ранее уже привлеченным к ответственности по части третьей статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации за тот же отчетный период.
Последние изменения: Сведения персонифицированного учета как предмет проверки
(КонсультантПлюс, 2025)ПФР не вправе привлечь к ответственности страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Фондом и представил скорректированные сведения за соответствующий отчетный период.
(КонсультантПлюс, 2025)ПФР не вправе привлечь к ответственности страхователя за непредставление в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений по форме СЗВ-М, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения Фондом и представил скорректированные сведения за соответствующий отчетный период.
"Годовой отчет для бюджетных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)За непредставление в установленные сроки сведений по формам СЗВ-СТАЖ или СЗВ-М либо подачу неполных и (или) недостоверных сведений, отражаемых в них, учреждение несет ответственность в виде штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)За непредставление в установленные сроки сведений по формам СЗВ-СТАЖ или СЗВ-М либо подачу неполных и (или) недостоверных сведений, отражаемых в них, учреждение несет ответственность в виде штрафа в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ).
"Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Обращаем внимание, что указанные сведения о страховых отчислениях застрахованные лица могут получить в органах ПФР по месту жительства или работы по своему обращению способом, указанным ими при обращении (по почте, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, единого портала государственных и муниципальных услуг) согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В этой связи думается, что страхователь, не предоставивший этих сведений застрахованным лицам, не будет нести никакой ответственности. При таких обстоятельствах следует полагать, что подлежат применению установленные ч. 3 ст. 17 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении страхователей финансовые санкции за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в территориальные органы ПФР.
(постатейный)
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Бондарева Э.С., Каменская С.В., Митричев И.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Обращаем внимание, что указанные сведения о страховых отчислениях застрахованные лица могут получить в органах ПФР по месту жительства или работы по своему обращению способом, указанным ими при обращении (по почте, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, единого портала государственных и муниципальных услуг) согласно ч. 1 ст. 14 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". В этой связи думается, что страхователь, не предоставивший этих сведений застрахованным лицам, не будет нести никакой ответственности. При таких обстоятельствах следует полагать, что подлежат применению установленные ч. 3 ст. 17 ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в отношении страхователей финансовые санкции за непредставление в установленный срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в территориальные органы ПФР.
Статья: О негативных последствиях представления недостоверных сведений (информации)
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Ответственность страхователя за предоставление
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Ответственность страхователя за предоставление
Вопрос: Каковы сроки сдачи расчета по страховым взносам в налоговые органы и отчетности в ПФР при ликвидации организации?
(Консультация эксперта, 2022)За непредставление в срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (п. 2.1 ст. 6, ст. 17 Закона N 27-ФЗ, ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, 2022)За непредставление в срок либо представление неполных и (или) недостоверных сведений о трудовой деятельности предусмотрена административная ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб. (п. 2.1 ст. 6, ст. 17 Закона N 27-ФЗ, ч. 2 ст. 15.33.2 КоАП РФ).
Статья: СЗВ-М: опечатка в фамилии не повод для штрафа
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 48)Предприниматель представил в отделение ПФР (далее - фонд) форму СЗВ-М за июнь 2021 г. в установленный срок. При заполнении формы он допустил опечатку в фамилии сотрудника.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 48)Предприниматель представил в отделение ПФР (далее - фонд) форму СЗВ-М за июнь 2021 г. в установленный срок. При заполнении формы он допустил опечатку в фамилии сотрудника.
Вопрос: Установлены ли сроки представления дополняющей и отменяющей формы СЗВ-М без санкций?
(Консультация эксперта, 2022)Частями 5 - 22 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлена процедура привлечения к ответственности за совершение правонарушений при уклонении от представления сведений, представлении неполных и (или) недостоверных сведений страхователем, включая форму СЗВ-М.
(Консультация эксперта, 2022)Частями 5 - 22 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлена процедура привлечения к ответственности за совершение правонарушений при уклонении от представления сведений, представлении неполных и (или) недостоверных сведений страхователем, включая форму СЗВ-М.
Готовое решение: Какие предусмотрены налоговые правонарушения и ответственность за них для организаций и ИП
(КонсультантПлюс, 2025)налоговый агент и (или) негосударственный пенсионный фонд представил недостоверные сведения об открытии индивидуального инвестиционного счета физлица и о внесенных на него средствах, заключении договора негосударственного пенсионного обеспечения и (или) договора долгосрочных сбережений, суммах фактических взносов налогоплательщика по договору негосударственного пенсионного обеспечения, договору долгосрочных сбережений. Такие сведения представляются налоговым агентом в рамках процедуры получения физлицами инвестиционных вычетов и вычетов на долгосрочные сбережения в упрощенном порядке. Штраф - 20% от суммы налога, неправомерно полученного из-за предоставления вычета на основании недостоверных данных (п. 1 ст. 126.2 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)налоговый агент и (или) негосударственный пенсионный фонд представил недостоверные сведения об открытии индивидуального инвестиционного счета физлица и о внесенных на него средствах, заключении договора негосударственного пенсионного обеспечения и (или) договора долгосрочных сбережений, суммах фактических взносов налогоплательщика по договору негосударственного пенсионного обеспечения, договору долгосрочных сбережений. Такие сведения представляются налоговым агентом в рамках процедуры получения физлицами инвестиционных вычетов и вычетов на долгосрочные сбережения в упрощенном порядке. Штраф - 20% от суммы налога, неправомерно полученного из-за предоставления вычета на основании недостоверных данных (п. 1 ст. 126.2 НК РФ);
Статья: Спорные вопросы представления отчетности по страховым взносам
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 1)В п. 38 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 26.12.2018, указано, что Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения ПФР и подал в фонд исправленные сведения за этот период.
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2025, N 1)В п. 38 Обзора судебной практики ВС РФ N 4 (2018), утвержденного Президиумом ВС РФ 26.12.2018, указано, что Пенсионный фонд не вправе привлекать страхователя к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах за отчетный период, если страхователь самостоятельно выявил ошибку до ее обнаружения ПФР и подал в фонд исправленные сведения за этот период.
Статья: Новый штраф для клиник, спортклубов, образовательных и страховых компаний
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)С января для медицинских, спортивных, образовательных и страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов заработает новый вид налоговой ответственности. Штраф грозит, если в документах об обучении, лечении, фитнесе, страховании жизни указать недостоверные сведения о расходах гражданина. Ведь по таким документам ИФНС с 2024 г. будет предоставлять социальный вычет по НДФЛ в упрощенном порядке.
(Филиппова О.В.)
("Главная книга", 2024, N 2)С января для медицинских, спортивных, образовательных и страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов заработает новый вид налоговой ответственности. Штраф грозит, если в документах об обучении, лечении, фитнесе, страховании жизни указать недостоверные сведения о расходах гражданина. Ведь по таким документам ИФНС с 2024 г. будет предоставлять социальный вычет по НДФЛ в упрощенном порядке.