Ответственность за погрузку груза в тс
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за погрузку груза в тс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.09.2024 N 16-3645/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесного (крупногабаритного) транспорта.
Решение: Отказано.Указанные нормативные положения, содержащие запрет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим погрузку груза в транспортное средство, превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении, как и высказанная Верховным Судом Российской Федерации позиция об ответственности за нарушение в данной части лиц, осуществляющим погрузку груза в транспортное средство, не исключают ответственности собственника транспортного средства, которым осуществляется перевозка соответствующего груза. Вышеуказанные действия лиц, осуществляющих погрузку груза в транспортное средство, могут повлечь наступление ответственности, предусмотренной самостоятельным составом административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но не исключают ответственности собственника транспортного средства за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 6 ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесного (крупногабаритного) транспорта.
Решение: Отказано.Указанные нормативные положения, содержащие запрет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим погрузку груза в транспортное средство, превышать допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось транспортного средства, указанные в специальном разрешении, как и высказанная Верховным Судом Российской Федерации позиция об ответственности за нарушение в данной части лиц, осуществляющим погрузку груза в транспортное средство, не исключают ответственности собственника транспортного средства, которым осуществляется перевозка соответствующего груза. Вышеуказанные действия лиц, осуществляющих погрузку груза в транспортное средство, могут повлечь наступление ответственности, предусмотренной самостоятельным составом административного правонарушения, предусмотренного частью 10 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, но не исключают ответственности собственника транспортного средства за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении.
Перспективы и риски арбитражного спора: Споры, связанные с привлечением к ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения (глава 12 КоАП РФ): Организация (ИП) хочет взыскать убытки в размере штрафа, уплаченного в связи с привлечением к ответственности по ст. 12.21.1 КоАП РФ за нарушение правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства
(КонсультантПлюс, 2025)Судом установлено, что ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства, допустимой нагрузки на ось транспортного средства лежит на Организации как грузоотправителе и хранителе по договору хранения, когда таким договором на Организацию возложена обязанность по погрузке груза
(КонсультантПлюс, 2025)Судом установлено, что ответственность за превышение допустимой массы транспортного средства, допустимой нагрузки на ось транспортного средства лежит на Организации как грузоотправителе и хранителе по договору хранения, когда таким договором на Организацию возложена обязанность по погрузке груза
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Перевозка, за которую перевозчик несет ответственность, ограничена периодом от начала процесса погрузки груза на транспортное средство до завершения процесса его разгрузки. Конвенция закрепляет основания освобождения перевозчика от ответственности (ст. 5 - 6), а также устанавливает пределы его ответственности (ст. 9). Ответственность перевозчика автомобильным и железнодорожным транспортом ограничивается: в отношении исков о возмещении вреда жизни или здоровью - 18 млн расчетных единиц <1>, в отношении иных исков - 12 млн расчетных единиц. Ответственность перевозчика внутренним водным транспортом ограничивается: в отношении исков о возмещении вреда жизни или здоровью - 8 млн расчетных единиц, в отношении иных исков - 7 млн расчетных единиц. Перевозчик наделяется правом создать лимитирующий фонд в суде или другом компетентном органе государства с соблюдением правил ст. 11 Конвенции. Кроме того, установлены правила об обязательном страховании перевозчиком своей ответственности или о предоставлении иного финансового обеспечения, например банковской гарантии (ст. 13 - 17).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Перевозка, за которую перевозчик несет ответственность, ограничена периодом от начала процесса погрузки груза на транспортное средство до завершения процесса его разгрузки. Конвенция закрепляет основания освобождения перевозчика от ответственности (ст. 5 - 6), а также устанавливает пределы его ответственности (ст. 9). Ответственность перевозчика автомобильным и железнодорожным транспортом ограничивается: в отношении исков о возмещении вреда жизни или здоровью - 18 млн расчетных единиц <1>, в отношении иных исков - 12 млн расчетных единиц. Ответственность перевозчика внутренним водным транспортом ограничивается: в отношении исков о возмещении вреда жизни или здоровью - 8 млн расчетных единиц, в отношении иных исков - 7 млн расчетных единиц. Перевозчик наделяется правом создать лимитирующий фонд в суде или другом компетентном органе государства с соблюдением правил ст. 11 Конвенции. Кроме того, установлены правила об обязательном страховании перевозчиком своей ответственности или о предоставлении иного финансового обеспечения, например банковской гарантии (ст. 13 - 17).
Статья: Ответственность перевозчика по договору перевозки автомобильным транспортом
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 1)В ч. 1 ст. 34 УАТ РФ предусмотрена ответственность перевозчика за невывоз груза. Эта норма применяется в случаях, когда перевозчик не предоставил транспортное средство для погрузки в установленный договором срок или время, а равно при предоставлении транспортных средств, которые непригодны для перевозки груза. При возникновении названных обстоятельств у грузоотправителя появляется право на отказ от дальнейшего исполнения договора перевозки, на выплату перевозчиком штрафа и возмещение причиненных убытков.
(Левушкин А.Н.)
("Транспортное право", 2025, N 1)В ч. 1 ст. 34 УАТ РФ предусмотрена ответственность перевозчика за невывоз груза. Эта норма применяется в случаях, когда перевозчик не предоставил транспортное средство для погрузки в установленный договором срок или время, а равно при предоставлении транспортных средств, которые непригодны для перевозки груза. При возникновении названных обстоятельств у грузоотправителя появляется право на отказ от дальнейшего исполнения договора перевозки, на выплату перевозчиком штрафа и возмещение причиненных убытков.
Нормативные акты
Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461
(ред. от 22.01.2024)
"Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61983)разработать и выдать на места ведения работ ППР или ТК (в соответствии с указаниями пункта 98 и пунктов 155 - 163 настоящих ФНП) схемы складирования грузов, схемы погрузки и разгрузки транспортных средств, в том числе подвижного состава (последнее при использовании);
(ред. от 22.01.2024)
"Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61983)разработать и выдать на места ведения работ ППР или ТК (в соответствии с указаниями пункта 98 и пунктов 155 - 163 настоящих ФНП) схемы складирования грузов, схемы погрузки и разгрузки транспортных средств, в том числе подвижного состава (последнее при использовании);
Вопрос: Правомерно ли освобождение перевозчика от административной ответственности за перегруз (превышение допустимой массы) транспортного средства, если погрузку осуществляло третье лицо?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Надлежит заметить, что в ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в том числе за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, непосредственно юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2024 N 06АП-5818/2024 по делу N А73-10568/2024).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Надлежит заметить, что в ч. 10 ст. 12.21.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в том числе за превышение допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства либо массы транспортного средства и (или) нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, непосредственно юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществившими погрузку груза в транспортное средство (Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2024 N 06АП-5818/2024 по делу N А73-10568/2024).
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3. Сроки погрузки (выгрузки) обычно определяются договором. При отсутствии сроков погрузки в договоре сроки могут определяться в соответствии с диспозитивными нормами, содержащимися в правовых актах (например, ст. 11 УАТГНЭТ, приложение 6 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272). Пункт 3 комментируемой статьи указывает на обязанность соблюдения данных сроков грузоотправителем (грузополучателем), поскольку именно на этих субъектов может быть возложена ответственность за простой транспортных средств. Кроме того, нарушение сроков погрузки грузоотправителем может явиться основанием для освобождения перевозчика от ответственности за нарушение срока доставки груза, если исчисление данного срока не связано с моментом завершения погрузки.
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)3. Сроки погрузки (выгрузки) обычно определяются договором. При отсутствии сроков погрузки в договоре сроки могут определяться в соответствии с диспозитивными нормами, содержащимися в правовых актах (например, ст. 11 УАТГНЭТ, приложение 6 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 N 272). Пункт 3 комментируемой статьи указывает на обязанность соблюдения данных сроков грузоотправителем (грузополучателем), поскольку именно на этих субъектов может быть возложена ответственность за простой транспортных средств. Кроме того, нарушение сроков погрузки грузоотправителем может явиться основанием для освобождения перевозчика от ответственности за нарушение срока доставки груза, если исчисление данного срока не связано с моментом завершения погрузки.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Грузоотправитель несет ответственность за невыполнение принятой заявки; за искажение в транспортной накладной наименования и иных сведений о грузе; за задержку транспортного средства при погрузке; за отправление запрещенного для транспортировки груза; за просрочку внесения провозной платы и иных причитающихся перевозчику платежей.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Грузоотправитель несет ответственность за невыполнение принятой заявки; за искажение в транспортной накладной наименования и иных сведений о грузе; за задержку транспортного средства при погрузке; за отправление запрещенного для транспортировки груза; за просрочку внесения провозной платы и иных причитающихся перевозчику платежей.
Вопрос: Организация отгрузила товар на экспорт через перевозчика с оформлением CMR. Налоговая база по НДС рассчитана по курсу ЦБ на дату CMR. В требовании налогового органа указано, что налоговая база неверна, курс не соответствует дате таможенной декларации, рекомендуется представить уточненную декларацию. Правомерно ли это?
(Консультация эксперта, 2024)Международная товарно-транспортная накладная (CMR) - документ, предусмотренный Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956) или иным международным договором Российской Федерации, содержащий в том числе информацию о перевозимом грузе, его грузоотправителе и грузополучателе, перевозчике и транспортном средстве, выполняющем перевозку, а также о местах его погрузки и разгрузки (ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения").
(Консультация эксперта, 2024)Международная товарно-транспортная накладная (CMR) - документ, предусмотренный Конвенцией о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) (заключена в г. Женеве 19.05.1956) или иным международным договором Российской Федерации, содержащий в том числе информацию о перевозимом грузе, его грузоотправителе и грузополучателе, перевозчике и транспортном средстве, выполняющем перевозку, а также о местах его погрузки и разгрузки (ст. 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения").
Вопрос: Начисляется ли НДС на выставляемые перевозчиком штрафы согласно ч. 1 и 4 ст. 35 УАТ за срыв погрузки и простой под погрузкой/выгрузкой (договором перевозки установлены фиксированные суммы штрафов)?
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2024)Ответ: Согласно позиции Минфина России, суммы получаемых перевозчиком штрафов за срыв погрузки и простой транспортного средства под погрузкой/выгрузкой подлежат включению в налоговую базу по НДС. Следование иной позиции перевозчику придется отстаивать в судебном порядке.
(Консультация эксперта, УФНС России по Ростовской обл., 2024)Ответ: Согласно позиции Минфина России, суммы получаемых перевозчиком штрафов за срыв погрузки и простой транспортного средства под погрузкой/выгрузкой подлежат включению в налоговую базу по НДС. Следование иной позиции перевозчику придется отстаивать в судебном порядке.