Ответственность за отмену рейса



Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за отмену рейса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 786 "Договор перевозки пассажира" ГК РФ"Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы жалобы истцов, также исходил из того, что перевозчиком рейсов Рио-де-Жанейро - Париж - Москва являлась авиакомпания "AIR FRANCE", о чем истцы уведомлены при приобретении билетов. Авиабилеты ФИО47 и ФИО48 на рейс авиакомпании "AIR FRANCE" оформлены на бланке ПАО "Аэрофлот" на основании многостороннего соглашения IATA - Международной ассоциации воздушного транспорта по интерлайновым перевозкам пассажиров, при этом ПАО "Аэрофлот" выступало в качестве агента по продаже авиабилетов на рейсы авиакомпании "AIR FRANCE". Аннулирование бронирования произведено авиакомпанией "AIR FRANCE", в связи с чем ПАО "Аэрофлот" не несет ответственности как за отмену бронирования рейсов авиакомпании "AIR FRANCE", так и за ненадлежащее уведомление об этом пассажиров.
Апелляционное определение Свердловского областного суда от 09.07.2024 по делу N 33-11390/2024 (УИД 66RS0004-01-2023-008925-92)
Категория спора: Перевозка.
Требования заказчика: 1) О взыскании убытков; 2) О взыскании неустойки, штрафа; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Заказчик указал на ненадлежащее исполнение авиакомпанией обязательств по договору воздушной перевозки, в связи с изменением времени вылета рейсов он не смог добраться до конечного пункта назначения, понес расходы на приобретение билетов на другой рейс, оплату проживания в отеле и питания.
Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено в части; 3) Отказано.
Несмотря на то, что применительно к настоящему спору имела место международная перевозка, судебная коллегия с учетом вышеприведенных разъяснений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09.07.2019 N 24, принимая во внимание, что перевозчиком является российская авиакомпания, находит правильным вывод суда о том, что в части неурегулированной Монреальской конвенцией, не содержащей ответственность перевозчика за нарушение срока возмещения убытков, причиненных пассажирам отменой рейса, не исключается возможность применения к неурегулированной части отношений сторон положений Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: Какую ответственность несет перевозчик перед пассажиром при отмене авиарейса?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)
Таким образом, отмена авиарейса в силу непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств), в силу обеспечения условий безопасности полетов и/или авиационной безопасности либо по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией является правомерной и устраняет вину перевозчика, ввиду чего ответственность перевозчика за отмену рейса не наступает.
Статья: Ответственность авиаперевозчика за просрочку доставки пассажира: единые принципы и специальные нормы
(Вольфсон В.Л.)
("Транспортное право", 2023, N 1)
В 2008 г. Европейский суд справедливости в решении по делу Friederike Wallentin-Hermann v. Alitalia - Linee Aeree Italiane SpA <13> дал толкование содержащемуся в ст. 5 (3) Директивы ЕС N 261/2004 "Об общих правилах предоставления компенсаций и помощи пассажирам в случае отказа в перевозке, отмены или длительной задержки рейса" <14> (далее - Директива N 261) понятию "чрезвычайные обстоятельства", которое образует одно из оснований освобождения от ответственности авиаперевозчика. По указанию суда соответствующее суждение должно опираться на "двухъярусный тест": во-первых, любые технические неисправности лишь тогда могут считаться "чрезвычайным обстоятельством", когда по своей природе они не относились к обычным рискам, сопряженным с профессиональной деятельностью перевозчика; во-вторых, даже если риск за неисправность лежал на третьем лице, перевозчик обязан доказать, что никакие его усилия и принимаемые им меры, если только они не повлекли бы заведомо неразумных при данных обстоятельствах расходов, не предотвратили бы задержку рейса вследствие возникновения технической неисправности. Положения Директивы N 261 применяются судами Европейского союза на основании указанного теста. Вместе с тем европейское регулирование отношений по воздушной перевозке, в свою очередь, находится под идеологическим леволиберальным гнетом, что обрекает на неэффективность частное право, призванное искать равновесие между интересами. Дисбаланс регулирования в пользу потребителя, не считающийся с различиями в бизнес-стратегиях между перевозчиками (по крайней мере между традиционными и лоукостерами), вызывает обоснованное недовольство участников рынка и IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) <15>.
показать больше документов

Нормативные акты

"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
показать больше документов