Ответственность за несвоевременную оплату по государственному контракту
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за несвоевременную оплату по государственному контракту (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Электронный бюджет
(КонсультантПлюс, 2025)Технические неполадки на официальном сайте "Электронный бюджет" не освобождают от обязанности произвести оплату по госконтракту и от ответственности за просрочку оплаты
(КонсультантПлюс, 2025)Технические неполадки на официальном сайте "Электронный бюджет" не освобождают от обязанности произвести оплату по госконтракту и от ответственности за просрочку оплаты
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны результатов интеллектуальной деятельности и имущества, в т.ч. государственного и муниципального, а также в области закупок товаров, работ, услуг: Должностное лицо организации оспаривает привлечение к ответственности за нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу (контракта)
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Антимонопольный орган привлек Должностное лицо организации к административной ответственности за нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу (контракта). Например, из-за нарушения сроков оплаты или поставки товаров, выполнения работ.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд или Антимонопольный орган привлек Должностное лицо организации к административной ответственности за нарушение условий госконтракта по гособоронзаказу (контракта). Например, из-за нарушения сроков оплаты или поставки товаров, выполнения работ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о купле-продаже.
Возможно ли при просрочке передачи товара продавцом взыскать с него одновременно проценты за пользование чужими денежными средствами и неустойку по договору купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку стороны согласовали в пункте 7.2.4 государственных контрактов ответственность (неустойку) за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара и истец воспользовался правом на взыскание неустойки (вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2011 по делу N А56-26361/2011), правовые основания для взыскания с ответчика процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 487 ГК РФ, отсутствовали.
Возможно ли при просрочке передачи товара продавцом взыскать с него одновременно проценты за пользование чужими денежными средствами и неустойку по договору купли-продажи
(КонсультантПлюс, 2025)Поскольку стороны согласовали в пункте 7.2.4 государственных контрактов ответственность (неустойку) за нарушение сроков передачи предварительно оплаченного товара и истец воспользовался правом на взыскание неустойки (вступившее в законную силу решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 26.08.2011 по делу N А56-26361/2011), правовые основания для взыскания с ответчика процентов, предусмотренных пунктом 4 статьи 487 ГК РФ, отсутствовали.
Путеводитель по судебной практике: Товарный и коммерческий кредит.
Свидетельствует ли начисление процентов на сумму задолженности о коммерческом кредите
(КонсультантПлюс, 2025)Принимая решение в части взыскания процентов за пользование коммерческим кредитом, суд первой инстанции исходил из того, что подлежащая взысканию на этом основании сумма является платой за кредит, а не мерой ответственности за неисполнение обязательства, что воля сторон на установление платы за пользование коммерческим кредитом прямо выражена в государственном контракте, поэтому проценты за пользование им не могут расцениваться в качестве второй меры ответственности (наряду с неустойкой) за просрочку выполнения работ.
Свидетельствует ли начисление процентов на сумму задолженности о коммерческом кредите
(КонсультантПлюс, 2025)Принимая решение в части взыскания процентов за пользование коммерческим кредитом, суд первой инстанции исходил из того, что подлежащая взысканию на этом основании сумма является платой за кредит, а не мерой ответственности за неисполнение обязательства, что воля сторон на установление платы за пользование коммерческим кредитом прямо выражена в государственном контракте, поэтому проценты за пользование им не могут расцениваться в качестве второй меры ответственности (наряду с неустойкой) за просрочку выполнения работ.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Агентство (государственный заказчик), учреждение (заказчик-застройщик) и общество (подрядчик) 17 ноября 2010 г. заключили государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Контрактом предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком-застройщиком обязательств по оплате работ подрядчик вправе требовать уплаты неустойки.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 25.11.2020)Агентство (государственный заказчик), учреждение (заказчик-застройщик) и общество (подрядчик) 17 ноября 2010 г. заключили государственный контракт на выполнение работ по строительству объекта. Контрактом предусмотрено, что в случае просрочки исполнения заказчиком-застройщиком обязательств по оплате работ подрядчик вправе требовать уплаты неустойки.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2018)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Условия, при которых гарант имеет право отказать в удовлетворении требований бенефициара, сформулированы в ст. 376 ГК РФ, и эта норма подлежит применению при обсуждении обоснованности конкретного отказа в платеже. Статья 165.1 ГК РФ не касается оснований отказа в платеже по гарантии.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
(ред. от 01.06.2022)Условия, при которых гарант имеет право отказать в удовлетворении требований бенефициара, сформулированы в ст. 376 ГК РФ, и эта норма подлежит применению при обсуждении обоснованности конкретного отказа в платеже. Статья 165.1 ГК РФ не касается оснований отказа в платеже по гарантии.
"Казначейское сопровождение и бюджетный мониторинг: монография"
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Таким образом, полученные авансы по государственным (муниципальным) контрактам такими головными исполнителями могут не отрабатываться по разным, независящим от государственных (муниципальных) заказчиков причинам, вследствие чего государственные (муниципальные) органы не получают частично оплаченную продукцию и зачастую не получают возврат не отработанных бюджетных средств, а у государственного (муниципального) заказчика на сумму неотработанного поставщиком продукции аванса образуется просроченная дебиторская задолженность. Последующее применение мер гражданско-правовой ответственности по взысканию задолженности с недобросовестных поставщиков продукции не всегда обеспечивает поставку продукции или возврат предоставленных из бюджета средств.
(Артюхин Р.Е., Демидов А.Ю., Карпенко В.М., Поветкина Н.А.)
("Юриспруденция", 2024)Таким образом, полученные авансы по государственным (муниципальным) контрактам такими головными исполнителями могут не отрабатываться по разным, независящим от государственных (муниципальных) заказчиков причинам, вследствие чего государственные (муниципальные) органы не получают частично оплаченную продукцию и зачастую не получают возврат не отработанных бюджетных средств, а у государственного (муниципального) заказчика на сумму неотработанного поставщиком продукции аванса образуется просроченная дебиторская задолженность. Последующее применение мер гражданско-правовой ответственности по взысканию задолженности с недобросовестных поставщиков продукции не всегда обеспечивает поставку продукции или возврат предоставленных из бюджета средств.
Статья: Ответственность государственного заказчика и поставщика при исполнении государственного контракта
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)При заключении государственных и муниципальных контрактов предполагается обязательная дополнительная ответственность, которая ложится на заказчиков и поставщиков. В соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 34) заказчик обязан предусмотреть в контракте взаимную ответственность сторон договора за нарушение условий контракта (просрочки, неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых обязательств). В таких случаях в контракте предусматривается право "поставщика (подрядчика, исполнителя) потребовать с заказчика уплату неустоек (штрафов, пеней)", в то же время для заказчика в отношении нерадивого поставщика устанавливается обязанность требовать уплатить неустойку (штраф, пеню) <8>.
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)При заключении государственных и муниципальных контрактов предполагается обязательная дополнительная ответственность, которая ложится на заказчиков и поставщиков. В соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ (ч. 4 ст. 34) заказчик обязан предусмотреть в контракте взаимную ответственность сторон договора за нарушение условий контракта (просрочки, неисполнения или ненадлежащего исполнения взятых обязательств). В таких случаях в контракте предусматривается право "поставщика (подрядчика, исполнителя) потребовать с заказчика уплату неустоек (штрафов, пеней)", в то же время для заказчика в отношении нерадивого поставщика устанавливается обязанность требовать уплатить неустойку (штраф, пеню) <8>.
Статья: Проблемы квалификации преступлений в сфере гособоронзаказа
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)Вместе с тем, поскольку комментируемые статьи уголовного закона содержат нормы с административной преюдицией, это означает, что уголовная ответственность предусмотрена за повторное - в пределах соответствующего срока - нарушение того условия, за первое нарушение которого либо иного, но также указанного в соответствующих статьях КоАП, лицо было привлечено к административной ответственности.
(Яни П.С.)
("Законность", 2023, NN 9, 10)Вместе с тем, поскольку комментируемые статьи уголовного закона содержат нормы с административной преюдицией, это означает, что уголовная ответственность предусмотрена за повторное - в пределах соответствующего срока - нарушение того условия, за первое нарушение которого либо иного, но также указанного в соответствующих статьях КоАП, лицо было привлечено к административной ответственности.
Статья: Опыт работы государственного заказчика с поставщиком в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения им государственного контракта
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)3. После поставки поставщиком ООО "Мечта" части товара, предусмотренного графиком (этапов) поставки 1-го этапа, была осуществлена приемка и оплата товара. В связи с этим односторонний отказ автоматически был отменен. По причине ненадлежащего исполнения государственного контракта УФСИН России по Кировской области в адрес поставщика ООО "Мечта" была направлена претензия с требованием уплаты пени за просрочку поставки товара.
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 5)3. После поставки поставщиком ООО "Мечта" части товара, предусмотренного графиком (этапов) поставки 1-го этапа, была осуществлена приемка и оплата товара. В связи с этим односторонний отказ автоматически был отменен. По причине ненадлежащего исполнения государственного контракта УФСИН России по Кировской области в адрес поставщика ООО "Мечта" была направлена претензия с требованием уплаты пени за просрочку поставки товара.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Анализ судебной практики по аналогичным делам позволяет сделать вывод о наличии трех позиций, которых придерживаются суды различных инстанций при рассмотрении споров по взысканию неустойки за просрочку оплаты по государственным и муниципальным контрактам.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Анализ судебной практики по аналогичным делам позволяет сделать вывод о наличии трех позиций, которых придерживаются суды различных инстанций при рассмотрении споров по взысканию неустойки за просрочку оплаты по государственным и муниципальным контрактам.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (октябрь 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. За несвоевременное размещение в единой информационной системе Заказчиком платежного поручения о выплате аванса предусмотрена административная ответственность.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)1. За несвоевременное размещение в единой информационной системе Заказчиком платежного поручения о выплате аванса предусмотрена административная ответственность.
Статья: За нарушение сроков оплаты товара ответит главбух учреждения
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 4)Таким образом, если должностным лицом до начала производства по делу об административном правонарушении либо на соответствующей стадии производства будет установлено, что заказчиком нарушены сроки и порядок оплаты по государственному (муниципальному) контракту при своевременном доведении бюджетных ассигнований, то должностное лицо заказчика подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 7.32.5 КоАП РФ.
(Суворова Т.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2024, N 4)Таким образом, если должностным лицом до начала производства по делу об административном правонарушении либо на соответствующей стадии производства будет установлено, что заказчиком нарушены сроки и порядок оплаты по государственному (муниципальному) контракту при своевременном доведении бюджетных ассигнований, то должностное лицо заказчика подлежит привлечению к административной ответственности в соответствии со ст. 7.32.5 КоАП РФ.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в проекте государственного контракта условия об уменьшении суммы на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей;
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- пункта 2 части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении в проекте государственного контракта условия об уменьшении суммы на размер налогов, сборов и иных обязательных платежей;
Статья: Способы и условия заключения государственных контрактов
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)<9> Авдеева Е. Правовые последствия для бизнесменов при выполнении госконтрактов // Гарант.ру. 2019. 23 мая.
(Новрузова О.Б., Клевцов И.А., Шикова Е.Р.)
("Администратор суда", 2024, N 1)<9> Авдеева Е. Правовые последствия для бизнесменов при выполнении госконтрактов // Гарант.ру. 2019. 23 мая.
Статья: О применимости принципа "non bis in idem" при реализации мер юридической ответственности участников контрактных отношений в сфере закупок товаров, работ, услуг для нужд военных организаций
(Байлиева А.С., Корякин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)Согласно ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, по которому подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. В государственный контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе).
(Байлиева А.С., Корякин В.М.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2024, N 1)Согласно ст. 763 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) подрядные строительные работы, предназначенные для удовлетворения государственных нужд, осуществляются на основе государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд, по которому подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. В государственный контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом (ч. 4 ст. 34 Закона о контрактной системе).