Ответственность за непредоставление сведений о доходах
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за непредоставление сведений о доходах (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Уголовная ответственность за преступления в сфере экономики: ИП (иное лицо) привлекается к ответственности за уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов (ст. 198 УК РФ)
(КонсультантПлюс, 2025)налоговая декларация (расчет, иной обязательный документ) не представлена либо в нее включены заведомо ложные сведения о доходах, расходах, объектах налогообложения, льготах, вычетах и т.п.
(КонсультантПлюс, 2025)налоговая декларация (расчет, иной обязательный документ) не представлена либо в нее включены заведомо ложные сведения о доходах, расходах, объектах налогообложения, льготах, вычетах и т.п.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как общества осуществляют учет и раскрытие информации о бенефициарах
(КонсультантПлюс, 2025)Лица, получившие запрос, обязаны представить имеющуюся у них информацию, необходимую для установления бенефициарных владельцев, а также сведения об изменении такой информации (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Однако административной ответственности за непредоставление информации (сведений) для них не предусмотрено.
(КонсультантПлюс, 2025)Лица, получившие запрос, обязаны представить имеющуюся у них информацию, необходимую для установления бенефициарных владельцев, а также сведения об изменении такой информации (п. 5 ст. 6.1 Закона о противодействии легализации преступных доходов). Однако административной ответственности за непредоставление информации (сведений) для них не предусмотрено.
Статья: Нюансы подачи справок о доходах за 2022 год
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 4)Дисциплинарная ответственность за проступок предусмотрена п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: если работник не представил сведения о доходах (своих и членов семьи) или указал в справках неполную или недостоверную информацию, работодатель может расторгнуть трудовой договор. Но применяются и иные дисциплинарные взыскания, поименованные в ст. 192 ТК РФ (например, выговор).
(Зайцева Г.Г.)
("Руководитель бюджетной организации", 2023, N 4)Дисциплинарная ответственность за проступок предусмотрена п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ: если работник не представил сведения о доходах (своих и членов семьи) или указал в справках неполную или недостоверную информацию, работодатель может расторгнуть трудовой договор. Но применяются и иные дисциплинарные взыскания, поименованные в ст. 192 ТК РФ (например, выговор).
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"1. Гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае:
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"3. Физическое лицо, в отношении которого настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"3. Физическое лицо, в отношении которого настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
Вопрос: Может ли ИП на УСН осуществить разовую сделку по продаже товара оптом организации при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД в ЕГРИП, если ИП осуществлял розничную торговлю? Облагаются ли доходы по такой сделке в рамках УСН?
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Полагаем, что ИП вправе осуществить разовую сделку по продаже товара оптом при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД в ЕГРИП. За непредставление или несвоевременное представление сведений о новых видах деятельности ИП может быть привлечен к административной ответственности.
(Консультация эксперта, 2024)Ответ: Полагаем, что ИП вправе осуществить разовую сделку по продаже товара оптом при отсутствии соответствующего кода ОКВЭД в ЕГРИП. За непредставление или несвоевременное представление сведений о новых видах деятельности ИП может быть привлечен к административной ответственности.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В своем решении суд указал, что необходимо признать взаимосвязанные положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования выступают элементами правового механизма применения к государственному гражданскому служащему меры ответственности за совершение им в период государственной гражданской службы такого коррупционного правонарушения, как непредставление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, и не предполагают увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия к нему представителем нанимателя, если этот государственный гражданский служащий не представил необходимых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу, однако вопреки требованию закона был назначен на должность государственной гражданской службы.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)В своем решении суд указал, что необходимо признать взаимосвязанные положения п. 1.1 ч. 1 ст. 37 и п. 2 ч. 1 ст. 59.2 Федерального закона N 79-ФЗ не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования выступают элементами правового механизма применения к государственному гражданскому служащему меры ответственности за совершение им в период государственной гражданской службы такого коррупционного правонарушения, как непредставление сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений, и не предполагают увольнения государственного гражданского служащего в связи с утратой доверия к нему представителем нанимателя, если этот государственный гражданский служащий не представил необходимых сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на государственную гражданскую службу, однако вопреки требованию закона был назначен на должность государственной гражданской службы.
Статья: Субъекты гражданско-правовой ответственности за коррупцию
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2021, N 3)Ссылки на положения Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ представляются несостоятельными. Его интерпретаторы упускают из виду, что функцией контроля за доходами он наделяет те органы и учреждения, в которых работают госслужащие. В их составе выделяет подразделения кадровых служб и устанавливает для них перечень лиц, в отношении которых они вправе проводить контроль за расходами и доходами. В связи с этим выглядит вполне разумным и естественным то, что кадровые службы не могут проверять тех субъектов, которые не состоят в трудовых отношениях с их работодателем. Закон не устанавливает перечень лиц, подлежащих привлечению к ответственности за совершение коррупционных правонарушений либо освобожденных от этой ответственности. Не содержится таких ограничений и в положениях подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, предусматривающей возможность обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений о его приобретении на законные доходы. Статья не указывает на лиц, к которым она применима либо не применима.
(Бочкарев С.А.)
("Законность", 2021, N 3)Ссылки на положения Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ представляются несостоятельными. Его интерпретаторы упускают из виду, что функцией контроля за доходами он наделяет те органы и учреждения, в которых работают госслужащие. В их составе выделяет подразделения кадровых служб и устанавливает для них перечень лиц, в отношении которых они вправе проводить контроль за расходами и доходами. В связи с этим выглядит вполне разумным и естественным то, что кадровые службы не могут проверять тех субъектов, которые не состоят в трудовых отношениях с их работодателем. Закон не устанавливает перечень лиц, подлежащих привлечению к ответственности за совершение коррупционных правонарушений либо освобожденных от этой ответственности. Не содержится таких ограничений и в положениях подп. 8 п. 2 ст. 235 ГК РФ, предусматривающей возможность обращения в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлено сведений о его приобретении на законные доходы. Статья не указывает на лиц, к которым она применима либо не применима.
Статья: Представление подложных документов и заведомо ложных сведений (непредставление сведений) как ограничение, дисциплинарный проступок и коррупционное правонарушение
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В контексте данного вопроса будет нелишним привести в пример логику, которую выявил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 6 апреля 2020 г. N 14-П в отношении представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В частности, Суд отметил, что если такие сведения не были представлены (представлены недостоверные сведения) при поступлении на службу, то это является обстоятельством, исключающим возможность назначения лица на соответствующую должность, т.е. ограничением. При этом прекращение служебного контракта с ним является не мерой юридической ответственности, а способом восстановления ситуации, существовавшей до нарушения установленных правил. Если же гражданин не представил указанные сведения (представил недостоверные) уже будучи в статусе гражданского служащего, то он совершил правонарушение, в качестве меры ответственности за которое выступает увольнение с государственной службы.
(Чаннов С.Е., Пресняков М.В.)
("Журнал российского права", 2025, N 7)В контексте данного вопроса будет нелишним привести в пример логику, которую выявил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 6 апреля 2020 г. N 14-П в отношении представления сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. В частности, Суд отметил, что если такие сведения не были представлены (представлены недостоверные сведения) при поступлении на службу, то это является обстоятельством, исключающим возможность назначения лица на соответствующую должность, т.е. ограничением. При этом прекращение служебного контракта с ним является не мерой юридической ответственности, а способом восстановления ситуации, существовавшей до нарушения установленных правил. Если же гражданин не представил указанные сведения (представил недостоверные) уже будучи в статусе гражданского служащего, то он совершил правонарушение, в качестве меры ответственности за которое выступает увольнение с государственной службы.
Статья: Недостоверные данные в сведениях о доходах получателей дивидендов
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)В результате суды пришли к выводу, что законодательством, регулирующим отношения в сфере ведения реестра, не закреплены обязанности регистратора по осуществлению проверки актуальности персональных данных, розыска акционеров с целью получения актуальных сведений, а также не предусмотрен отказ в выплате дивидендов за их непредставление. При таких обстоятельствах представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц без указания ИНН и даты рождения физического лица в случае отсутствия таких данных и отсутствия в форме электронной налоговой отчетности возможности выбора налоговым агентом в соответствующем поле варианта "неизвестно" не может являться основанием для привлечения к налоговой ответственности.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 13)В результате суды пришли к выводу, что законодательством, регулирующим отношения в сфере ведения реестра, не закреплены обязанности регистратора по осуществлению проверки актуальности персональных данных, розыска акционеров с целью получения актуальных сведений, а также не предусмотрен отказ в выплате дивидендов за их непредставление. При таких обстоятельствах представление в налоговый орган сведений о доходах физических лиц без указания ИНН и даты рождения физического лица в случае отсутствия таких данных и отсутствия в форме электронной налоговой отчетности возможности выбора налоговым агентом в соответствующем поле варианта "неизвестно" не может являться основанием для привлечения к налоговой ответственности.
Вопрос: Организация получила от налоговой инспекции запрос о представлении сведений о планируемых в предстоящем квартале суммах налогов (НДС, налог на прибыль, налог на имущество, НДФЛ, страховые взносы). Обязана ли организация представлять эту информацию и предусмотрена ли ответственность за ее непредставление?
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Соответственно, ответственность за непредставление сведений о планируемых к исчислению и уплате суммах налогов НК РФ не предусмотрена.
(Консультация эксперта, ФНС России, 2024)Соответственно, ответственность за непредставление сведений о планируемых к исчислению и уплате суммах налогов НК РФ не предусмотрена.
Готовое решение: Как к федеральным гражданским служащим применить дисциплинарное взыскание за коррупционное правонарушение
(КонсультантПлюс, 2025)При серьезных правонарушениях гражданского служащего можно уволить в связи с утратой доверия. К таким правонарушениям относятся случаи, предусмотренные ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе. Например, он представил заведомо недостоверные сведения о своих (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По некоторым основаниям этой нормы (к примеру, за непредставление таких сведений) при соблюдении определенных условий гражданский служащий освобождается от ответственности. Однако учтите: если гражданский служащий не представил такие сведения при поступлении на гражданскую службу и при этом вопреки закону был назначен на должность, нарушение не предполагает его увольнения в связи с утратой доверия (ч. 6.1, 6.2 ст. 20, ч. 3, 4 ст. 20.1, ч. 2 ст. 59.1, ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2020 N 14-П, п. 10 Обзора практики Конституционного Суда РФ за второй квартал 2020 г., п. 30 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 2020 г.).
(КонсультантПлюс, 2025)При серьезных правонарушениях гражданского служащего можно уволить в связи с утратой доверия. К таким правонарушениям относятся случаи, предусмотренные ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе. Например, он представил заведомо недостоверные сведения о своих (супруги (супруга) и несовершеннолетних детей) доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. По некоторым основаниям этой нормы (к примеру, за непредставление таких сведений) при соблюдении определенных условий гражданский служащий освобождается от ответственности. Однако учтите: если гражданский служащий не представил такие сведения при поступлении на гражданскую службу и при этом вопреки закону был назначен на должность, нарушение не предполагает его увольнения в связи с утратой доверия (ч. 6.1, 6.2 ст. 20, ч. 3, 4 ст. 20.1, ч. 2 ст. 59.1, ст. 59.2 Закона о государственной гражданской службе, Постановление Конституционного Суда РФ от 06.04.2020 N 14-П, п. 10 Обзора практики Конституционного Суда РФ за второй квартал 2020 г., п. 30 Обзора практики Конституционного Суда РФ за 2020 г.).
Последние изменения: Увольнение госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Уволить за непредставление сведений о доходах в связи с утратой доверия можно только в случае, когда это нарушение допущено госслужащим. Претендент этого статуса не имеет. Ответственность госслужащего за совершение коррупционных правонарушений не может применяться к лицу до момента получения им соответствующего статуса. Если госслужащий не представил эти сведения при поступлении на госслужбу и при этом вопреки закону был назначен на должность, нарушение не предполагает его увольнения в связи с утратой доверия.
(КонсультантПлюс, 2025)Уволить за непредставление сведений о доходах в связи с утратой доверия можно только в случае, когда это нарушение допущено госслужащим. Претендент этого статуса не имеет. Ответственность госслужащего за совершение коррупционных правонарушений не может применяться к лицу до момента получения им соответствующего статуса. Если госслужащий не представил эти сведения при поступлении на госслужбу и при этом вопреки закону был назначен на должность, нарушение не предполагает его увольнения в связи с утратой доверия.
Вопрос: Нужно ли российской организации, выплачивающей проценты по договору займа организации - резиденту Кипра, сдавать расчет сумм доходов, выплаченных иностранной организации, и сумм удержанных налогов?
(Консультация эксперта, 2024)Таким образом, российская организация не освобождается от обязанности по предоставлению в налоговый орган информации о суммах выплаченного кипрской организации дохода.
(Консультация эксперта, 2024)Таким образом, российская организация не освобождается от обязанности по предоставлению в налоговый орган информации о суммах выплаченного кипрской организации дохода.
Вопрос: Об обращениях о причинении (угрозе причинения) вреда охраняемым законом ценностям в части применения ККТ и применении ККТ при реализации игрового контента для использования во внутриигровых магазинах.
(Письмо ФНС России от 07.02.2024 N АБ-17-20/362@)Таким образом, при отсутствии идентификационных данных налогоплательщика (ИНН или ОГРН) проведение контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе с целью привлечения к административной ответственности, не представляется возможным.
(Письмо ФНС России от 07.02.2024 N АБ-17-20/362@)Таким образом, при отсутствии идентификационных данных налогоплательщика (ИНН или ОГРН) проведение контрольных (надзорных) мероприятий, в том числе с целью привлечения к административной ответственности, не представляется возможным.