Ответственность за неправомерное расходование бюджетных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неправомерное расходование бюджетных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2023 N 08АП-7932/2023 по делу N А81-1152/2022
Требование: Об оспаривании представления государственного органа об устранении нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что, исходя из обстоятельств настоящего дела, положений глав 29, 30 БК РФ, требование о возврате денежных средств в федеральный бюджет не может являться в данном случае законной мерой принуждения, применяемой при вмененном неправомерном использовании бюджетных средств, так как проверкой не выявлено нарушений бюджетного законодательства, выразившегося, в частности, в нецелевом использовании бюджетных средств, за которые установлены меры бюджетной ответственности.
Требование: Об оспаривании представления государственного органа об устранении нарушений.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что, исходя из обстоятельств настоящего дела, положений глав 29, 30 БК РФ, требование о возврате денежных средств в федеральный бюджет не может являться в данном случае законной мерой принуждения, применяемой при вмененном неправомерном использовании бюджетных средств, так как проверкой не выявлено нарушений бюджетного законодательства, выразившегося, в частности, в нецелевом использовании бюджетных средств, за которые установлены меры бюджетной ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель. Нарушения бюджетного законодательства и ответственность за них
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотрена ли ответственность за неправомерное использование бюджетных средств
(КонсультантПлюс, 2025)Предусмотрена ли ответственность за неправомерное использование бюджетных средств
Статья: Неправомерное использование бюджетных средств: анализ практики и проблемы совершенствования правового регулирования
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Так, в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 июля 2022 г. N 42-19-2022, в котором дан Обзор практики привлечения к уголовной ответственности должностных лиц за совершение преступлений, связанных с подготовкой к пожароопасному периоду, ликвидацией природных пожаров и их последствий, отмечается, что расследование осуществлялось по ст. 159, 286, 292 и 293 Уголовного кодекса РФ и к уголовной ответственности за неправомерное расходование бюджетных средств на организацию противопожарной защищенности или устранение последствий природного бедствия привлекались должностные лица в разных субъектах Российской Федерации <8>.
(Исмаилов М.Ч.)
("Финансовое право", 2023, N 1)Так, в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 15 июля 2022 г. N 42-19-2022, в котором дан Обзор практики привлечения к уголовной ответственности должностных лиц за совершение преступлений, связанных с подготовкой к пожароопасному периоду, ликвидацией природных пожаров и их последствий, отмечается, что расследование осуществлялось по ст. 159, 286, 292 и 293 Уголовного кодекса РФ и к уголовной ответственности за неправомерное расходование бюджетных средств на организацию противопожарной защищенности или устранение последствий природного бедствия привлекались должностные лица в разных субъектах Российской Федерации <8>.
Готовое решение: Какие нарушения (риски) могут выявить при проверке отражения в учете и отчетности показателей расчетов по государственным (муниципальным) контрактам
(КонсультантПлюс, 2025)при определении НМЦК (цены контракта с единственным поставщиком) не обосновывалась цена единицы отдельных товаров. Оплата осуществлялась по ценам, которые выше максимальных значений из соответствующих государственных реестров, что привело к неправомерному использованию бюджетных средств;
(КонсультантПлюс, 2025)при определении НМЦК (цены контракта с единственным поставщиком) не обосновывалась цена единицы отдельных товаров. Оплата осуществлялась по ценам, которые выше максимальных значений из соответствующих государственных реестров, что привело к неправомерному использованию бюджетных средств;
Статья: О нарушениях в финансово-бюджетной сфере, выявляемых при реализации внутреннего государственного финансового контроля
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)В случае выявления нарушений, влекущих причинение ущерба бюджету, объекту контроля выносится представление (предписание) ОВГФК с требованием обеспечить возврат неправомерно использованных бюджетных средств, выполнить ранее оплаченные работы или устранить некачественно выполненные работы, ввести в эксплуатацию неиспользуемые товарно-материальные ценности, предъявить штрафные санкции подрядчикам, т.е. устранить ущерб, причиненный бюджету. При наличии состава правонарушения виновные должностные лица (юридические лица) подлежат привлечению к административной ответственности, например, по ст. 15.14 и ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ.
(Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2024, N 8)В случае выявления нарушений, влекущих причинение ущерба бюджету, объекту контроля выносится представление (предписание) ОВГФК с требованием обеспечить возврат неправомерно использованных бюджетных средств, выполнить ранее оплаченные работы или устранить некачественно выполненные работы, ввести в эксплуатацию неиспользуемые товарно-материальные ценности, предъявить штрафные санкции подрядчикам, т.е. устранить ущерб, причиненный бюджету. При наличии состава правонарушения виновные должностные лица (юридические лица) подлежат привлечению к административной ответственности, например, по ст. 15.14 и ч. 10 ст. 7.32 КоАП РФ.
"Финансовый контроль публичных закупок в Российской Федерации: монография"
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Большая часть проблем, возникающих в рамках исполнения бюджетов в части их использования, может быть разрешена при помощи совершенствования методов финансового контроля на разных стадиях закупочного процесса, особенно на стадии планирования. В связи с этим экономия бюджетных средств должна восприниматься контролирующими субъектами не как неисполнение бюджета, а как деятельность по сохранению финансовых ресурсов. Анализ судебной практики показывает, что зачастую при таком подходе участники закупок привлекаются к ответственности за неправомерное, неэффективное или нецелевое использование бюджетных средств.
(Кикавец В.В., Цареградская Ю.К.)
(под ред. В.В. Кикавца)
("Проспект", 2022)Большая часть проблем, возникающих в рамках исполнения бюджетов в части их использования, может быть разрешена при помощи совершенствования методов финансового контроля на разных стадиях закупочного процесса, особенно на стадии планирования. В связи с этим экономия бюджетных средств должна восприниматься контролирующими субъектами не как неисполнение бюджета, а как деятельность по сохранению финансовых ресурсов. Анализ судебной практики показывает, что зачастую при таком подходе участники закупок привлекаются к ответственности за неправомерное, неэффективное или нецелевое использование бюджетных средств.
Статья: Квалификация злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 Уголовного кодекса России) с учетом специальных норм
(Борков В.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)Важно отметить, что все специальные виды злоупотребления должностными полномочиями в уголовном законе описаны в формальных составах. В свою очередь, общая норма (ст. 285 УК РФ) восполняет пробелы охраны различных сфер функционирования государства от злоупотреблений, непредусмотренных специальными нормами. Такое понимание соотношения общей и специальных норм создает предпосылки для уяснения содержания запрета, предусмотренного ст. 285 УК РФ. При решении вопроса о существенности нарушения прав потерпевших в результате использования виновным своих полномочий нужно соотносить квалифицируемое событие с видами злоупотреблений, предусмотренных в специальных нормах, которые уже признаны законодателем общественно опасными. То есть основания для толкования общей нормы (ст. 285 УК РФ) нужно искать в уголовном законе. Так, кроме уже указанных в Постановлении N 19, опасными должностными злоупотреблениями являются: незаконная госпитализация лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях; невыплата свыше двух месяцев заработной платы; незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей; неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; нецелевое расходование бюджетных средств; привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела; незаконное освобождение от уголовной ответственности; незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей и т.д.
(Борков В.Н.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 6)Важно отметить, что все специальные виды злоупотребления должностными полномочиями в уголовном законе описаны в формальных составах. В свою очередь, общая норма (ст. 285 УК РФ) восполняет пробелы охраны различных сфер функционирования государства от злоупотреблений, непредусмотренных специальными нормами. Такое понимание соотношения общей и специальных норм создает предпосылки для уяснения содержания запрета, предусмотренного ст. 285 УК РФ. При решении вопроса о существенности нарушения прав потерпевших в результате использования виновным своих полномочий нужно соотносить квалифицируемое событие с видами злоупотреблений, предусмотренных в специальных нормах, которые уже признаны законодателем общественно опасными. То есть основания для толкования общей нормы (ст. 285 УК РФ) нужно искать в уголовном законе. Так, кроме уже указанных в Постановлении N 19, опасными должностными злоупотреблениями являются: незаконная госпитализация лица в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях; невыплата свыше двух месяцев заработной платы; незаконные действия по усыновлению (удочерению) детей; неправомерный отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица; нецелевое расходование бюджетных средств; привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности или незаконное возбуждение уголовного дела; незаконное освобождение от уголовной ответственности; незаконные задержание, заключение под стражу или содержание под стражей и т.д.
Статья: Неопределенности бюджетного законодательства
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Вопросам нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности следует уделить особое внимание. В действующем БК РФ закреплены четыре состава правонарушения, предусматривающие ответственность за нарушение порядка расходования бюджетных средств (нецелевое использование бюджетных средств и три относительно бюджетного кредита) <6>. Однако практика контролирующих органов к нарушениям бюджетного законодательства относит также неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств, в том числе принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования.
(Саттарова Н.А.)
("Финансовое право", 2022, N 12)Вопросам нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности следует уделить особое внимание. В действующем БК РФ закреплены четыре состава правонарушения, предусматривающие ответственность за нарушение порядка расходования бюджетных средств (нецелевое использование бюджетных средств и три относительно бюджетного кредита) <6>. Однако практика контролирующих органов к нарушениям бюджетного законодательства относит также неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств, в том числе принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования.
"Уголовно-правовая охрана финансово-бюджетной сферы: научно-практическое пособие"
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Преступное злоупотребление доверием (§ 266 StGB) состоит в умышленном нарушении лицом обязанности соблюдать имущественные интересы доверителя, предоставленные ему законом, официальным мандатом или юридической сделкой, с целью распоряжения активами или заключения обязательных соглашений, которое причинило ущерб лицу, чьи имущественные интересы подлежали защите, в том числе в результате нецелевого расходования бюджетных средств, и наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или денежным штрафом.
(отв. ред. И.И. Кучеров, О.А. Зайцев, С.Л. Нудель)
("ИЗиСП", "КОНТРАКТ", 2021)Преступное злоупотребление доверием (§ 266 StGB) состоит в умышленном нарушении лицом обязанности соблюдать имущественные интересы доверителя, предоставленные ему законом, официальным мандатом или юридической сделкой, с целью распоряжения активами или заключения обязательных соглашений, которое причинило ущерб лицу, чьи имущественные интересы подлежали защите, в том числе в результате нецелевого расходования бюджетных средств, и наказывается лишением свободы на срок до 5 лет или денежным штрафом.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- Работодатель выплачивает заработную плату, исчисляет и удерживает НДФЛ, но не перечисляет удержанные из доходов налогоплательщиков суммы в бюджетную систему РФ, т.е. фактически неправомерно пользуется бюджетными средствами. Очевидно, что это грубое нарушение налогового законодательства.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)- Работодатель выплачивает заработную плату, исчисляет и удерживает НДФЛ, но не перечисляет удержанные из доходов налогоплательщиков суммы в бюджетную систему РФ, т.е. фактически неправомерно пользуется бюджетными средствами. Очевидно, что это грубое нарушение налогового законодательства.
Статья: Оплата фактически не выполненных работ: вопросы квалификации нарушений органами внутреннего государственного финансового контроля
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Ключевые слова: квалификация нарушений, бюджетные средства, нецелевое использование бюджетных средств, неправомерное использование бюджетных средств, административная ответственность, уголовная ответственность.
(Абсолямов Р.Г., Денисова А.А.)
("Финансовое право", 2023, N 8)Ключевые слова: квалификация нарушений, бюджетные средства, нецелевое использование бюджетных средств, неправомерное использование бюджетных средств, административная ответственность, уголовная ответственность.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В контексте определения целей использования бюджетных средств авторы указывают, что "положения БК РФ говорят об определении целей использования бюджетных средств в момент их распределения, притом что целевое их использование как базовая норма бюджетной системы в ст. 38 БК РФ не закреплено" <494>. Однако в доктрине встречаются мнения о том, что целевое использование бюджетных средств всегда определяется в соответствии с целью выделения таких средств и выводится из кода бюджетной (экономической) классификации, по которой доведены те или иные лимиты ассигнований и объемы финансирования. Следовательно, под целевым использованием средств бюджета понимается их направление на указанные при выделении этих средств цели (освоение) независимо от наличия результата, а также наличия (отсутствия) неправомерных действий, сопровождающих такое использование <495>.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)В контексте определения целей использования бюджетных средств авторы указывают, что "положения БК РФ говорят об определении целей использования бюджетных средств в момент их распределения, притом что целевое их использование как базовая норма бюджетной системы в ст. 38 БК РФ не закреплено" <494>. Однако в доктрине встречаются мнения о том, что целевое использование бюджетных средств всегда определяется в соответствии с целью выделения таких средств и выводится из кода бюджетной (экономической) классификации, по которой доведены те или иные лимиты ассигнований и объемы финансирования. Следовательно, под целевым использованием средств бюджета понимается их направление на указанные при выделении этих средств цели (освоение) независимо от наличия результата, а также наличия (отсутствия) неправомерных действий, сопровождающих такое использование <495>.
Статья: Наличие переплаты по налогу по другому ОКТМО освобождает от пеней и штрафа
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)Он указал, что пени выступают мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы налога в бюджет. Она стимулирует налогоплательщиков к добросовестной уплате причитающихся сумм налогов и одновременно является мерой имущественной (восстановительной) ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой в случаях, когда налоговая обязанность не была исполнена своевременно. В последнем случае основанием взимания пеней выступает неправомерное оставление налогоплательщиком у себя суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет, и пользование средствами казны. Пени не являются мерой штрафного характера (наказанием) и не могут приобретать такой характер.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 25)Он указал, что пени выступают мерой государственного принуждения, обеспечивающей реализацию публичного интереса в своевременном поступлении суммы налога в бюджет. Она стимулирует налогоплательщиков к добросовестной уплате причитающихся сумм налогов и одновременно является мерой имущественной (восстановительной) ответственности, призванной компенсировать ущерб, понесенный бюджетной системой в случаях, когда налоговая обязанность не была исполнена своевременно. В последнем случае основанием взимания пеней выступает неправомерное оставление налогоплательщиком у себя суммы налога, подлежавшей уплате в бюджет, и пользование средствами казны. Пени не являются мерой штрафного характера (наказанием) и не могут приобретать такой характер.