Ответственность за неисполнение адвокатского запроса
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за неисполнение адвокатского запроса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Адвокатский запрос как средство реализации предоставленных адвокату полномочий по осуществлению доказывания в ходе предварительного расследования
(Хвенько Т.И.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)В целях повышения уровня реализации адвокатом права на получение сведений, необходимых последнему для оказания эффективной защиты прав и законных интересов подзащитного на стадии предварительного расследования, необходимо внести в действующее законодательство предложения, направленные на сокращение установленного срока исполнения адвокатского запроса. Так, полагаем, что п. 2 ст. 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" должен быть сформулирован в следующей редакции: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в течение 14 дней со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, незамедлительно направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса. Неисполнение адвокатского запроса влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации".
(Хвенько Т.И.)
("Адвокатская практика", 2022, N 3)В целях повышения уровня реализации адвокатом права на получение сведений, необходимых последнему для оказания эффективной защиты прав и законных интересов подзащитного на стадии предварительного расследования, необходимо внести в действующее законодательство предложения, направленные на сокращение установленного срока исполнения адвокатского запроса. Так, полагаем, что п. 2 ст. 6.1 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" должен быть сформулирован в следующей редакции: "Органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации, которым направлен адвокатский запрос, должны дать на него ответ в письменной форме в течение 14 дней со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 10 дней, при этом адвокату, направившему адвокатский запрос, незамедлительно направляется уведомление о продлении срока рассмотрения адвокатского запроса. Неисполнение адвокатского запроса влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации".
"Адвокат-налогоплательщик"
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В адвокатском запросе нелишним будут ссылки на положения законодательства, предусматривающие ответственность за его неисполнение.
(Сасов К.А.)
("Статут", 2024)В адвокатском запросе нелишним будут ссылки на положения законодательства, предусматривающие ответственность за его неисполнение.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 30.12.2022 N БВ-4-7/17924@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Законодательное регулирование с очевидностью свидетельствует о возможности реализации адвокатом соответствующих полномочий при наличии у него адвокатского удостоверения, которое может быть получено после внесения сведений о нем в региональный реестр адвокатов. Тем не менее из этого - вопреки утверждению заявителя - вовсе не вытекает то, что до отражения необходимых сведений в соответствующем реестре и выдачи адвокату, принявшему присягу, удостоверения, подтверждающего его статус, он полностью лишен права осуществлять адвокатскую деятельность, что, по сути, находит подтверждение в статьях 2 (пункты 2 и 3), 6 (пункт 3) и 6 (пункт 1) Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно которым, оказывая юридическую помощь, адвокат с момента обретения соответствующего статуса вправе в том числе давать консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме, составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации адвокатские запросы, совершать иные действия, не противоречащие законодательству. Кроме того, поскольку в соответствии со статьями 7 и 18 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" профессиональные обязанности адвоката, ответственность за их неисполнение либо ненадлежащее исполнение, а также гарантии его независимости распространяются на всех адвокатов с момента признания за ними соответствующего статуса, определение в качестве даты постановки на налоговый учет, в том числе для уплаты страховых взносов, даты принятия адвокатской присяги не лишено разумных оснований. Ввиду этого, а также учитывая, что названным Федеральным законом (пункт 1 статьи 15) предусмотрены достаточно сжатые сроки для внесения сведений об адвокате в региональный реестр (выдачи удостоверения адвоката), которые не оказывают существенного влияния на размер уплачиваемых адвокатом страховых взносов, подпункт 2 пункта 4 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в обозначенном им аспекте.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых в третьем квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Законодательное регулирование с очевидностью свидетельствует о возможности реализации адвокатом соответствующих полномочий при наличии у него адвокатского удостоверения, которое может быть получено после внесения сведений о нем в региональный реестр адвокатов. Тем не менее из этого - вопреки утверждению заявителя - вовсе не вытекает то, что до отражения необходимых сведений в соответствующем реестре и выдачи адвокату, принявшему присягу, удостоверения, подтверждающего его статус, он полностью лишен права осуществлять адвокатскую деятельность, что, по сути, находит подтверждение в статьях 2 (пункты 2 и 3), 6 (пункт 3) и 6 (пункт 1) Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", согласно которым, оказывая юридическую помощь, адвокат с момента обретения соответствующего статуса вправе в том числе давать консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме, составлять заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера, направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации адвокатские запросы, совершать иные действия, не противоречащие законодательству. Кроме того, поскольку в соответствии со статьями 7 и 18 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" профессиональные обязанности адвоката, ответственность за их неисполнение либо ненадлежащее исполнение, а также гарантии его независимости распространяются на всех адвокатов с момента признания за ними соответствующего статуса, определение в качестве даты постановки на налоговый учет, в том числе для уплаты страховых взносов, даты принятия адвокатской присяги не лишено разумных оснований. Ввиду этого, а также учитывая, что названным Федеральным законом (пункт 1 статьи 15) предусмотрены достаточно сжатые сроки для внесения сведений об адвокате в региональный реестр (выдачи удостоверения адвоката), которые не оказывают существенного влияния на размер уплачиваемых адвокатом страховых взносов, подпункт 2 пункта 4 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающий конституционные права заявителя в обозначенном им аспекте.
Решение Совета Федеральной палаты адвокатов от 08.07.2021
"Об адвокатском запросе"В решении Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 24 сентября 2019 г. (Протокол N 5) "О допустимых способах реализации адвокатом права на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и иные организации с запросом о предоставлении документов и фактических сведений" указывается, что, являясь по своей правовой природе публичным полномочием, гарантированным государственно-властным принуждением - публичной ответственностью за неисполнение, адвокатский запрос выступает материальным механизмом, обеспечивающим реализацию конституционно значимой функции по оказанию юридической помощи. Данное полномочие предоставлено лицам, имеющим статус адвоката, исключительно с целью получения информации, носящей строго доказательственный характер, - то есть сбора уже имеющихся у адресата адвокатского запроса конкретно определенных сведений, совокупность которых позволит обосновать позицию в интересах доверителя, по вопросам, входящим в компетенцию адресата.
"Об адвокатском запросе"В решении Совета Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации от 24 сентября 2019 г. (Протокол N 5) "О допустимых способах реализации адвокатом права на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и иные организации с запросом о предоставлении документов и фактических сведений" указывается, что, являясь по своей правовой природе публичным полномочием, гарантированным государственно-властным принуждением - публичной ответственностью за неисполнение, адвокатский запрос выступает материальным механизмом, обеспечивающим реализацию конституционно значимой функции по оказанию юридической помощи. Данное полномочие предоставлено лицам, имеющим статус адвоката, исключительно с целью получения информации, носящей строго доказательственный характер, - то есть сбора уже имеющихся у адресата адвокатского запроса конкретно определенных сведений, совокупность которых позволит обосновать позицию в интересах доверителя, по вопросам, входящим в компетенцию адресата.
Статья: Адвокатский запрос: проблемы правового регулирования и практики применения
(Зайков Д.Е.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Проанализировав положения ст. 6.1 Закона об адвокатуре, можно следующим образом сформулировать расширенное понятие адвокатского запроса: это официальное обращение адвоката, обязательность исполнения которого гарантируется публичной ответственностью за его неисполнение, соответствует установленным требованиям к определенным законом субъектам о предоставлении в установленный срок имеющихся у них сведений (документов), необходимых для оказания адвокатом квалифицированной юридической помощи.
(Зайков Д.Е.)
("Российская юстиция", 2021, N 3)Проанализировав положения ст. 6.1 Закона об адвокатуре, можно следующим образом сформулировать расширенное понятие адвокатского запроса: это официальное обращение адвоката, обязательность исполнения которого гарантируется публичной ответственностью за его неисполнение, соответствует установленным требованиям к определенным законом субъектам о предоставлении в установленный срок имеющихся у них сведений (документов), необходимых для оказания адвокатом квалифицированной юридической помощи.
Статья: Запрос государственного юридического бюро: проблемы правового регулирования
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Нельзя не согласиться с Г. Чернышовым в том, что праву адвоката направлять запросы должны соответствовать его обязанность не злоупотреблять своим правом и ответственность за неисполнение этой обязанности <18>. В силу подп. 2.1 п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре систематическое несоблюдение установленных законодательством РФ требований к адвокатскому запросу является основанием для прекращения статуса адвоката.
(Зайков Д.Е.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 6)Нельзя не согласиться с Г. Чернышовым в том, что праву адвоката направлять запросы должны соответствовать его обязанность не злоупотреблять своим правом и ответственность за неисполнение этой обязанности <18>. В силу подп. 2.1 п. 2 ст. 17 Закона об адвокатуре систематическое несоблюдение установленных законодательством РФ требований к адвокатскому запросу является основанием для прекращения статуса адвоката.
Статья: Актуальные проблемы и практические аспекты получения адвокатом сведений с помощью адвокатского запроса
(Темир-Булатова А.А.)
("Адвокатская практика", 2021, N 3)Действительно эффективным шагом для полноценной реализации адвокатом полномочия по получению сведений по адвокатскому запросу стало принятие изменений в ст. 5.39 КоАП РФ, согласно которым за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату в связи с поступившим от него запросом, а также в случае несвоевременного ответа либо предоставления заведомо недостоверной информации была введена ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. Вызывает определенные вопросы столь малый размер штрафа, однако для адвокатского сообщества был важен факт введения санкций за неисполнение законодательства. Непосредственно форма адвокатского запроса была утверждена Приказом Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2016 г. N 288 "Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса".
(Темир-Булатова А.А.)
("Адвокатская практика", 2021, N 3)Действительно эффективным шагом для полноценной реализации адвокатом полномочия по получению сведений по адвокатскому запросу стало принятие изменений в ст. 5.39 КоАП РФ, согласно которым за неправомерный отказ в предоставлении информации адвокату в связи с поступившим от него запросом, а также в случае несвоевременного ответа либо предоставления заведомо недостоверной информации была введена ответственность для должностных лиц в виде штрафа в размере от 1 000 до 3 000 руб. Вызывает определенные вопросы столь малый размер штрафа, однако для адвокатского сообщества был важен факт введения санкций за неисполнение законодательства. Непосредственно форма адвокатского запроса была утверждена Приказом Министерства юстиции РФ от 14 декабря 2016 г. N 288 "Об утверждении требований к форме, порядку оформления и направления адвокатского запроса".