Ответственность за нарушение закона о противодействии коррупции
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение закона о противодействии коррупции (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 19.29 "Незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг государственного или муниципального служащего либо бывшего государственного или муниципального служащего" КоАП РФ"На основании вышеизложенного с учетом разъяснений Верхового Суда Российской Федерации, должностным лицом работодателя, ответственным за нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", при заключении трудового договора с бывшим государственным служащим является руководитель или иное должностное лицо, заключившие от имени работодателя трудовой договор, в том числе и в тех случаях, когда обязанность по направлению соответствующего сообщения возложена на иное должностное лицо данной организации."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (в т.ч. бывшего)
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для привлечения ООО... к административной ответственности... послужили... выводы о том, что в нарушение положений части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции оно в установленный 10-дневный срок не представило в УФНС... уведомление о заключении... трудового договора с Ч., замещавшей ранее должность федеральной государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора отдела камерального контроля, включенную... в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при увольнении с которых на должностных лиц накладываются ограничения, установленные статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ...
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для привлечения ООО... к административной ответственности... послужили... выводы о том, что в нарушение положений части 4 статьи 12 Закона о противодействии коррупции оно в установленный 10-дневный срок не представило в УФНС... уведомление о заключении... трудового договора с Ч., замещавшей ранее должность федеральной государственной гражданской службы старшего государственного налогового инспектора отдела камерального контроля, включенную... в Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы в Федеральной налоговой службе, при увольнении с которых на должностных лиц накладываются ограничения, установленные статьей 12 Федерального закона N 273-ФЗ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)В Постановлении Пленума Верховного Суда от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Суд разъяснил ряд вопросов, касающихся применения судами положений ст. 12 Закона о противодействии коррупции и ответственности за их нарушения. В частности, Суд указал, что под указанными в Законе перечнями следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и (в случае отсутствия названных перечней) нормативные правовые акты, определяющие должности государственной (муниципальной) службы, при замещении которых госслужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции. Также были разъяснены пределы действия антикоррупционных ограничений, основания и порядок привлечения к административной ответственности гражданина, бывшего госслужащего, и работодателя (или заказчика при заключении трудового договора или гражданско-правового договора) <11>.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)В Постановлении Пленума Верховного Суда от 28 ноября 2017 г. N 46 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по ст. 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" Суд разъяснил ряд вопросов, касающихся применения судами положений ст. 12 Закона о противодействии коррупции и ответственности за их нарушения. В частности, Суд указал, что под указанными в Законе перечнями следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и (в случае отсутствия названных перечней) нормативные правовые акты, определяющие должности государственной (муниципальной) службы, при замещении которых госслужащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, поскольку принятие последних также обусловлено предусмотренными законодательством мерами по противодействию коррупции. Также были разъяснены пределы действия антикоррупционных ограничений, основания и порядок привлечения к административной ответственности гражданина, бывшего госслужащего, и работодателя (или заказчика при заключении трудового договора или гражданско-правового договора) <11>.
Статья: Виды коррупционных правонарушений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 13 Закона о коррупции физическое лицо, в отношении которого Законом о коррупции и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона о коррупции. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно ч. 3 ст. 13 Закона о коррупции физическое лицо, в отношении которого Законом о коррупции и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона о коррупции. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"11. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица - работодатели либо заказчики работ (услуг), которые привлекли к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного (муниципального) служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судьями дел о привлечении к административной ответственности по статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"11. Субъектами административных правонарушений, предусмотренных статьей 19.29 КоАП РФ, являются граждане, должностные лица и юридические лица - работодатели либо заказчики работ (услуг), которые привлекли к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора бывшего государственного (муниципального) служащего с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Основанием для привлечения учреждения к административной ответственности на основании ст. 19.29 КоАП РФ послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в нарушение положений ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" учреждение в установленный срок не направило в МВД по субъекту Российской Федерации уведомление о заключении трудового договора с З., ранее замещавшим должность оперуполномоченного МВД по субъекту Российской Федерации, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 10.11.2021)Основанием для привлечения учреждения к административной ответственности на основании ст. 19.29 КоАП РФ послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что в нарушение положений ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" учреждение в установленный срок не направило в МВД по субъекту Российской Федерации уведомление о заключении трудового договора с З., ранее замещавшим должность оперуполномоченного МВД по субъекту Российской Федерации, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации.
"Локальные акты работодателя: актуализация в связи с законодательными изменениями"
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Следует отметить, что за отсутствие локальных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции, а равно иных мер, указанных в Законе о коррупции, ответственность действующим законодательством не установлена, административная ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции (ст. 19.28 и 19.29 КоАП РФ). Однако в случае проведения проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции проверяющим лицом может быть вынесено предписание об устранении допущенных нарушений, а в случае совершения работниками или иными представителями организации коррупционных правонарушений риск привлечения организации к ответственности весьма значителен.
(выпуск 3)
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Редакция "Российской газеты", 2021)Следует отметить, что за отсутствие локальных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции, а равно иных мер, указанных в Законе о коррупции, ответственность действующим законодательством не установлена, административная ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции (ст. 19.28 и 19.29 КоАП РФ). Однако в случае проведения проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции проверяющим лицом может быть вынесено предписание об устранении допущенных нарушений, а в случае совершения работниками или иными представителями организации коррупционных правонарушений риск привлечения организации к ответственности весьма значителен.
Вопрос: Как принять политику по противодействию коррупции, положение о конфликте интересов, правила обмена деловыми подарками? Можно ли обязать работников ежегодно представлять декларацию конфликта интересов?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Следует отметить, что за отсутствие локальных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции, ответственность действующим законодательством не установлена, административная ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции (ст. ст. 12, 14 Закона N 273-ФЗ, ст. ст. 19.28 и 19.29 КоАП РФ).
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Следует отметить, что за отсутствие локальных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции, ответственность действующим законодательством не установлена, административная ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции (ст. ст. 12, 14 Закона N 273-ФЗ, ст. ст. 19.28 и 19.29 КоАП РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2. Сотрудник, в отношении которого Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должны быть обеспечены сотрудником не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)2. Сотрудник, в отношении которого Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должны быть обеспечены сотрудником не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей, если иное не установлено федеральными законами.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики и совершение коррупционных правонарушений (ч. 1, 2 ст. 13 Закона о противодействии коррупции).
(КонсультантПлюс, 2025)ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики и совершение коррупционных правонарушений (ч. 1, 2 ст. 13 Закона о противодействии коррупции).
Статья: Статус судей в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судья освобождается от дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о статусе судей и (или) Кодексом судейской этики, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном ст. 12.1 Закона о статусе судей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено судьей не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей (п. 10 ст. 12.1 Закона о статусе судей).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судья освобождается от дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о статусе судей и (или) Кодексом судейской этики, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном ст. 12.1 Закона о статусе судей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено судьей не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей (п. 10 ст. 12.1 Закона о статусе судей).
Статья: Борьба с коррупцией на предприятии
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Бесспорно, деятельность по противодействию коррупции должна носить последовательный и системный характер, но ни в коем случае не номинальный. Однако нельзя не отметить, что за отсутствие локальных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции, ответственность действующим законодательством не установлена, административная ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции (ст. ст. 12, 14 Закона N 273-ФЗ; ст. ст. 19.28 и 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
(Кузина М.)
("Трудовое право", 2021, N 5)Бесспорно, деятельность по противодействию коррупции должна носить последовательный и системный характер, но ни в коем случае не номинальный. Однако нельзя не отметить, что за отсутствие локальных актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции, ответственность действующим законодательством не установлена, административная ответственность установлена за нарушения законодательства о противодействии коррупции (ст. ст. 12, 14 Закона N 273-ФЗ; ст. ст. 19.28 и 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Статья: Правила этики на работе и ответственность за их несоблюдение
(Неретина А., Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)К сотрудникам, которые не соблюдают положения Кодекса, при наличии правовых оснований могут быть применены дисциплинарные меры в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и внутренними документами Банка. В случае несоблюдения закона, в том числе в области противодействия коррупции и защиты инсайдерской информации, а также нарушении банковской тайны предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
(Неретина А., Васильева К.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 5)К сотрудникам, которые не соблюдают положения Кодекса, при наличии правовых оснований могут быть применены дисциплинарные меры в порядке, предусмотренном трудовым законодательством и внутренними документами Банка. В случае несоблюдения закона, в том числе в области противодействия коррупции и защиты инсайдерской информации, а также нарушении банковской тайны предусмотрена ответственность вплоть до уголовной.
Последние изменения: Административная ответственность единоличного исполнительного органа юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)увольнение руководителя организации после допущенного им в период исполнения должностных обязанностей нарушения Закона о противодействии коррупции не исключает привлечения его к ответственности (п. 11 Постановления);
(КонсультантПлюс, 2025)увольнение руководителя организации после допущенного им в период исполнения должностных обязанностей нарушения Закона о противодействии коррупции не исключает привлечения его к ответственности (п. 11 Постановления);