Ответственность за нарушение срока оказания муниципальной услуги
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение срока оказания муниципальной услуги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения против порядка управления: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо) оспаривает привлечение к ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ (оказанию услуг) государственного или муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)Организация (Должностное лицо) оспаривает привлечение к ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ (оказанию услуг) государственного или муниципального служащего
Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.06.2024 N 15АП-8044/2024 по делу N А32-34816/2022
Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ, неустойки за нарушение срока выполнения работ по день фактической уплаты долга, штрафа за ненадлежащее исполнение пунктов контракта.
Решение: Требование удовлетворено в части.В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.05.2019 N Ф08-3128/2019 по делу N А53-34202/2018 выражена следующая правовая позиция: свобода договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) не является безграничной и не исключает разумности и справедливости его условий. В Постановлении от 17.12.2013 N 12945/13 по делу N А68-7334/2012 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил следующее: положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривают равную ответственность государственного заказчика и исполнителей государственного заказа за просрочку исполнения обязательств, аналогичную по размеру той, которая установлена в государственном контракте для государственного заказчика.
Требование: О взыскании задолженности по государственному контракту на выполнение работ, неустойки за нарушение срока выполнения работ по день фактической уплаты долга, штрафа за ненадлежащее исполнение пунктов контракта.
Решение: Требование удовлетворено в части.В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.05.2019 N Ф08-3128/2019 по делу N А53-34202/2018 выражена следующая правовая позиция: свобода договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации) не является безграничной и не исключает разумности и справедливости его условий. В Постановлении от 17.12.2013 N 12945/13 по делу N А68-7334/2012 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил следующее: положения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" предусматривают равную ответственность государственного заказчика и исполнителей государственного заказа за просрочку исполнения обязательств, аналогичную по размеру той, которая установлена в государственном контракте для государственного заказчика.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Письмом Минкомсвязи России от 21 ноября 2017 г. N АК-П13-062-27923 "О направлении разъяснений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросу предоставления государственных и муниципальных услуг" <123> направлено Письмо Генпрокуратуры России от 9 ноября 2017 г. N 76/1-637-2017, в котором даны следующие разъяснения вопроса ответственности органов власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг в случае непоступления от других органов ответа на межведомственный запрос, необходимый для предоставления услуги: статьей 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление информации в рамках межведомственного запроса при оказании государственных и муниципальных услуг; в свою очередь, непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией такой информации в силу ч. 6 комментируемой статьи не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги; при этом за нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее ее непредоставление заявителю либо предоставление с нарушением установленных сроков, должностные лица несут административную ответственность, предусмотренную ст. 5.63 "Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" КоАП РФ.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Письмом Минкомсвязи России от 21 ноября 2017 г. N АК-П13-062-27923 "О направлении разъяснений Генеральной прокуратуры Российской Федерации по вопросу предоставления государственных и муниципальных услуг" <123> направлено Письмо Генпрокуратуры России от 9 ноября 2017 г. N 76/1-637-2017, в котором даны следующие разъяснения вопроса ответственности органов власти при предоставлении государственных и муниципальных услуг в случае непоступления от других органов ответа на межведомственный запрос, необходимый для предоставления услуги: статьей 19.7 "Непредставление сведений (информации)" КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление информации в рамках межведомственного запроса при оказании государственных и муниципальных услуг; в свою очередь, непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией такой информации в силу ч. 6 комментируемой статьи не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги; при этом за нарушение порядка предоставления государственной услуги, повлекшее ее непредоставление заявителю либо предоставление с нарушением установленных сроков, должностные лица несут административную ответственность, предусмотренную ст. 5.63 "Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" КоАП РФ.
Статья: Особенности административно-правовой защиты прав и законных интересов заявителей в сфере предоставления государственных услуг
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Важным положением, установленным Федеральным законом N 210-ФЗ, является рассмотрение жалоб должностным лицом, наделенным специальными полномочиями. В Кодексе об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность должностного лица, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, за нарушение порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению <33>.
(Трофимова И.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 1)Важным положением, установленным Федеральным законом N 210-ФЗ, является рассмотрение жалоб должностным лицом, наделенным специальными полномочиями. В Кодексе об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена ответственность должностного лица, наделенного полномочиями по рассмотрению жалоб на нарушение порядка предоставления государственной или муниципальной услуги, за нарушение порядка или сроков рассмотрения жалобы либо незаконный отказ или уклонение указанного должностного лица от принятия ее к рассмотрению <33>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"6. Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 31.07.2025)
"Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"6. Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в пункте 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 13.07.2020 N 189-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"2. За нарушение сроков рассмотрения заявления потребителя услуг, указанного в части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, а также за необеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, указанных в таком заявлении, должностные лица уполномоченного органа несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
(ред. от 26.12.2024)
"О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере"2. За нарушение сроков рассмотрения заявления потребителя услуг, указанного в части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, а также за необеспечение оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, указанных в таком заявлении, должностные лица уполномоченного органа несут ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно части 1 статьи 19.7.2 КоАП за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов предусмотрена административная ответственность.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Согласно части 1 статьи 19.7.2 КоАП за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля информации и документов, если представление таких информации и документов является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо представление заведомо недостоверных информации и документов предусмотрена административная ответственность.
"Памятки по трудовым правам и обязанностям работника и работодателя, разъясняющие требования трудового законодательства Российской Федерации: Сборник памяток для работодателя"
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! В случае направления сообщения в ненадлежащий государственный орган, нарушения десятидневного срока, а равно несоблюдения установленной формы сообщения работодатель может быть привлечен к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).
("Сайт "Онлайнинспекция.РФ", 2025)Важно! В случае направления сообщения в ненадлежащий государственный орган, нарушения десятидневного срока, а равно несоблюдения установленной формы сообщения работодатель может быть привлечен к административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ или оказанию услуг бывшего государственного или муниципального служащего (ст. 19.29 КоАП РФ).
Статья: Теоретические основы привлечения сотрудников МФЦ к административной ответственности: проблемы и пути решения
(Юркова О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)Законодатель, не имея возможности достоверно и бесспорно установить правовой статус сотрудников МФЦ как должностных лиц, как физических или как представителей юридического лица, пошел по пути обособления административной нормы об ответственности сотрудников МФЦ, где предпочел обойти вниманием правовой статус субъекта и выделил в нормах ст. 5.63 КоАП РФ "Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" сотрудников МФЦ в качестве одного из возможных субъектов административной ответственности. Объективная сторона правонарушения по ст. 5.63 КоАП РФ состоит в нарушении порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшем непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков. То есть состав административного правонарушения по ст. 5.63 КоАП РФ образует непредоставление государственной услуги либо предоставление с нарушением сроков, если это сопряжено с нарушением порядка предоставления государственной услуги.
(Юркова О.А.)
("Административное и муниципальное право", 2022, N 4)Законодатель, не имея возможности достоверно и бесспорно установить правовой статус сотрудников МФЦ как должностных лиц, как физических или как представителей юридического лица, пошел по пути обособления административной нормы об ответственности сотрудников МФЦ, где предпочел обойти вниманием правовой статус субъекта и выделил в нормах ст. 5.63 КоАП РФ "Нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" сотрудников МФЦ в качестве одного из возможных субъектов административной ответственности. Объективная сторона правонарушения по ст. 5.63 КоАП РФ состоит в нарушении порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшем непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков. То есть состав административного правонарушения по ст. 5.63 КоАП РФ образует непредоставление государственной услуги либо предоставление с нарушением сроков, если это сопряжено с нарушением порядка предоставления государственной услуги.
Статья: Отдельные аспекты разрешения споров, вытекающих из исполнения государственных и муниципальных контрактов: постановка проблемы
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Кроме того, в практике арбитражных судов имеются случаи, когда суды признают соответствующим закону условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности за просрочку оплаты выполненных работ, допущенную из-за несвоевременного поступления бюджетных средств <12>. Однако в последнее время такая практика не находит должного подтверждения среди арбитражных судов.
(Сабиров М.М., Сабирова Л.Л.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 2)Кроме того, в практике арбитражных судов имеются случаи, когда суды признают соответствующим закону условие контракта, по которому заказчик освобождается от ответственности за просрочку оплаты выполненных работ, допущенную из-за несвоевременного поступления бюджетных средств <12>. Однако в последнее время такая практика не находит должного подтверждения среди арбитражных судов.
Статья: Ответственность за действия (бездействие) должностных лиц
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, ст. 5.63 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, ст. 5.63 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.
Статья: Административная ответственность за правонарушения в сфере разрешительной деятельности
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В связи с многочисленными случаями нарушений порядка и сроков предоставления муниципальных услуг (при выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и др.) прокуроры инициируют привлечение должностных лиц к административной ответственности по законодательству субъектов Российской Федерации. Например, на основании постановления прокурора первый заместитель главы местной администрации привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 2.13 "Нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг" КоАП Республики Башкортостан <18> за необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительство из-за непредставления градостроительного плана земельных участков, который орган местного самоуправления должен был запросить самостоятельно <19>.
(Субанова Н.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)В связи с многочисленными случаями нарушений порядка и сроков предоставления муниципальных услуг (при выдаче разрешений на строительство и на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства и др.) прокуроры инициируют привлечение должностных лиц к административной ответственности по законодательству субъектов Российской Федерации. Например, на основании постановления прокурора первый заместитель главы местной администрации привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 2.13 "Нарушение порядка предоставления государственных и муниципальных услуг" КоАП Республики Башкортостан <18> за необоснованный отказ в выдаче разрешения на строительство из-за непредставления градостроительного плана земельных участков, который орган местного самоуправления должен был запросить самостоятельно <19>.
Статья: Административная ответственность за нарушение законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг (ст. 5.63 КоАП РФ)
(Юркова О.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения раскрывается в нарушении порядка предоставления государственной и муниципальной услуги. Такое нарушение может быть выражено как в непредоставлении, а равно в нарушении сроков предоставления государственной и муниципальной услуги. Так, например, в следующем примере из судебной практики государственный регистратор нарушил законодательно предусмотренные сроки государственной регистрации перехода права собственности, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ <4>.
(Юркова О.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 9)Объективная сторона рассматриваемого административного правонарушения раскрывается в нарушении порядка предоставления государственной и муниципальной услуги. Такое нарушение может быть выражено как в непредоставлении, а равно в нарушении сроков предоставления государственной и муниципальной услуги. Так, например, в следующем примере из судебной практики государственный регистратор нарушил законодательно предусмотренные сроки государственной регистрации перехода права собственности, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ <4>.