Ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Коррупционные преступления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за совершение коррупционных преступлений
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Ответственность за совершение коррупционных преступлений
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
(ред. от 04.11.2025)Статья 19.28. Незаконное вознаграждение от имени юридического лица
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Нельзя не отметить, что вопросы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе постоянно являются предметом прокурорского надзора. Так, по информации начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.В. Балдина только за 9 месяцев 2023 г. прокурорами выявлено около 77 тыс. лиц, допустивших нарушения, связанные с неисполнением антикоррупционных обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений. В результате принятого комплекса мер прокурорского реагирования свыше 33 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них более 400 уволены в связи с утратой доверия. Большинство нарушений связано с представлением сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера (72 тыс.), неурегулированием конфликта интересов (около 4 тыс.), представлением сведений о расходах (650), неуведомлением о склонении к коррупционному правонарушению (342), участием в предпринимательской деятельности, управлении хозяйствующим субъектом (256) <6>. Не изменились тенденции и в 2024 г. Так, по словам Генерального прокурора РФ, за 9 месяцев 2024 г. прокуратура зарегистрировала почти 19 тыс. случаев взяточничества, после прокурорских проверок в 2024 г. почти 30 тыс. чиновников в РФ были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, около 500 из них уволили в связи с утратой доверия, по более чем 170 таким случаям ведомство через суд добилось изменения формулировки, и чиновники вместо увольнения по собственному желанию попали в реестр уволенных в связи с утратой доверия <7>.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)Нельзя не отметить, что вопросы противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе постоянно являются предметом прокурорского надзора. Так, по информации начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации В.В. Балдина только за 9 месяцев 2023 г. прокурорами выявлено около 77 тыс. лиц, допустивших нарушения, связанные с неисполнением антикоррупционных обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений. В результате принятого комплекса мер прокурорского реагирования свыше 33 тыс. должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, из них более 400 уволены в связи с утратой доверия. Большинство нарушений связано с представлением сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера (72 тыс.), неурегулированием конфликта интересов (около 4 тыс.), представлением сведений о расходах (650), неуведомлением о склонении к коррупционному правонарушению (342), участием в предпринимательской деятельности, управлении хозяйствующим субъектом (256) <6>. Не изменились тенденции и в 2024 г. Так, по словам Генерального прокурора РФ, за 9 месяцев 2024 г. прокуратура зарегистрировала почти 19 тыс. случаев взяточничества, после прокурорских проверок в 2024 г. почти 30 тыс. чиновников в РФ были привлечены к дисциплинарной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства, около 500 из них уволили в связи с утратой доверия, по более чем 170 таким случаям ведомство через суд добилось изменения формулировки, и чиновники вместо увольнения по собственному желанию попали в реестр уволенных в связи с утратой доверия <7>.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)<24> См.: Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Проблемы совершенствования административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства // Гражданин и право. 2012. N 3. С. 23 - 28.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)<24> См.: Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Проблемы совершенствования административной ответственности за нарушения антикоррупционного законодательства // Гражданин и право. 2012. N 3. С. 23 - 28.
Статья: Антикоррупционное законодательство Российской Федерации: основные причины проблем правоприменения и латентности
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Административное законодательство также необходимо дополнить соответствующей нормой. Дополнительная редакция ст. 285.7 УК РФ фактически криминализирует иные формы коррупционной деятельности. В результате уголовное и административное законодательство будут содержать нормы-запреты, предусматривающие ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства Российской Федерации и за совершение должностными лицами несущественных злоупотреблений полномочиями.
(Шаманский Д.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 1)Административное законодательство также необходимо дополнить соответствующей нормой. Дополнительная редакция ст. 285.7 УК РФ фактически криминализирует иные формы коррупционной деятельности. В результате уголовное и административное законодательство будут содержать нормы-запреты, предусматривающие ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства Российской Федерации и за совершение должностными лицами несущественных злоупотреблений полномочиями.
Статья: Проблемы латентного соучастия в коррупционном преступлении
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Комментируя данный пример, необходимо отметить, что привлечь гражданина К. к ответственности по ст. 285 УК РФ за нарушение требований или ограничений, установленных законом (отсутствие диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), вряд ли удастся, так как К. фактически не злоупотреблял должностными полномочиями. Более того, на сегодняшний день в административном и в уголовном законодательстве иная универсальная норма, предусматривающая ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства РФ, отсутствует. Следует назвать бесспорным факт соучастия остальных в данном коррупционном деянии, но система противодействия и борьбы с подобным соучастием на сегодняшний день в стране не организованна именно потому, что антикоррупционное законодательство не охватывает все существующие формы коррупционной деятельности. Возбуждение дел или инициирование соответствующих служебных расследований в отношении должностных лиц (судей, министров, прокуроров), как правило, является весьма непростой задачей для правоприменителя. В этой связи правоприменитель вынужденно борется либо с мелкими коррупционными преступлениями, либо с мелкими чиновниками, которые их совершают <5>. Соответственно, иные формы коррупционной деятельности допускаются ввиду отсутствия адекватной ответственности за несущественные злоупотребления, которые, в свою очередь, остаются латентными. В этой связи в данных уголовной статистики все больше отражается низовая коррупция, а несущественные злоупотребления или злоупотребления высших должностных лиц, как правило, остаются в тени <6>. В сложившейся ситуации процесс привлечения к уголовной ответственности главного обвиняемого лица без раскрытия роли латентных соучастников является более доступным и удобным для правоприменителя.
(Шаманский Д.А.)
("Российский судья", 2024, N 1)Комментируя данный пример, необходимо отметить, что привлечь гражданина К. к ответственности по ст. 285 УК РФ за нарушение требований или ограничений, установленных законом (отсутствие диплома о высшем профессиональном образовании, необходимого стажа работы, при наличии судимости и т.п.), вряд ли удастся, так как К. фактически не злоупотреблял должностными полномочиями. Более того, на сегодняшний день в административном и в уголовном законодательстве иная универсальная норма, предусматривающая ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства РФ, отсутствует. Следует назвать бесспорным факт соучастия остальных в данном коррупционном деянии, но система противодействия и борьбы с подобным соучастием на сегодняшний день в стране не организованна именно потому, что антикоррупционное законодательство не охватывает все существующие формы коррупционной деятельности. Возбуждение дел или инициирование соответствующих служебных расследований в отношении должностных лиц (судей, министров, прокуроров), как правило, является весьма непростой задачей для правоприменителя. В этой связи правоприменитель вынужденно борется либо с мелкими коррупционными преступлениями, либо с мелкими чиновниками, которые их совершают <5>. Соответственно, иные формы коррупционной деятельности допускаются ввиду отсутствия адекватной ответственности за несущественные злоупотребления, которые, в свою очередь, остаются латентными. В этой связи в данных уголовной статистики все больше отражается низовая коррупция, а несущественные злоупотребления или злоупотребления высших должностных лиц, как правило, остаются в тени <6>. В сложившейся ситуации процесс привлечения к уголовной ответственности главного обвиняемого лица без раскрытия роли латентных соучастников является более доступным и удобным для правоприменителя.