Ответственность в международном праве
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность в международном праве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Ответственность в международном космическом праве
(Холиков И.В., Гранина Е.Д.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 6)"Право в Вооруженных Силах", 2023, N 6
(Холиков И.В., Гранина Е.Д.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 6)"Право в Вооруженных Силах", 2023, N 6
Статья: Право международной ответственности государств: от кодификации отрасли к поискам альтернатив
(Кешнер М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, NN 2, 3)"Российский юридический журнал", 2023, NN 2, 3
(Кешнер М.В.)
("Российский юридический журнал", 2023, NN 2, 3)"Российский юридический журнал", 2023, NN 2, 3
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 15.03.2000 N 511
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"200.120.070 Иные вопросы международного морского права
(ред. от 28.06.2005)
"О классификаторе правовых актов"200.120.070 Иные вопросы международного морского права
Постановление ЦИК России от 31.01.2024 N 153/1218-8
"О Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации"4. Обязанности иностранных (международных) наблюдателей
"О Разъяснениях порядка деятельности иностранных (международных) наблюдателей при проведении выборов Президента Российской Федерации"4. Обязанности иностранных (международных) наблюдателей
Статья: Международное уголовное правосудие и культура
(Евсеев А.П.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 2)В-третьих, при установлении уголовной ответственности по международному праву необходимо принимать во внимание культурную специфику того или иного общества. Судебная практика наглядно демонстрирует, что лицо, формально не обладающее государственно-властными полномочиями, тем не менее может иметь не меньшее, а то и большее влияние на принятие военно-политических решений, нежели официальный лидер. С этой точки зрения становится понятным обратный процесс: почему в науке не ослабевает дискуссия об отнесении культурных различий к основаниям для освобождения от уголовной ответственности по международному праву, ибо иногда обвиняемый действительно не в состоянии воспринять ряд фактов, которые не укладываются в его картину мира (категория "субъективной недоступности").
(Евсеев А.П.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 2)В-третьих, при установлении уголовной ответственности по международному праву необходимо принимать во внимание культурную специфику того или иного общества. Судебная практика наглядно демонстрирует, что лицо, формально не обладающее государственно-властными полномочиями, тем не менее может иметь не меньшее, а то и большее влияние на принятие военно-политических решений, нежели официальный лидер. С этой точки зрения становится понятным обратный процесс: почему в науке не ослабевает дискуссия об отнесении культурных различий к основаниям для освобождения от уголовной ответственности по международному праву, ибо иногда обвиняемый действительно не в состоянии воспринять ряд фактов, которые не укладываются в его картину мира (категория "субъективной недоступности").
Статья: Проблема запрещения агрессивных войн в истории международного права
(Ильинская О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)<38> Лукашук И.И. Право международной ответственности. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 48.
(Ильинская О.И.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 8)<38> Лукашук И.И. Право международной ответственности. М.: Волтерс Клувер, 2004. С. 48.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<1> См.: Смирнов А.Е. Монреальская конвенция: консолидация документов Варшавской системы и некоторые вопросы ответственности авиаперевозчика в международных грузовых перевозках // Московский журнал международного права. 2004. N 2. С. 228.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)<1> См.: Смирнов А.Е. Монреальская конвенция: консолидация документов Варшавской системы и некоторые вопросы ответственности авиаперевозчика в международных грузовых перевозках // Московский журнал международного права. 2004. N 2. С. 228.
Статья: Особенности регулирования субъективной стороны преступления в международном уголовном праве
(Скуратова А.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 2)<5> Кибальник А.Г. Преступление и ответственность в международном уголовном праве. Ставрополь, 2002. С. 26; Knoops G.-J.A. Mens rea at the International Criminal Court. Leiden, Boston: Brill Nijhoff. 2017. P. 195 - 202.
(Скуратова А.Ю.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 2)<5> Кибальник А.Г. Преступление и ответственность в международном уголовном праве. Ставрополь, 2002. С. 26; Knoops G.-J.A. Mens rea at the International Criminal Court. Leiden, Boston: Brill Nijhoff. 2017. P. 195 - 202.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Нельзя не отметить и активное, даже в некотором смысле гиперактивное, развитие нормативного правового регулирования деятельности по противодействию коррупции. Т.Я. Хабриева, оценивая эту активность, справедливо указывает на негативные тенденции, возникающие вследствие недостаточной согласованности актов разной юридической силы и отраслевой принадлежности, их лоскутности и разнонаправленности <1>. Нормативное правовое регулирование довольно динамично меняется в поиске наиболее эффективных средств противодействия коррупции. Первые решения были связаны с повышением прозрачности доходов и расходов государственных служащих, усилением ответственности за коррупционные проступки, имплементацией положений актов международного права, в том числе Конвенции ООН против коррупции. Затем акценты были перенесены на разработку антикоррупционных стандартов, карт коррупционных рисков в органах исполнительной власти.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Нельзя не отметить и активное, даже в некотором смысле гиперактивное, развитие нормативного правового регулирования деятельности по противодействию коррупции. Т.Я. Хабриева, оценивая эту активность, справедливо указывает на негативные тенденции, возникающие вследствие недостаточной согласованности актов разной юридической силы и отраслевой принадлежности, их лоскутности и разнонаправленности <1>. Нормативное правовое регулирование довольно динамично меняется в поиске наиболее эффективных средств противодействия коррупции. Первые решения были связаны с повышением прозрачности доходов и расходов государственных служащих, усилением ответственности за коррупционные проступки, имплементацией положений актов международного права, в том числе Конвенции ООН против коррупции. Затем акценты были перенесены на разработку антикоррупционных стандартов, карт коррупционных рисков в органах исполнительной власти.
Статья: "Озеленение" полетов: как экологизация правового регулирования воздушных сообщений влияет на международное воздушное право?
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)<26> По данному вопросу см.: Napolitano E. The Chicago Convention as a Self-Contained Regime // Annals of Air and Space Law. Vol. 43. 2018. P. 55 - 104, 98 - 103; Баталов А.А. Ответственность в международном воздушном праве: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2023. Т. 64. N 5. С. 106 - 130, 122.
(Донаканян В.Г.)
("Международное правосудие", 2025, N 3)<26> По данному вопросу см.: Napolitano E. The Chicago Convention as a Self-Contained Regime // Annals of Air and Space Law. Vol. 43. 2018. P. 55 - 104, 98 - 103; Баталов А.А. Ответственность в международном воздушном праве: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 2023. Т. 64. N 5. С. 106 - 130, 122.
Статья: Международная правосубъектность в кривом зеркале позитивизма
(Лихачев М.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Адвокат И. фон Риббентропа в возражениях против индивидуальной ответственности по международному праву пошел еще дальше, апеллируя к доктрине акта государства: "Государственные деятели принимают на себя обязательства заботиться об интересах народа. Если они оплошали в своей политике, то страны, в интересах которых они действовали, должны принять на себя последствия таких ошибок, а сами политики предстанут перед судом истории. Однако в правовом смысле они ответственны только перед собственной страной за действия, предпринятые ею, за действия, в дальнейшем признанные нарушениями международного права. Зарубежная страна, потерпевшая от таких действий, не может привлечь к ответственности таких индивидов" <9>.
(Лихачев М.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)Адвокат И. фон Риббентропа в возражениях против индивидуальной ответственности по международному праву пошел еще дальше, апеллируя к доктрине акта государства: "Государственные деятели принимают на себя обязательства заботиться об интересах народа. Если они оплошали в своей политике, то страны, в интересах которых они действовали, должны принять на себя последствия таких ошибок, а сами политики предстанут перед судом истории. Однако в правовом смысле они ответственны только перед собственной страной за действия, предпринятые ею, за действия, в дальнейшем признанные нарушениями международного права. Зарубежная страна, потерпевшая от таких действий, не может привлечь к ответственности таких индивидов" <9>.
Статья: Современное состояние международного гуманитарного права и проблемы его исполнения: к 75-летию Женевских конвенций 1949 года о защите жертв войны
(Пузырева Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 11)Как представляется, не менее важной проблемой, снижающей эффективность действия принципов и норм МГП, является имеющая место безнаказанность, что порождает повышенное внимание к необходимости повсеместной реализации института ответственности в международном праве. В первую очередь речь идет об ответственности физических лиц (должностных лиц государства) за военные преступления [11]. В настоящее время функционирует достаточное количество организационно-правовых механизмов, призванных устанавливать справедливость в случаях серьезных нарушений МГП. Так, для обеспечения гарантий, предоставляемых жертвам вооруженных конфликтов, ст. 90 Протокола I 1977 года предусмотрено создание на постоянной основе Международной гуманитарной комиссии по установлению фактов, основной целью которой является расследование заявлений о серьезных нарушениях МГП.
(Пузырева Ю.В.)
("Современное право", 2024, N 11)Как представляется, не менее важной проблемой, снижающей эффективность действия принципов и норм МГП, является имеющая место безнаказанность, что порождает повышенное внимание к необходимости повсеместной реализации института ответственности в международном праве. В первую очередь речь идет об ответственности физических лиц (должностных лиц государства) за военные преступления [11]. В настоящее время функционирует достаточное количество организационно-правовых механизмов, призванных устанавливать справедливость в случаях серьезных нарушений МГП. Так, для обеспечения гарантий, предоставляемых жертвам вооруженных конфликтов, ст. 90 Протокола I 1977 года предусмотрено создание на постоянной основе Международной гуманитарной комиссии по установлению фактов, основной целью которой является расследование заявлений о серьезных нарушениях МГП.
Статья: Ответственность транснациональных корпораций за нарушения экологических прав детей
(Моисеев К.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Ключевые слова: экологические права детей, транснациональные корпорации, изменение климата, корпоративная ответственность, межпоколенческая справедливость, международное право, корпоративная устойчивость, должная осмотрительность, права человека, окружающая среда.
(Моисеев К.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 9)Ключевые слова: экологические права детей, транснациональные корпорации, изменение климата, корпоративная ответственность, межпоколенческая справедливость, международное право, корпоративная устойчивость, должная осмотрительность, права человека, окружающая среда.
Статья: Особенности содержания и применения принципа законности в международном уголовном праве
(Скуратова А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Если деяние правомерно по национальному праву, но признается в качестве преступного по международному праву, лицо может быть привлечено к ответственности и наказано, при этом нарушения принципа законности не будет. Такой вывод вытекает из II Нюрнбергского принципа, сформулированного Комиссией международного права ООН. Согласно ему тот факт, что внутреннее право не предусматривает наказания за деяние, которое представляет собой преступление по международному праву, не освобождает лицо, совершившее деяние, от ответственности по международному праву <22>.
(Скуратова А.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 1)Если деяние правомерно по национальному праву, но признается в качестве преступного по международному праву, лицо может быть привлечено к ответственности и наказано, при этом нарушения принципа законности не будет. Такой вывод вытекает из II Нюрнбергского принципа, сформулированного Комиссией международного права ООН. Согласно ему тот факт, что внутреннее право не предусматривает наказания за деяние, которое представляет собой преступление по международному праву, не освобождает лицо, совершившее деяние, от ответственности по международному праву <22>.