Ответственность туроператора за задержку рейса
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность туроператора за задержку рейса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Интерлайн-соглашение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)наличие ответственности авиакомпании перед туроператором и пассажирами в случае задержки вылета ВС;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)наличие ответственности авиакомпании перед туроператором и пассажирами в случае задержки вылета ВС;
Форма: Договор на реализацию туристского продукта (между агентством и клиентом)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- перенос или задержка рейса, а также повреждение или утеря багажа;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- перенос или задержка рейса, а также повреждение или утеря багажа;
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2011 год: Статья 120 "Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза" Воздушного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Как пояснил суд, исходя из ст. 795, ст. 796 Гражданского кодекса РФ и ст. 120 Воздушного кодекса РФ, ответственность перевозчика действующее законодательство связывает со случаями, когда произошла задержка или отмена рейса полностью, в то время как в рассматриваемом случае произошло изменение времени отправления. При указанных обстоятельствах ответственность за возмещение убытков должна быть возложена на туроператора. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании стоимости одного дня проживания в гостинице, компенсации морального вреда и судебных расходов.
(Р.Б. Касенов)Как пояснил суд, исходя из ст. 795, ст. 796 Гражданского кодекса РФ и ст. 120 Воздушного кодекса РФ, ответственность перевозчика действующее законодательство связывает со случаями, когда произошла задержка или отмена рейса полностью, в то время как в рассматриваемом случае произошло изменение времени отправления. При указанных обстоятельствах ответственность за возмещение убытков должна быть возложена на туроператора. При таких обстоятельствах суд отказал в удовлетворении исковых требований о взыскании стоимости одного дня проживания в гостинице, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 9 "Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта" Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Руководствуясь ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" и установив, что истца обратилась в турагентство (турагент) и заключила договор о реализации туристского продукта, в соответствии с которым ей должны были быть оказаны услуги по подбору, бронированию и оплате туристского продукта; в дальнейшем по требованию ответчика истца была вынуждена произвести доплату стоимости тура; кроме того, ответчиком в одностороннем порядке были изменены условия отдыха (туристы отдыхали в гостинице "3 звезды" вместо гостиницы "4 звезды") и условия авиаперелета (предоставлен рейс с пересадкой), что подтверждается квитанциями, посадочными талонами, проездными документами, маршрутными квитанциями, ваучерами, суд правомерно взыскал денежные средства в счет соразмерного уменьшения цены, придя к выводу о том, что ответчики как турагент и туроператор несут солидарную ответственность перед заказчиком за оказание услуг ненадлежащего качества, входящих в туристский продукт, а также за задержку возврата полученных от потребителя денежных средств.
(ООО юридическая фирма "ЮРИНФОРМ ВМ")Руководствуясь ст. 9 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ" и установив, что истца обратилась в турагентство (турагент) и заключила договор о реализации туристского продукта, в соответствии с которым ей должны были быть оказаны услуги по подбору, бронированию и оплате туристского продукта; в дальнейшем по требованию ответчика истца была вынуждена произвести доплату стоимости тура; кроме того, ответчиком в одностороннем порядке были изменены условия отдыха (туристы отдыхали в гостинице "3 звезды" вместо гостиницы "4 звезды") и условия авиаперелета (предоставлен рейс с пересадкой), что подтверждается квитанциями, посадочными талонами, проездными документами, маршрутными квитанциями, ваучерами, суд правомерно взыскал денежные средства в счет соразмерного уменьшения цены, придя к выводу о том, что ответчики как турагент и туроператор несут солидарную ответственность перед заказчиком за оказание услуг ненадлежащего качества, входящих в туристский продукт, а также за задержку возврата полученных от потребителя денежных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Юридическая ответственность субъектов туристской деятельности (туристического обслуживания)
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В рамках спора туристом был подан иск о соразмерном уменьшении стоимости туристского продукта в связи с задержкой рейса на 32 часа 25 минут, что привело к тому, что туристы прибыли к месту отдыха со значительным опозданием, потеряв часть оплаченного времени пребывания в отеле. По мнению истца, туристский продукт был предоставлен ему туроператором с нарушением установленного договором срока и не в полном объеме. Поскольку денежные средства в счет соразмерного уменьшения цены туристского продукта не были получены истцом ни от туроператора, ни от турагента, туроператор привлечен к ответственности за нарушение прав потребителя в виде компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренных ст. 15, п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей <18>.
(Кудреватых А.С.)
("Туризм: право и экономика", 2024, NN 1, 2)В рамках спора туристом был подан иск о соразмерном уменьшении стоимости туристского продукта в связи с задержкой рейса на 32 часа 25 минут, что привело к тому, что туристы прибыли к месту отдыха со значительным опозданием, потеряв часть оплаченного времени пребывания в отеле. По мнению истца, туристский продукт был предоставлен ему туроператором с нарушением установленного договором срока и не в полном объеме. Поскольку денежные средства в счет соразмерного уменьшения цены туристского продукта не были получены истцом ни от туроператора, ни от турагента, туроператор привлечен к ответственности за нарушение прав потребителя в виде компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренных ст. 15, п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей <18>.
Статья: Туроператор или турагент. Кому предъявлять претензии
(Дашевская М.)
("Практический бухгалтерский учет", 2019, N 8)Туроператор будет нести ответственность, если произошла задержка рейса и потому из турпакета выпал день отдыха.
(Дашевская М.)
("Практический бухгалтерский учет", 2019, N 8)Туроператор будет нести ответственность, если произошла задержка рейса и потому из турпакета выпал день отдыха.
Нормативные акты
<Письмо> Роспотребнадзора от 31.08.2007 N 0100/8935-07-32
"Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания"При этом туроператор не вправе ссылаться на положения п. 1 ст. 401 ГК РФ без учета взаимосвязанной нормы п. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, согласно которой исполнитель изначально несет полную ответственность за надлежащее исполнение обязательств. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п.
"Об особенностях правоприменительной практики, связанной с обеспечением защиты прав потребителей в сфере туристического обслуживания"При этом туроператор не вправе ссылаться на положения п. 1 ст. 401 ГК РФ без учета взаимосвязанной нормы п. 5 ст. 13 Закона о защите прав потребителей, согласно которой исполнитель изначально несет полную ответственность за надлежащее исполнение обязательств. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п.
Распоряжение Минтранса РФ от 20.11.2002 N ПР-27-р
"О мерах по повышению регулярности и безопасности полетов при перевозках российских туристов чартерными рейсами российских авиакомпаний"наличия ответственности авиакомпании перед туроператором и пассажирами в случае задержки вылета ВС;
"О мерах по повышению регулярности и безопасности полетов при перевозках российских туристов чартерными рейсами российских авиакомпаний"наличия ответственности авиакомпании перед туроператором и пассажирами в случае задержки вылета ВС;
Статья: Договор оказания туристских услуг как средство реализации прав граждан на отдых
(Сирик Н.В.)
("Туризм: право и экономика", 2009, N 1)2. Закон четко не определяет, кто несет ответственность за перевозку пассажиров в случае ее ненадлежащего оказания. Статья 9 Закона устанавливает, что туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Ссылаясь на эту норму и на то, что туроператор в договоре с туристом указывает, что он не несет ответственности за задержку рейсов, ряд судебных инстанций снимает ответственность с туроператоров, обосновывая свои решения тем, что ответственность, связанная с перевозкой пассажиров, устанавливается транспортными уставами и кодексами и несет ее перевозчик. Однако и гостиница, и исполнители иных услуг, входящих в тур, также несут самостоятельную ответственность согласно действующему законодательству, тем не менее ответственность за ненадлежащее исполнение этих услуг несет туроператор, а затем в порядке регресса взыскивает их с непосредственного исполнителя услуг. В связи с этим считаем нужным в Законе "Об основах туристской деятельности в РФ" четко регламентировать ответственность туроператора не только за неисполнение услуг по перевозке, но и за ненадлежащее исполнение данных услуг.
(Сирик Н.В.)
("Туризм: право и экономика", 2009, N 1)2. Закон четко не определяет, кто несет ответственность за перевозку пассажиров в случае ее ненадлежащего оказания. Статья 9 Закона устанавливает, что туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо. Ссылаясь на эту норму и на то, что туроператор в договоре с туристом указывает, что он не несет ответственности за задержку рейсов, ряд судебных инстанций снимает ответственность с туроператоров, обосновывая свои решения тем, что ответственность, связанная с перевозкой пассажиров, устанавливается транспортными уставами и кодексами и несет ее перевозчик. Однако и гостиница, и исполнители иных услуг, входящих в тур, также несут самостоятельную ответственность согласно действующему законодательству, тем не менее ответственность за ненадлежащее исполнение этих услуг несет туроператор, а затем в порядке регресса взыскивает их с непосредственного исполнителя услуг. В связи с этим считаем нужным в Законе "Об основах туристской деятельности в РФ" четко регламентировать ответственность туроператора не только за неисполнение услуг по перевозке, но и за ненадлежащее исполнение данных услуг.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Холкина М.Г.)
(под ред. Л.Л. Руденко)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)В большинстве случаев ответственность несет именно услугодатель, а взыскать возмещение ущерба с туроператора невозможно, иначе турист имел бы право дважды получить компенсацию за один и тот же ущерб, что противоречит принципу соразмерности размера вреда и его компенсации <97>. Туроператор не вправе ссылаться на положения п. 1 ст. 401 ГК РФ без учета взаимосвязанной нормы п. 5 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", согласно которой исполнитель изначально несет полную ответственность за надлежащее исполнение обязательств. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п.
(постатейный)
(Агешкина Н.А., Бельянская А.Б., Холкина М.Г.)
(под ред. Л.Л. Руденко)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2016)В большинстве случаев ответственность несет именно услугодатель, а взыскать возмещение ущерба с туроператора невозможно, иначе турист имел бы право дважды получить компенсацию за один и тот же ущерб, что противоречит принципу соразмерности размера вреда и его компенсации <97>. Туроператор не вправе ссылаться на положения п. 1 ст. 401 ГК РФ без учета взаимосвязанной нормы п. 5 ст. 13 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", согласно которой исполнитель изначально несет полную ответственность за надлежащее исполнение обязательств. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п.
Статья: Что и как проверит Роспотребнадзор?
(Денисова М.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5)Но это еще не все сюрпризы. Чиновники указывают, что прямые правоотношения между перевозчиками и потребителями-туристами не исключают ответственность туроператора за ненадлежащее исполнение договора о реализации туристского продукта. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п. О том, как это осуществить, Роспотребнадзор не задумывается, главное - есть с кого спросить.
(Денисова М.О.)
("Туристические и гостиничные услуги: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 5)Но это еще не все сюрпризы. Чиновники указывают, что прямые правоотношения между перевозчиками и потребителями-туристами не исключают ответственность туроператора за ненадлежащее исполнение договора о реализации туристского продукта. Например, при задержке вылета туроператор обязан предоставить клиенту размещение на время ожидания рейса, связаться с иностранным партнером и перенести сроки проживания в гостиницах по маршруту, изменить даты экскурсий и т.п. О том, как это осуществить, Роспотребнадзор не задумывается, главное - есть с кого спросить.
"Туризм: права отдыхающих и обязанности отправляющих отдыхать"
(выпуск 11)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)Туроператор будет нести ответственность, если произошла задержка рейса и потому из турпакета выпал день отдыха.
(выпуск 11)
(Тарасенкова А.Н.)
("Редакция "Российской газеты", 2019)Туроператор будет нести ответственность, если произошла задержка рейса и потому из турпакета выпал день отдыха.
Вопрос: ...Условиями договора организации и проведения поездки гражданина в Швейцарию предусмотрено, что туроператор не несет ответственность за изменение сроков тура в связи с переносом времени или даты совершения рейса авиаперевозчиком. Соответствует ли данное условие законодательству, может ли организация-туроператор быть привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.8 КоАП РФ, за включение такого условия в договор?
(Консультация эксперта, 2009)Учитывая данные положения, ответственность за задержку отправления пассажира возложена на перевозчика.
(Консультация эксперта, 2009)Учитывая данные положения, ответственность за задержку отправления пассажира возложена на перевозчика.
"Комментарий к поправкам к Закону об основах туристской деятельности"
(Сапрыкин С.Ю.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2007)Слухи о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ходили уже давно. У участников туристского рынка и экспертов было достаточно времени для высказывания своих предположений и мнений относительно необходимых изменений и нововведений. И вот 17 января 2007 года Государственная Дума РФ приняла, а 5 февраля 2007 года Президент В. Путин подписал такой Закон, который, по мнению его авторов, должен избавить российских граждан от проблем при покупке турпутевок. Достаточно известны случаи, произошедшие за последние несколько лет, когда туроператоры объявляли себя банкротами и бросали своих клиентов на произвол судьбы в чужой стране. Многочисленные случаи задержки рейсов уже стали, к сожалению, нередкой практикой. Новые изменения в Закон меняют систему взаимоотношений туроператора и потребителя. Теперь туроператор должен обеспечить потребителям финансовые гарантии, а потому обязан будет либо получить банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность перед клиентами. Размер финансовой гарантии зависит от того, международным или российским туризмом занимается туроператор. Данные финансовые гарантии, по мнению законодателей, должны достойно заменить систему лицензирования туроператорской деятельности, прекратившуюся с 1 января 2007 года. Об этих и других изменениях, внесенных в данный Закон, вы узнаете на страницах этой книги.
(Сапрыкин С.Ю.)
("ГроссМедиа", "РОСБУХ", 2007)Слухи о внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" ходили уже давно. У участников туристского рынка и экспертов было достаточно времени для высказывания своих предположений и мнений относительно необходимых изменений и нововведений. И вот 17 января 2007 года Государственная Дума РФ приняла, а 5 февраля 2007 года Президент В. Путин подписал такой Закон, который, по мнению его авторов, должен избавить российских граждан от проблем при покупке турпутевок. Достаточно известны случаи, произошедшие за последние несколько лет, когда туроператоры объявляли себя банкротами и бросали своих клиентов на произвол судьбы в чужой стране. Многочисленные случаи задержки рейсов уже стали, к сожалению, нередкой практикой. Новые изменения в Закон меняют систему взаимоотношений туроператора и потребителя. Теперь туроператор должен обеспечить потребителям финансовые гарантии, а потому обязан будет либо получить банковскую гарантию, либо застраховать свою ответственность перед клиентами. Размер финансовой гарантии зависит от того, международным или российским туризмом занимается туроператор. Данные финансовые гарантии, по мнению законодателей, должны достойно заменить систему лицензирования туроператорской деятельности, прекратившуюся с 1 января 2007 года. Об этих и других изменениях, внесенных в данный Закон, вы узнаете на страницах этой книги.
Статья: Правовые проблемы страхования ответственности туроператоров
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2007, N 4)Однако, учитывая, что пока судебная практика остается прежней, можно исходить из того, что задержка в перевозке или ненадлежащее качество обслуживания пассажиров влекут ответственность перевозчика, а не туроператора. Правда, если в результате задержки рейса турист откажется от дальнейшего путешествия, то здесь ответственность будет нести уже туроператор.
(Дедиков С.В.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2007, N 4)Однако, учитывая, что пока судебная практика остается прежней, можно исходить из того, что задержка в перевозке или ненадлежащее качество обслуживания пассажиров влекут ответственность перевозчика, а не туроператора. Правда, если в результате задержки рейса турист откажется от дальнейшего путешествия, то здесь ответственность будет нести уже туроператор.
Статья: Страхование гражданской ответственности туроператоров: опыт, вопросы, проблемы реализации
(Овчинникова А.Л.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2009, N 3)Как правило, туроператоры при обращении к ним туристов с соответствующими претензиями стараются не признавать свою ответственность за задержку рейсов. В частности, одна из компаний, являясь туроператором, ссылалась в письменном ответе туристу на то, что она обязана была предоставить ему (и предоставила) турпакет (ваучер, страховой полис, авиабилеты) согласно оплаченному счету. Более того, в агентский договор был включен пункт следующего содержания: "Фирма не несет ответственности за материальный ущерб и/или моральный вред, причиненный агенту (туристу) в следующих случаях: отмены, изменения даты и времени вылета и/или направления международными авиаперевозчиками и связанных с этим изменениями объема и сроков туристских услуг. Фирма не является компанией-перевозчиком и оказывает услуги по бронированию билетов для туристов агента, в связи с чем несет ответственность только за своевременный заказ билетов, их доставку и передачу агенту. Перевозка осуществляется согласно правилам перевозчика, указанным в билете. Билет является самостоятельным договором между пассажиром и перевозчиком".
(Овчинникова А.Л.)
("Юридическая и правовая работа в страховании", 2009, N 3)Как правило, туроператоры при обращении к ним туристов с соответствующими претензиями стараются не признавать свою ответственность за задержку рейсов. В частности, одна из компаний, являясь туроператором, ссылалась в письменном ответе туристу на то, что она обязана была предоставить ему (и предоставила) турпакет (ваучер, страховой полис, авиабилеты) согласно оплаченному счету. Более того, в агентский договор был включен пункт следующего содержания: "Фирма не несет ответственности за материальный ущерб и/или моральный вред, причиненный агенту (туристу) в следующих случаях: отмены, изменения даты и времени вылета и/или направления международными авиаперевозчиками и связанных с этим изменениями объема и сроков туристских услуг. Фирма не является компанией-перевозчиком и оказывает услуги по бронированию билетов для туристов агента, в связи с чем несет ответственность только за своевременный заказ билетов, их доставку и передачу агенту. Перевозка осуществляется согласно правилам перевозчика, указанным в билете. Билет является самостоятельным договором между пассажиром и перевозчиком".
Статья: Особенности правоприменительной практики по вопросам ответственности туристических компаний по договору о реализации туристского продукта
(Кузахметова С.Е.)
("Юридический мир", 2015, N 6)Ссылаясь на то, что бремя доказывания необоснованности исковых требований туристов лежит на ответчике, суды удовлетворяют исковые требования о соразмерном уменьшении стоимости услуги, возмещении убытков, компенсации морального вреда по спорам о качестве услуг <17>. Удовлетворяя исковые требования туристов по качеству услуг, входящих в туристский продукт, суды указывают, что турфирма оказывает туристские услуги клиентам и заключает договоры с туристами, т.е. осуществляет предпринимательскую деятельность, поэтому несет повышенную ответственность за нарушения обязательств по договору, в том числе и допущенных теми лицами, с которыми турфирма сама заключила договоры на обслуживание их заказчика (туриста). Вышеуказанная ответственность наступает независимо от вины самой турфирмы. Как известно, развитие экономических правоотношений, в том числе в сфере туризма, предопределяет необходимость развития механизма правового регулирования соответствующих гражданских правоотношений. Анализ судебной практики позволяет отметить, что в современных условиях развития правовых предписаний суды в вопросах ответственности туристических компаний применяют законодательство о защите прав потребителей, что порой приводит к необоснованному увеличению бремени ответственности субъектов предпринимательской деятельности в сфере туристских услуг без учета специфики договорных связей. Так, в частности, при нарушении обязательств, вытекающих из договора перевозки, суды при задержках рейсов нередко взыскивают с туристических компаний убытки, которые несоизмеримы с теми гражданско-правовыми санкциями, которые при подобных обстоятельствах налагаются на перевозчика транспортным законодательством.
(Кузахметова С.Е.)
("Юридический мир", 2015, N 6)Ссылаясь на то, что бремя доказывания необоснованности исковых требований туристов лежит на ответчике, суды удовлетворяют исковые требования о соразмерном уменьшении стоимости услуги, возмещении убытков, компенсации морального вреда по спорам о качестве услуг <17>. Удовлетворяя исковые требования туристов по качеству услуг, входящих в туристский продукт, суды указывают, что турфирма оказывает туристские услуги клиентам и заключает договоры с туристами, т.е. осуществляет предпринимательскую деятельность, поэтому несет повышенную ответственность за нарушения обязательств по договору, в том числе и допущенных теми лицами, с которыми турфирма сама заключила договоры на обслуживание их заказчика (туриста). Вышеуказанная ответственность наступает независимо от вины самой турфирмы. Как известно, развитие экономических правоотношений, в том числе в сфере туризма, предопределяет необходимость развития механизма правового регулирования соответствующих гражданских правоотношений. Анализ судебной практики позволяет отметить, что в современных условиях развития правовых предписаний суды в вопросах ответственности туристических компаний применяют законодательство о защите прав потребителей, что порой приводит к необоснованному увеличению бремени ответственности субъектов предпринимательской деятельности в сфере туристских услуг без учета специфики договорных связей. Так, в частности, при нарушении обязательств, вытекающих из договора перевозки, суды при задержках рейсов нередко взыскивают с туристических компаний убытки, которые несоизмеримы с теми гражданско-правовыми санкциями, которые при подобных обстоятельствах налагаются на перевозчика транспортным законодательством.