Ответственность специалиста по закупкам
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность специалиста по закупкам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Решение Свердловского областного суда от 24.05.2023 по делу N 72-471/2023
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение порядка осуществления госзакупок.
Решение: Отказано.Кроме того, за совершение аналогичных правонарушений С. ранее уже неоднократно привлекалась к административной ответственности, что свидетельствует о систематическом пренебрежении ею требований действующего законодательства, а также о хорошей осведомленности требований Закона N 44-ФЗ. При этом большая рабочая нагрузка специалиста по закупкам не может являться правовым основанием для освобождения от административной ответственности.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 7.30 КоАП РФ за нарушение порядка осуществления госзакупок.
Решение: Отказано.Кроме того, за совершение аналогичных правонарушений С. ранее уже неоднократно привлекалась к административной ответственности, что свидетельствует о систематическом пренебрежении ею требований действующего законодательства, а также о хорошей осведомленности требований Закона N 44-ФЗ. При этом большая рабочая нагрузка специалиста по закупкам не может являться правовым основанием для освобождения от административной ответственности.
Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 30.08.2024 N 16-5045/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок.
Решение: Отказано.Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ведущего специалиста в сфере закупок отдела по обеспечению государственных закупок и мониторингу государственных контрактов Государственного казенного учреждения Управления материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Ш. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции в обжалуемых судебных актах.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 7.29.3 КоАП РФ за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при планировании закупок.
Решение: Отказано.Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения ведущего специалиста в сфере закупок отдела по обеспечению государственных закупок и мониторингу государственных контрактов Государственного казенного учреждения Управления материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Ш. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 7.29.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлением должностного лица, с выводами которого согласились судебные инстанции в обжалуемых судебных актах.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как организовать работу специалиста или эксперта в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте должностную инструкцию для того, чтобы максимально подробно прописать все основные функции, права и обязанности, ответственность специалиста по закупкам.
(КонсультантПлюс, 2025)Составьте должностную инструкцию для того, чтобы максимально подробно прописать все основные функции, права и обязанности, ответственность специалиста по закупкам.
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<1> См. подробнее: Байрашев В.Р. "Закупочный ликбез": что должен знать специалист по закупкам об ответственности за ведение реестра договоров // https://223-expert.ru/news/zakupochnyy-likbez-chto-dolzhen-znat-spetsialist-po-zakupkam-ob-otvetstvennosti-za-vedenie-reestra-d/.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)<1> См. подробнее: Байрашев В.Р. "Закупочный ликбез": что должен знать специалист по закупкам об ответственности за ведение реестра договоров // https://223-expert.ru/news/zakupochnyy-likbez-chto-dolzhen-znat-spetsialist-po-zakupkam-ob-otvetstvennosti-za-vedenie-reestra-d/.
Нормативные акты
"Методическое пособие для предпринимателей, участвующих в государственных и муниципальных закупках"
(разработано ФАС РФ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ")При решении передать функции по подготовке и представлению интересов участника консалтинговой компании необходимо с ней заключить договор. В договоре прописать все условия оказания помощи при участии в закупках, назначить ответственного за взаимодействие со спецкомпанией. Взять на контроль соблюдение сроков подготовки заявки.
(разработано ФАС РФ и Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "ОПОРА РОССИИ")При решении передать функции по подготовке и представлению интересов участника консалтинговой компании необходимо с ней заключить договор. В договоре прописать все условия оказания помощи при участии в закупках, назначить ответственного за взаимодействие со спецкомпанией. Взять на контроль соблюдение сроков подготовки заявки.
"Методический документ "Руководство по организации процесса управления уязвимостями в органе (организации)"
(утв. ФСТЭК России 17.05.2023)По решению руководителя органа (организации) в процессе управления уязвимостями могут быть задействованы другие подразделения и специалисты, в частности, подразделение, ответственное за организацию закупок программных и программно-аппаратных средств, подразделение, ответственное за эксплуатацию инженерных систем.
(утв. ФСТЭК России 17.05.2023)По решению руководителя органа (организации) в процессе управления уязвимостями могут быть задействованы другие подразделения и специалисты, в частности, подразделение, ответственное за организацию закупок программных и программно-аппаратных средств, подразделение, ответственное за эксплуатацию инженерных систем.
Статья: Обзор изменений нормативно-правовых актов в сфере закупок по Закону N 223-ФЗ в 2021 г.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Представляется, что описанные изменения, необоснованно сближающие закупочные и бухгалтерские функции, осложнят планирование закупок заказчиками, потребуют дополнительного внимания и контроля со стороны специалистов по закупкам и могут стать причиной привлечения к административной ответственности в случае отсутствия перечисленной информации в плане закупки.
(Байрашев В.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 1)Представляется, что описанные изменения, необоснованно сближающие закупочные и бухгалтерские функции, осложнят планирование закупок заказчиками, потребуют дополнительного внимания и контроля со стороны специалистов по закупкам и могут стать причиной привлечения к административной ответственности в случае отсутствия перечисленной информации в плане закупки.
Статья: Обзор затруднений, возникающих у заказчиков при осуществлении "закупок с полки"
(Чернюк Е., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)Таким образом, заказчику нужно закрепить полномочия по рассмотрению заявок на участие в "закупке с полки" за конкретным специалистом, который будет выполнять от его имени данную функцию и в одиночку нести всю полноту ответственности за решения, принимаемые в отношении поступивших заявок. Рекомендуем закреплять такие полномочия за сотрудником контрактной службы или контрактным управляющим, поскольку только в этом случае сотрудник будет считаться "должностным лицом" для целей привлечения его к административной ответственности за нарушение порядка осуществления закупок, установленного законодательством о контрактной системе, в соответствии со ст. 7.30 КоАП РФ <17>.
(Чернюк Е., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)Таким образом, заказчику нужно закрепить полномочия по рассмотрению заявок на участие в "закупке с полки" за конкретным специалистом, который будет выполнять от его имени данную функцию и в одиночку нести всю полноту ответственности за решения, принимаемые в отношении поступивших заявок. Рекомендуем закреплять такие полномочия за сотрудником контрактной службы или контрактным управляющим, поскольку только в этом случае сотрудник будет считаться "должностным лицом" для целей привлечения его к административной ответственности за нарушение порядка осуществления закупок, установленного законодательством о контрактной системе, в соответствии со ст. 7.30 КоАП РФ <17>.
Статья: Ответственность членов комиссии по осуществлению закупок за принимаемые решения
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)Круг обязанностей членов комиссии по осуществлению закупок кажется несложным: все, что от них требуется, - это принимать юридически безупречные решения о судьбе заявок, поступивших на участие в конкурентной процедуре. Однако ответственность за правильность принимаемых решений достаточно серьезна и не ограничивается одними только нормами КоАП РФ, хорошо известными каждому специалисту в сфере закупок. Впрочем, обо всем по порядку.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2023, N 6)Круг обязанностей членов комиссии по осуществлению закупок кажется несложным: все, что от них требуется, - это принимать юридически безупречные решения о судьбе заявок, поступивших на участие в конкурентной процедуре. Однако ответственность за правильность принимаемых решений достаточно серьезна и не ограничивается одними только нормами КоАП РФ, хорошо известными каждому специалисту в сфере закупок. Впрочем, обо всем по порядку.
Статья: О некоторых вопросах, связанных с начислением неустойки за неисполнение (ненадлежащее исполнение) контракта
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)В контрактной системе условия о неустойке детально регламентированы. Это и понятно: государству требуются серьезные гарантии того, что исполнители контрактов будут ответственно относиться к принятым на себя обязательствам. Несмотря на это, специалисты в сфере закупок систематически сталкиваются с затруднениями при начислении неустойки. В этой статье рассмотрим некоторые из них.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 8)В контрактной системе условия о неустойке детально регламентированы. Это и понятно: государству требуются серьезные гарантии того, что исполнители контрактов будут ответственно относиться к принятым на себя обязательствам. Несмотря на это, специалисты в сфере закупок систематически сталкиваются с затруднениями при начислении неустойки. В этой статье рассмотрим некоторые из них.
Статья: Риск аутсорсинга: много проблем и один рецепт оценки
(Розанова Е., Фаррахов И.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 3)Еще одной сложной задачей, влияющей на качество оценки риска (особенно в небольшом банке с ограниченной численностью персонала, включая службы УР и ВК, ИТ и ИБ), является исключение конфликта интересов и назначение специализированного подразделения (или нескольких), ответственного за организацию аутсорсинга и его заказчика. Разработать или оценить технические параметры SLA и их соответствие планам бизнеса бывает непросто даже профильным специалистам. Риск-менеджеры, которым "по определению" придется выступать в роли "ответственного за аутсорсинг", не работавшие в соответствующих областях закупок, находятся в уязвимом положении (как и аудиторы и внутренние контролеры).
(Розанова Е., Фаррахов И.)
("Риск-менеджмент в кредитной организации", 2025, N 3)Еще одной сложной задачей, влияющей на качество оценки риска (особенно в небольшом банке с ограниченной численностью персонала, включая службы УР и ВК, ИТ и ИБ), является исключение конфликта интересов и назначение специализированного подразделения (или нескольких), ответственного за организацию аутсорсинга и его заказчика. Разработать или оценить технические параметры SLA и их соответствие планам бизнеса бывает непросто даже профильным специалистам. Риск-менеджеры, которым "по определению" придется выступать в роли "ответственного за аутсорсинг", не работавшие в соответствующих областях закупок, находятся в уязвимом положении (как и аудиторы и внутренние контролеры).
Готовое решение: Как создать контрактную службу для закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете сформировать компетентный состав службы, опираясь на специфику наиболее часто закупаемых товаров, работ, услуг - например, привлекая профильных специалистов.
(КонсультантПлюс, 2025)Вы можете сформировать компетентный состав службы, опираясь на специфику наиболее часто закупаемых товаров, работ, услуг - например, привлекая профильных специалистов.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (март 2022 года)"
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию N 1, противоречат п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, нарушают п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Учитывая изложенное, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, установившего ненадлежащий порядок оценки заявок участников закупки по Подкритерию N 1, противоречат п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона о закупках, нарушают п. п. 13, 14 ч. 10 ст. 4 Закона о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 7 ст. 7.32.3 КоАП РФ.
Статья: Участие граждан в осуществлении общественного контроля государственных и муниципальных закупок
(Чеботарев Г.Н., Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Необходимость наличия специальных знаний и навыков у участников общественного контроля публичных закупок обусловливается тем, что специалисты, ответственные за организацию и проведение публичных закупок, обладают необходимой квалификацией, умеют работать с закупочной документацией в электронных системах, осуществлять оценку эффективности закупок и т.д. <8>. Аналогичными знаниями и навыками должны обладать граждане - участники общественного контроля публичных закупок.
(Чеботарев Г.Н., Петелин А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Необходимость наличия специальных знаний и навыков у участников общественного контроля публичных закупок обусловливается тем, что специалисты, ответственные за организацию и проведение публичных закупок, обладают необходимой квалификацией, умеют работать с закупочной документацией в электронных системах, осуществлять оценку эффективности закупок и т.д. <8>. Аналогичными знаниями и навыками должны обладать граждане - участники общественного контроля публичных закупок.
Готовое решение: Как создать комиссию для осуществления закупок по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)выбирайте компетентных членов комиссии. Включайте в комиссию преимущественно лиц, обладающих знаниями в сфере организации закупок, а также специалистов в области предмета закупки. Закон не предъявляет каких-либо квалификационных требований к членам комиссии, однако учтите, что действия или бездействие комиссии подлежат обжалованию в антимонопольном органе, а члены комиссии несут персональную административную ответственность за принятые решения (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ст. 2.4 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)выбирайте компетентных членов комиссии. Включайте в комиссию преимущественно лиц, обладающих знаниями в сфере организации закупок, а также специалистов в области предмета закупки. Закон не предъявляет каких-либо квалификационных требований к членам комиссии, однако учтите, что действия или бездействие комиссии подлежат обжалованию в антимонопольном органе, а члены комиссии несут персональную административную ответственность за принятые решения (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, ст. 2.4 КоАП РФ);
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Статья 29.2 Руководства по общим административным положениям, применимым к государственным закупкам работ (Cahier des Clauses Administratives applicables aux publics de travaux, CCAG Travaux) <1>, закрепляет: "Если в ходе исполнения договора заказчик обязан представить подрядчику документы, необходимые для выполнения работ, подрядчик не несет ответственности за содержание этих документов. Однако подрядчик обязан до начала выполнения работ проверить, не содержат ли эти документы ошибок, пропусков или противоречий, обычно обнаруживаемых квалифицированным специалистом. В случае обнаружения он должен немедленно сообщить об этом в письменном виде руководителю проекта или заказчику".
(выпуск 2)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2023)Статья 29.2 Руководства по общим административным положениям, применимым к государственным закупкам работ (Cahier des Clauses Administratives applicables aux publics de travaux, CCAG Travaux) <1>, закрепляет: "Если в ходе исполнения договора заказчик обязан представить подрядчику документы, необходимые для выполнения работ, подрядчик не несет ответственности за содержание этих документов. Однако подрядчик обязан до начала выполнения работ проверить, не содержат ли эти документы ошибок, пропусков или противоречий, обычно обнаруживаемых квалифицированным специалистом. В случае обнаружения он должен немедленно сообщить об этом в письменном виде руководителю проекта или заказчику".