Ответственность работодателя за нарушение миграционного законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность работодателя за нарушение миграционного законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)Работодателя привлекают к ответственности за нарушение миграционного законодательства, даже если он ссылается, что работник из-за плохого владения русским языком был задействован на работах более низкой квалификации (подсобный рабочий и др.), чем профессия, указанная в патенте
(КонсультантПлюс, 2025)Работодателя привлекают к ответственности за нарушение миграционного законодательства, даже если он ссылается, что работник из-за плохого владения русским языком был задействован на работах более низкой квалификации (подсобный рабочий и др.), чем профессия, указанная в патенте
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Ответственность за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какая административная ответственность предусмотрена за нарушение миграционного законодательства
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какая административная ответственность предусмотрена за нарушение миграционного законодательства
Статья: Иностранные граждане в сфере трудовой миграции: проблемы правоприменения
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)В заключение считаю необходимым подробнее остановиться на ответственности работодателя-физлица в случае заключения договора с иностранным гражданином.
(Куликов Л.А., Куликова Е.А.)
("Миграционное право", 2025, N 4)В заключение считаю необходимым подробнее остановиться на ответственности работодателя-физлица в случае заключения договора с иностранным гражданином.
Нормативные акты
Информация
"Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018 - 2020 годов)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 17.12.2020)Проверяя конституционность части второй статьи 67 Трудового кодекса РФ и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в их системной связи с положениями трудового законодательства, определяющими порядок заключения и изменения трудового договора), Конституционный Суд подчеркнул, что при установлении административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, в том числе предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином, закон предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином. Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), законом не предусмотрена. Соответственно, данные законоположения не могут быть истолкованы как предполагающие возложение на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о каждом факте поручения такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, поскольку это предполагает лишь изменение условий ранее заключенного с иностранным гражданином трудового договора. Иное означало бы расширительное толкование как обязанности работодателя, установленной в целях контроля за использованием иностранной рабочей силы, так и объективной стороны состава административного правонарушения, являющегося основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, по сравнению с тем, как она предусмотрена законом. Тем самым на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, фактически возлагалась бы административная ответственность за деяние, которое прямо не запрещено законом, что противоречит предписаниям статьи 54 (часть 2) Конституции, исключающей возможность наступления юридической ответственности за деяние, не признаваемое правонарушением на момент его совершения (Постановление от 4 февраля 2020 года N 7-П).
"Конституционно-правовая защита предпринимательства: актуальные аспекты (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2018 - 2020 годов)"
(одобрено решением Конституционного Суда РФ от 17.12.2020)Проверяя конституционность части второй статьи 67 Трудового кодекса РФ и абзаца первого пункта 8 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (в их системной связи с положениями трудового законодательства, определяющими порядок заключения и изменения трудового договора), Конституционный Суд подчеркнул, что при установлении административной ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранного гражданина, в том числе предусматривая административную ответственность за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином, закон предполагает обязанность работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, лишь о фактах заключения и прекращения (расторжения) трудового договора с таким иностранным гражданином. Обязанность же работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, уведомлять указанный орган о любых изменениях определенных сторонами условий трудового договора, заключенного с иностранным гражданином (в том числе о поручении такому работнику иной оплачиваемой работы у того же работодателя, а также об изменении адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность), законом не предусмотрена. Соответственно, данные законоположения не могут быть истолкованы как предполагающие возложение на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязанности по уведомлению территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в субъекте Российской Федерации, на территории которого иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о каждом факте поручения такому иностранному гражданину работы, не предусмотренной заключенным с ним трудовым договором и отличной от указанной в направленном в соответствующий орган уведомлении о его заключении, а также об изменении определенного в трудовом договоре адреса, по которому осуществляется трудовая деятельность, поскольку это предполагает лишь изменение условий ранее заключенного с иностранным гражданином трудового договора. Иное означало бы расширительное толкование как обязанности работодателя, установленной в целях контроля за использованием иностранной рабочей силы, так и объективной стороны состава административного правонарушения, являющегося основанием для привлечения работодателя к административной ответственности, по сравнению с тем, как она предусмотрена законом. Тем самым на работодателя, привлекающего и использующего для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, фактически возлагалась бы административная ответственность за деяние, которое прямо не запрещено законом, что противоречит предписаниям статьи 54 (часть 2) Конституции, исключающей возможность наступления юридической ответственности за деяние, не признаваемое правонарушением на момент его совершения (Постановление от 4 февраля 2020 года N 7-П).
Статья: Направления совершенствования защиты прав иностранных граждан в современной России
(Булатов Р.Б., Андрейцо С.Ю.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)4. Необходимо перевести акцент при проведении проверок с привлечения самих иностранных граждан к ответственности на привлечение недобросовестных работодателей, причем реальных, а не прячущихся за механизмами аутсорсинга и аутстаффинга (заемного труда).
(Булатов Р.Б., Андрейцо С.Ю.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)4. Необходимо перевести акцент при проведении проверок с привлечения самих иностранных граждан к ответственности на привлечение недобросовестных работодателей, причем реальных, а не прячущихся за механизмами аутсорсинга и аутстаффинга (заемного труда).
Статья: Споры в судах по иностранным работникам
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Как же компаниям снять с себя ответственность
(Клюева Е.)
("Трудовое право", 2021, N 3)Как же компаниям снять с себя ответственность
Статья: Влияние глобализации на формирование механизмов публично-правового регулирования миграции в Российской Федерации
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Незаконная миграция является питательной средой преступности, в том числе в организованных формах, распространения опасных инфекций и, как следствие, возникновения общественного резонанса, ксенофобии, роста экстремистских настроений. В связи с опасностью данного явления все развитые страны затрачивают значительные средства на борьбу с ним, однако, несмотря на принимаемые меры, в мире наблюдается рост незаконной миграции. Сложность борьбы с этим явлением объясняется тем, что его причины имеют глубокие экономические корни. Основная часть миграционных перемещений происходит именно в поисках работы в наиболее благополучных странах, и при отсутствии возможности легального трудоустройства иностранные граждане зачастую сознательно идут на нарушение миграционного законодательства принимающих государств. Приходится констатировать, что бедственное состояние экономики стран - доноров миграции обусловливает ситуацию, в которой возможность получения заработка для их граждан превышает риск угрозы наказания за нелегальную трудовую деятельность.
(Катаева О.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 12)Незаконная миграция является питательной средой преступности, в том числе в организованных формах, распространения опасных инфекций и, как следствие, возникновения общественного резонанса, ксенофобии, роста экстремистских настроений. В связи с опасностью данного явления все развитые страны затрачивают значительные средства на борьбу с ним, однако, несмотря на принимаемые меры, в мире наблюдается рост незаконной миграции. Сложность борьбы с этим явлением объясняется тем, что его причины имеют глубокие экономические корни. Основная часть миграционных перемещений происходит именно в поисках работы в наиболее благополучных странах, и при отсутствии возможности легального трудоустройства иностранные граждане зачастую сознательно идут на нарушение миграционного законодательства принимающих государств. Приходится констатировать, что бедственное состояние экономики стран - доноров миграции обусловливает ситуацию, в которой возможность получения заработка для их граждан превышает риск угрозы наказания за нелегальную трудовую деятельность.
Статья: Криминологические проблемы внешней трудовой миграции
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Из-за нарушений мигрантами российского законодательства принимаются решения о нежелательности нахождения этих иностранных граждан в России. Их обязывают покинуть территорию страны. Но у многих из них здесь остаются семьи <3>.
(Костюк М.Ф., Кунц Е.В.)
("Миграционное право", 2023, N 4)Из-за нарушений мигрантами российского законодательства принимаются решения о нежелательности нахождения этих иностранных граждан в России. Их обязывают покинуть территорию страны. Но у многих из них здесь остаются семьи <3>.
Статья: Проблемы предупреждения преступности мигрантов-иностранцев
(Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Анализ практики предупреждения преступности мигрантов-иностранцев позволяет утверждать, что в целях эффективного противодействия незаконной трудовой миграции необходимо осуществлять комплексный мониторинг исполнения законов о труде и миграции в жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, строительстве. Кроме того, необходимо на системной основе проверять исполнение миграционного законодательства, регулирующего процессы внешней миграции. Выявлять нарушения работодателями порядка направления в налоговые органы и органы занятости сведений о привлечении иностранцев к трудовой деятельности, неисполнении требований закона о выплате зарплаты, привлекать к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
(Курышева Н.С.)
("Миграционное право", 2021, N 4)Анализ практики предупреждения преступности мигрантов-иностранцев позволяет утверждать, что в целях эффективного противодействия незаконной трудовой миграции необходимо осуществлять комплексный мониторинг исполнения законов о труде и миграции в жилищно-коммунальном хозяйстве, торговле, строительстве. Кроме того, необходимо на системной основе проверять исполнение миграционного законодательства, регулирующего процессы внешней миграции. Выявлять нарушения работодателями порядка направления в налоговые органы и органы занятости сведений о привлечении иностранцев к трудовой деятельности, неисполнении требований закона о выплате зарплаты, привлекать к ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)В ином случае, следуя логике Минфина России, можно дойти до абсурда: доходом руководителя (бухгалтера, работника кадровой службы и т.д.) следует считать любой штраф, наложенный на организацию за нарушение действующего законодательства о труде, налогах и сборах, охране труда, миграционного законодательства и т.д.
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)В ином случае, следуя логике Минфина России, можно дойти до абсурда: доходом руководителя (бухгалтера, работника кадровой службы и т.д.) следует считать любой штраф, наложенный на организацию за нарушение действующего законодательства о труде, налогах и сборах, охране труда, миграционного законодательства и т.д.
Статья: СПЧ: в России около трети мигрантов работают нелегально
(Краснянская С.)
("Трудовое право", 2021, N 8)Исключения есть для трудящихся из государств - членов Евразийского экономического союза, такие граждане могут трудиться без оформления патентов, так же как и граждане Российской Федерации (но обязанности, связанные с уведомлением миграционной службы о приеме работника, все равно остаются).
(Краснянская С.)
("Трудовое право", 2021, N 8)Исключения есть для трудящихся из государств - членов Евразийского экономического союза, такие граждане могут трудиться без оформления патентов, так же как и граждане Российской Федерации (но обязанности, связанные с уведомлением миграционной службы о приеме работника, все равно остаются).