Ответственность государственного заказчика
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность государственного заказчика (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Подряд: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)1. Споры по инициативе Подрядчика
(КонсультантПлюс, 2025)1. Споры по инициативе Подрядчика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Расторжение государственного (муниципального) контракта в одностороннем порядке
(КонсультантПлюс, 2025)...поскольку на законодательном уровне ответственность субъекта - государственного заказчика ограничена возмещением реального ущерба, причиненного исполнителю Контракта, оснований для удовлетворения иска о взыскании упущенной выгоды у суда первой инстанции не имелось..."
(КонсультантПлюс, 2025)...поскольку на законодательном уровне ответственность субъекта - государственного заказчика ограничена возмещением реального ущерба, причиненного исполнителю Контракта, оснований для удовлетворения иска о взыскании упущенной выгоды у суда первой инстанции не имелось..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какую ответственность несут стороны по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какую ответственность несет заказчик по договору подряда
(КонсультантПлюс, 2025)1. Какую ответственность несет заказчик по договору подряда
Готовое решение: Какие штрафные санкции можно предусмотреть в контракте при закупке по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какую неустойку для заказчиков включить в контракт по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какую неустойку для заказчиков включить в контракт по Закону N 44-ФЗ
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
(ред. от 24.06.2025)При неисполнении заказчиком этой обязанности подрядчик вправе требовать возмещения причиненных убытков, включая дополнительные издержки, вызванные простоем, либо перенесения сроков исполнения работы, либо увеличения указанной в договоре цены работы.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)5. В случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)- учитывая понятие "убытки", содержащееся в п. 2 ст. 15 ГК РФ, исходил из того, что законодательством для рассматриваемого случая ответственность государственного (муниципального) заказчика ограничена возмещением фактически понесенного ущерба, причиненного исполнителю контракта, и не предусматривает взыскание упущенной выгоды.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 11)- учитывая понятие "убытки", содержащееся в п. 2 ст. 15 ГК РФ, исходил из того, что законодательством для рассматриваемого случая ответственность государственного (муниципального) заказчика ограничена возмещением фактически понесенного ущерба, причиненного исполнителю контракта, и не предусматривает взыскание упущенной выгоды.
Статья: Ответственность государственного заказчика и поставщика при исполнении государственного контракта
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1
(Матвеева Н.С.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1)"Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2022, N 1
Путеводитель. Что нужно знать о договоре возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)5. Какую ответственность несет заказчик за нарушение договора возмездного оказания услуг
(КонсультантПлюс, 2025)5. Какую ответственность несет заказчик за нарушение договора возмездного оказания услуг
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Во-первых, суды применяют ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе при совершении заказчиком незаконного отказа от контракта. Буквальное ее толкование позволяет сделать вывод, что данное положение Закона может применяться только при совершении одной из сторон контракта правомерного отказа от него. В этом случае нарушитель вправе претендовать на получение реального ущерба. Если же отказ от договора был незаконным, то это равносильно отсутствию отказа. Незаконный отказ от договора не способен прекратить действие договора. В рассматриваемом деле суды признали отказ от контракта недействительным. Следовательно, нет оснований для применения ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе. Однако именно Арбитражный суд Северо-Западного округа, который вынес комментируемое Постановление, часто применяет названную норму в ситуациях, когда отказ от контракта судами признан недействительным <1>. В обоснование своей позиции данный суд отмечает: "на законодательном уровне ответственность субъекта - государственного (муниципального) заказчика ограничена возмещением реального ущерба, причиненного исполнителю контракта" <2>. Таким образом, по мнению данного суда, указанное положение Закона о контрактной системе введено в целях защиты заказчиков, которые вместо исполнения контрактов незаконно отказываются от них, то есть ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе защищает недобросовестных заказчиков. Вывод более чем сомнительный. Государственные и муниципальные образования, как верно указывает А.Е. Кирпичев, не нуждаются в дополнительной поддержке, защите со стороны гражданского законодательства <3>. Тем более странно защищать недобросовестных заказчиков. При этом исходя из буквального содержания рассматриваемой статьи Закона о контрактной системе можно заключить, что она должна применяться к любой стороне контракта. Соответственно, при таком подходе добросовестные заказчики тоже не вправе будут претендовать на взыскание упущенной выгоды с поставщиков, которые незаконно отказались от договора.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)Во-первых, суды применяют ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе при совершении заказчиком незаконного отказа от контракта. Буквальное ее толкование позволяет сделать вывод, что данное положение Закона может применяться только при совершении одной из сторон контракта правомерного отказа от него. В этом случае нарушитель вправе претендовать на получение реального ущерба. Если же отказ от договора был незаконным, то это равносильно отсутствию отказа. Незаконный отказ от договора не способен прекратить действие договора. В рассматриваемом деле суды признали отказ от контракта недействительным. Следовательно, нет оснований для применения ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе. Однако именно Арбитражный суд Северо-Западного округа, который вынес комментируемое Постановление, часто применяет названную норму в ситуациях, когда отказ от контракта судами признан недействительным <1>. В обоснование своей позиции данный суд отмечает: "на законодательном уровне ответственность субъекта - государственного (муниципального) заказчика ограничена возмещением реального ущерба, причиненного исполнителю контракта" <2>. Таким образом, по мнению данного суда, указанное положение Закона о контрактной системе введено в целях защиты заказчиков, которые вместо исполнения контрактов незаконно отказываются от них, то есть ч. 23 ст. 95 Закона о контрактной системе защищает недобросовестных заказчиков. Вывод более чем сомнительный. Государственные и муниципальные образования, как верно указывает А.Е. Кирпичев, не нуждаются в дополнительной поддержке, защите со стороны гражданского законодательства <3>. Тем более странно защищать недобросовестных заказчиков. При этом исходя из буквального содержания рассматриваемой статьи Закона о контрактной системе можно заключить, что она должна применяться к любой стороне контракта. Соответственно, при таком подходе добросовестные заказчики тоже не вправе будут претендовать на взыскание упущенной выгоды с поставщиков, которые незаконно отказались от договора.
Статья: Юридическая ответственность государственных (муниципальных) заказчиков при размещении государственного (муниципального) заказа и осуществлении закупок
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6
(Мальцев А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6)"Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 6
Вопрос: Об ответственности заказчика за просрочку, неисполнение, ненадлежащее исполнение контракта и возможности освобождения от нее в связи с распространением коронавирусной инфекции.
(Письмо Минфина России от 01.09.2020 N 24-03-08/76595)Вопрос: Об ответственности заказчика за просрочку, неисполнение, ненадлежащее исполнение контракта и возможности освобождения от нее в связи с распространением коронавирусной инфекции.
(Письмо Минфина России от 01.09.2020 N 24-03-08/76595)Вопрос: Об ответственности заказчика за просрочку, неисполнение, ненадлежащее исполнение контракта и возможности освобождения от нее в связи с распространением коронавирусной инфекции.