Ответственность членов комиссии по 44-ФЗ
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность членов комиссии по 44-ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Приемочная комиссия при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается неправомерным отказ заказчика от контракта и приемки товара ненадлежащего качества только из-за того, что не соблюдены требования Закона N 44-ФЗ к количеству членов приемочной комиссии
(КонсультантПлюс, 2025)Не признается неправомерным отказ заказчика от контракта и приемки товара ненадлежащего качества только из-за того, что не соблюдены требования Закона N 44-ФЗ к количеству членов приемочной комиссии
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Административная ответственность при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...Спорные документы и сведения истребовались управлением в соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ для решения вопроса о привлечении к административной ответственности членов аукционной комиссии по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ...
(КонсультантПлюс, 2025)...Спорные документы и сведения истребовались управлением в соответствии со статьей 26.10 КоАП РФ для решения вопроса о привлечении к административной ответственности членов аукционной комиссии по части 2 статьи 7.30 КоАП РФ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какая административная ответственность установлена за нарушения Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность членов закупочной комиссии по Закону N 44-ФЗ в виде предупреждения или штрафа в размере 1% НМЦК, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. может наступить, если они (ч. 7 ст. 7.30.1 КоАП РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)Административная ответственность членов закупочной комиссии по Закону N 44-ФЗ в виде предупреждения или штрафа в размере 1% НМЦК, но не менее 5 тыс. и не более 30 тыс. руб. может наступить, если они (ч. 7 ст. 7.30.1 КоАП РФ):
Готовое решение: Как сформировать комиссию по закупкам в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Состав комиссии, порядок ее работы, обязанности членов комиссии и их ответственность нужно документально оформить. На это указано в ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ.
(КонсультантПлюс, 2025)Состав комиссии, порядок ее работы, обязанности членов комиссии и их ответственность нужно документально оформить. На это указано в ч. 2 ст. 39 Закона N 44-ФЗ.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 5 - 7, 11 и 16 статьи 7.30.3, статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.30.1 - 7.30.3, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.4, частью 7.2 статьи 19.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 10 и 11 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
(ред. от 04.11.2025)Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 5 - 7, 11 и 16 статьи 7.30.3, статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 - 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 - 15.31, 15.38, частями 9 и 9.1 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.30.1 - 7.30.3, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.4, частью 7.2 статьи 19.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.30.5 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность по проектированию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, совершившие административные правонарушения, предусмотренные частями 10 и 11 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
Вопрос: Об оформлении и подписании документа о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта.
(Письмо Минфина России от 07.03.2023 N 02-06-05/19472)Согласно пункту 64.28 Приказа N 100н Акт приемки (ф. 0510452) подписывается ответственным лицом, принявшим товары, работы, услуги (и (или) членами приемочной комиссии, председателем комиссии в случае создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона N 44-ФЗ), и утверждается подписью руководителя учреждения.
(Письмо Минфина России от 07.03.2023 N 02-06-05/19472)Согласно пункту 64.28 Приказа N 100н Акт приемки (ф. 0510452) подписывается ответственным лицом, принявшим товары, работы, услуги (и (или) членами приемочной комиссии, председателем комиссии в случае создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 статьи 94 Закона N 44-ФЗ), и утверждается подписью руководителя учреждения.
Готовое решение: Каков порядок приемки товаров (работ, услуг) при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы сформировать комиссию, издайте приказ, которым утвердите состав комиссии. Форма или требования к такому приказу не установлены. Включите в состав комиссии не менее пяти человек. Такая комиссия будет правомочна, если в ее заседании участвуют не менее 50% общего числа ее членов. Полномочия члена комиссии нельзя передавать другому лицу (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Вы можете создать постоянно действующую либо ответственную за приемку отдельных контрактов комиссию. Включите в нее специалистов соответствующего предмету контракта профиля, обладающих надлежащим опытом или квалификацией. Закон N 44-ФЗ специальных требований к членам приемочной комиссии не предъявляет.
(КонсультантПлюс, 2025)Чтобы сформировать комиссию, издайте приказ, которым утвердите состав комиссии. Форма или требования к такому приказу не установлены. Включите в состав комиссии не менее пяти человек. Такая комиссия будет правомочна, если в ее заседании участвуют не менее 50% общего числа ее членов. Полномочия члена комиссии нельзя передавать другому лицу (ч. 6 ст. 94 Закона N 44-ФЗ). Вы можете создать постоянно действующую либо ответственную за приемку отдельных контрактов комиссию. Включите в нее специалистов соответствующего предмету контракта профиля, обладающих надлежащим опытом или квалификацией. Закон N 44-ФЗ специальных требований к членам приемочной комиссии не предъявляет.
Статья: Применение ч. 1.1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ при подготовке описания объекта закупки на медицинские изделия и лекарственные препараты
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)2) после отклонения заявки по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ в связи с выявлением недостоверной информации члены комиссии были привлечены к административной ответственности, т.к. недостоверность сообщенной участником информации не подтверждена <10>.
(Александров Г.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 5)2) после отклонения заявки по п. 8 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ в связи с выявлением недостоверной информации члены комиссии были привлечены к административной ответственности, т.к. недостоверность сообщенной участником информации не подтверждена <10>.
Статья: Что нужно знать заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ, о цифровизации закупочной деятельности
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)В действительности эти критерии очень похожи на требования к участникам закупок, которые содержатся в ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Похожий набор обязательных требований к участникам закупки содержится и в положениях о закупке большинства заказчиков по Закону N 223-ФЗ.
(Байрашев В., Дон В.)
("Прогосзаказ.рф", 2024, N 2)В действительности эти критерии очень похожи на требования к участникам закупок, которые содержатся в ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. Похожий набор обязательных требований к участникам закупки содержится и в положениях о закупке большинства заказчиков по Закону N 223-ФЗ.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ноябрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Извещение должно содержать ссылку на объект капитального строительства, в отношении которого планируется осуществление строительного контроля, в целях определения уровня ответственности члена саморегулируемой организации по компенсационным фондам для участия в закупке.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)1. Извещение должно содержать ссылку на объект капитального строительства, в отношении которого планируется осуществление строительного контроля, в целях определения уровня ответственности члена саморегулируемой организации по компенсационным фондам для участия в закупке.
Статья: Проблемы толкования признаков злоупотребления в сфере государственных и муниципальных закупок
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Лицо, осуществляющее приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, - еще один упомянутый в диспозиции субъект преступления. В указанном Законе о приемке говорится, что подписывается документ заказчиком, в случае создания приемочной комиссии - всеми членами такой комиссии и утверждается заказчиком (ст. 94). Документы, которыми оформляется приемка, готовятся контрактной службой или контрактным управляющим (п. 3.4.3.3 вышеуказанного Типового положения). Заказчиком по п. 7 ст. 3 Закона являются бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, п. 5 относит к ним помимо государственных органов среди прочего "Росатом", "Роскосмос" и публично-правовую компанию "Единый заказчик в сфере строительства". Таким образом, в силу того, что правовое последствие влечет исключительно подпись (утверждение) заказчиком (т.е. лицом, имеющим право подписи от имени заказчика), последний в случае умышленного нарушения положений законодательства будет рассматриваться в качестве должностного лица и, следовательно, нести ответственность по соответствующим составам. Лица, готовившие документы, или члены приемочной комиссии, напротив, не могут рассматриваться в качестве должностных лиц при исполнении функции приемки, поэтому могут подлежать уголовной ответственности по ст. 200.4, если их действия, осуществленные в нарушение закона, повлекли причинение крупного ущерба.
(Филатова М.А.)
("Право. Журнал Высшей школы экономики", 2022, N 3)Лицо, осуществляющее приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, - еще один упомянутый в диспозиции субъект преступления. В указанном Законе о приемке говорится, что подписывается документ заказчиком, в случае создания приемочной комиссии - всеми членами такой комиссии и утверждается заказчиком (ст. 94). Документы, которыми оформляется приемка, готовятся контрактной службой или контрактным управляющим (п. 3.4.3.3 вышеуказанного Типового положения). Заказчиком по п. 7 ст. 3 Закона являются бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, п. 5 относит к ним помимо государственных органов среди прочего "Росатом", "Роскосмос" и публично-правовую компанию "Единый заказчик в сфере строительства". Таким образом, в силу того, что правовое последствие влечет исключительно подпись (утверждение) заказчиком (т.е. лицом, имеющим право подписи от имени заказчика), последний в случае умышленного нарушения положений законодательства будет рассматриваться в качестве должностного лица и, следовательно, нести ответственность по соответствующим составам. Лица, готовившие документы, или члены приемочной комиссии, напротив, не могут рассматриваться в качестве должностных лиц при исполнении функции приемки, поэтому могут подлежать уголовной ответственности по ст. 200.4, если их действия, осуществленные в нарушение закона, повлекли причинение крупного ущерба.
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)За совершение коррупционных нарушений, в том числе в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ, сотрудники заказчика, равно как и иных организаций - участников закупочного процесса, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 13 Закона о противодействии коррупции).
(КонсультантПлюс, 2025)За совершение коррупционных нарушений, в том числе в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ, сотрудники заказчика, равно как и иных организаций - участников закупочного процесса, несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность (ч. 1 ст. 13 Закона о противодействии коррупции).
Статья: Июльские поправки к Закону N 44-ФЗ: новая конфигурация контрактной системы
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)Именно с проведением коллегиальной приемки связана единственная возможность составления документа о приемке не в электронной форме. А именно: если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, то допускается подписывать документ о приемке или мотивированный отказ от его подписания без использования усиленных электронных подписей и ЕИС <57>. В этом случае вместо электронного документа о приемке в ЕИС размещаются электронные образы бумажных документов, подписанных членами такой приемочной комиссии.
(Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)Именно с проведением коллегиальной приемки связана единственная возможность составления документа о приемке не в электронной форме. А именно: если приемочная комиссия включает членов, не являющихся работниками заказчика, то допускается подписывать документ о приемке или мотивированный отказ от его подписания без использования усиленных электронных подписей и ЕИС <57>. В этом случае вместо электронного документа о приемке в ЕИС размещаются электронные образы бумажных документов, подписанных членами такой приемочной комиссии.
Готовое решение: Как провести запрос котировок в электронной форме по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для проведения запроса котировок в электронной форме нужна комиссия в составе не менее трех человек (ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, у членов закупочной комиссии и у вас должны быть действующие усиленные квалифицированные электронные подписи (далее - электронная подпись). Они необходимы для подписания протокола подведения итогов запроса котировок (п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для проведения запроса котировок в электронной форме нужна комиссия в составе не менее трех человек (ч. 3 ст. 39 Закона N 44-ФЗ). Кроме того, у членов закупочной комиссии и у вас должны быть действующие усиленные квалифицированные электронные подписи (далее - электронная подпись). Они необходимы для подписания протокола подведения итогов запроса котировок (п. 2 ч. 3 ст. 50 Закона N 44-ФЗ).