Ответственность агрегатора такси
Подборка наиболее важных документов по запросу Ответственность агрегатора такси (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси
(Долгов С.Г.)
("Гражданское право", 2021, N 1)"Гражданское право", 2021, N 1
(Долгов С.Г.)
("Гражданское право", 2021, N 1)"Гражданское право", 2021, N 1
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"18. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети "Интернет", переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке (пункт 3 статьи 307, статья 403 ГК РФ, статьи 8, 9 Закона о защите прав потребителей).
"О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"18. Лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети "Интернет", переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке (пункт 3 статьи 307, статья 403 ГК РФ, статьи 8, 9 Закона о защите прав потребителей).
Федеральный закон от 29.12.2022 N 580-ФЗ
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"Статья 29. Ответственность перевозчиков, служб заказа легкового такси, сторон договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
(ред. от 24.06.2023)
"Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации"Статья 29. Ответственность перевозчиков, служб заказа легкового такси, сторон договора об обеспечении осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
Статья: Ответственность в сфере перевозок легковым такси
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)<29> Миронова С.М., Кожемякин Д.В. Правовые подходы к ответственности владельцев агрегаторов такси перед потребителями // Цивилист. 2022. N 2. С. 11 - 18.
(Жукова Ю.Д., Подмаркова А.С.)
("Закон", 2024, N 12)<29> Миронова С.М., Кожемякин Д.В. Правовые подходы к ответственности владельцев агрегаторов такси перед потребителями // Цивилист. 2022. N 2. С. 11 - 18.
Статья: Комментарий к статье 1080 Гражданского кодекса Российской Федерации
(Тололаева Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)Другой пример - ответственность агрегатора такси, владельца такси и водителя за смерть пассажира (Определение КС РФ от 23 июля 2020 г. N 1750-О). Суды взыскали расходы на погребение в долях с агрегатора такси и его владельца. При этом если бы пассажир вызвал такси без помощи агрегатора, то владелец отвечал бы в полном объеме. Таким образом, возложение ответственности за перевозку на агрегатора (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"), призванное улучшить правовое положение пассажиров, в таком истолковании его ухудшило, а размер ответственности владельца такси (полностью или в долях) поставлен в зависимость от случайного факта вызова такси непосредственно либо через агрегатора.
(Тололаева Н.В.)
("Вестник гражданского права", 2023, N 2)Другой пример - ответственность агрегатора такси, владельца такси и водителя за смерть пассажира (Определение КС РФ от 23 июля 2020 г. N 1750-О). Суды взыскали расходы на погребение в долях с агрегатора такси и его владельца. При этом если бы пассажир вызвал такси без помощи агрегатора, то владелец отвечал бы в полном объеме. Таким образом, возложение ответственности за перевозку на агрегатора (п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 26 июня 2018 г. N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции"), призванное улучшить правовое положение пассажиров, в таком истолковании его ухудшило, а размер ответственности владельца такси (полностью или в долях) поставлен в зависимость от случайного факта вызова такси непосредственно либо через агрегатора.
"Договоры об оказании информационных услуг: монография"
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Представляется, что вопрос о квалификации судами договоров с агрегаторами лежит не столько в правовой плоскости, сколь отражает социальную значимость данного института и стремление правоприменителей защитить слабую сторону договора. Безусловно, тема ответственности агрегатора такси, который финансово более обеспечен нежели оказывающие непосредственно услуги по перевозке водители, актуальна и направлена на защиту прав потребителей услуги перевозки, тем не менее вопросы ответственности могут решаться посредством установления дополнительных требований к услугодателю, а не через переквалификацию договора.
(Дорохова Н.А.)
("Проспект", 2022)Представляется, что вопрос о квалификации судами договоров с агрегаторами лежит не столько в правовой плоскости, сколь отражает социальную значимость данного института и стремление правоприменителей защитить слабую сторону договора. Безусловно, тема ответственности агрегатора такси, который финансово более обеспечен нежели оказывающие непосредственно услуги по перевозке водители, актуальна и направлена на защиту прав потребителей услуги перевозки, тем не менее вопросы ответственности могут решаться посредством установления дополнительных требований к услугодателю, а не через переквалификацию договора.
"Правовое регулирование внешней торговли услугами в цифровой экономике: монография"
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В ст. 13 Модельных правил ЕС обозначена обязанность оператора цифровой платформы информировать пользователя о том, что пользователь будет заключать договор с поставщиком, а не с оператором цифровой платформы <139>. Указанное отражает тезис о том, что оператор платформы является посредником лишь экономически, а юридически в основном договоре не участвует. В случае ненадлежащего информирования оператор отвечает перед заказчиком солидарно с исполнителем по основному договору, что закреплено в ст. 11 и 18 проекта директивы Европейского союза "Об онлайн-платформах-посредниках" (Discussion Draft of a Directive on Online Intermediary Platforms). В нормах российского права такая обязанность отсутствует, однако косвенно может быть выведена из правил о возложении ответственности на агрегатора такси (см. пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26).
(Ворникова Е.Д.)
("Юстицинформ", 2024)В ст. 13 Модельных правил ЕС обозначена обязанность оператора цифровой платформы информировать пользователя о том, что пользователь будет заключать договор с поставщиком, а не с оператором цифровой платформы <139>. Указанное отражает тезис о том, что оператор платформы является посредником лишь экономически, а юридически в основном договоре не участвует. В случае ненадлежащего информирования оператор отвечает перед заказчиком солидарно с исполнителем по основному договору, что закреплено в ст. 11 и 18 проекта директивы Европейского союза "Об онлайн-платформах-посредниках" (Discussion Draft of a Directive on Online Intermediary Platforms). В нормах российского права такая обязанность отсутствует, однако косвенно может быть выведена из правил о возложении ответственности на агрегатора такси (см. пункт 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 26).
Статья: Правовая природа правоотношений службы заказа легкового такси с перевозчиком легковым такси
(Скварко У.А.)
("Право и экономика", 2024, N 6)<11> Долгов С.Г. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси // Гражданское право. 2021. N 1. С. 3 - 7.
(Скварко У.А.)
("Право и экономика", 2024, N 6)<11> Долгов С.Г. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси // Гражданское право. 2021. N 1. С. 3 - 7.
Статья: Ответственность агрегаторов информации об услугах перевозки пассажиров
(Шереметьева Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)<1> Маркелова А.А. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси: между договорным и деликтным правом // Цифровое право. 2021. Т. 2. N 4. С. 12.
(Шереметьева Н.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)<1> Маркелова А.А. Гражданско-правовая ответственность агрегаторов такси: между договорным и деликтным правом // Цифровое право. 2021. Т. 2. N 4. С. 12.
Статья: Правовое регулирование в сфере таксомоторных перевозок: новеллы и перспективы развития
(Тухватуллин Т.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Предусмотрена гражданско-правовая ответственность для агрегаторов такси:
(Тухватуллин Т.А.)
("Транспортное право", 2024, N 4)Предусмотрена гражданско-правовая ответственность для агрегаторов такси: