Отстранение от работы на время служебной проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Отстранение от работы на время служебной проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
"Памятка федеральным государственным гражданским служащим арбитражных судов Российской Федерации о типовых ситуациях конфликта интересов на федеральной государственной гражданской службе в арбитражных судах Российской Федерации и порядке его урегулирования"
(одобрена комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих ВАС РФ и урегулированию конфликта интересов, протокол от 10.12.2012 N 6)представителю нанимателя отстранить гражданского служащего от участия в работе соответствующей комиссии. Например, рекомендуется временно вывести гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы в арбитражном суде является его родственник.
(одобрена комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих ВАС РФ и урегулированию конфликта интересов, протокол от 10.12.2012 N 6)представителю нанимателя отстранить гражданского служащего от участия в работе соответствующей комиссии. Например, рекомендуется временно вывести гражданского служащего из состава конкурсной комиссии, если одним из кандидатов на замещение вакантной должности гражданской службы в арбитражном суде является его родственник.
Определение Верховного Суда РФ от 21.11.2008 N 89-В08-8
Иск о восстановлении на службе, признании увольнения произведенным с грубым нарушением порядка, взыскании государственного пособия частично удовлетворен правомерно, так как судом установлено, что ответчиком были допущены нарушения установленного порядка увольнения истца.Приказом от 20 сентября 2006 года N 57 л/с Рахматов С.П. был отстранен временно от исполнения обязанностей по должности <...> по безопасности и оперативной работе ФГУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области.
Иск о восстановлении на службе, признании увольнения произведенным с грубым нарушением порядка, взыскании государственного пособия частично удовлетворен правомерно, так как судом установлено, что ответчиком были допущены нарушения установленного порядка увольнения истца.Приказом от 20 сентября 2006 года N 57 л/с Рахматов С.П. был отстранен временно от исполнения обязанностей по должности <...> по безопасности и оперативной работе ФГУ ИК-4 УФСИН России по Тюменской области.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Локальные акты - суды признают их нарушающими права сотрудников
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2021, N 10)На основании приказа генерального директора на период с 17 по 21 августа кладовщик была отстранена от работы на время проведения служебного расследования. Приказом работодателя оплата за все время отстранения от работы производилась как за простой.
(Евтеев Д.)
("Трудовое право", 2021, N 10)На основании приказа генерального директора на период с 17 по 21 августа кладовщик была отстранена от работы на время проведения служебного расследования. Приказом работодателя оплата за все время отстранения от работы производилась как за простой.
Нормативные акты
Приказ ППК "Роскадастр" от 23.06.2025 N П/350-25
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате публично-правовой компании "Роскадастр"1.14. О неисправимом повреждении, утрате документов и в случаях нарушения правил работы с ними, установленных Инструкцией, работники обязаны в течение одного часа после выявления данных фактов устно сообщить начальнику своего структурного подразделения и начальнику Административного управления. На основании полученного сообщения при необходимости организуется служебная проверка указанных фактов в установленном порядке.
"Об утверждении Инструкции по делопроизводству в центральном аппарате публично-правовой компании "Роскадастр"1.14. О неисправимом повреждении, утрате документов и в случаях нарушения правил работы с ними, установленных Инструкцией, работники обязаны в течение одного часа после выявления данных фактов устно сообщить начальнику своего структурного подразделения и начальнику Административного управления. На основании полученного сообщения при необходимости организуется служебная проверка указанных фактов в установленном порядке.
Приказ МВД России от 26.06.2020 N 460
(ред. от 02.05.2023)
"Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"7.4. Избегать проявления неправомерного интереса к работе коллег, не допускать вмешательства в свою служебную деятельность иных лиц, если оно не обусловлено их должностными обязанностями.
(ред. от 02.05.2023)
"Об утверждении Кодекса этики и служебного поведения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"7.4. Избегать проявления неправомерного интереса к работе коллег, не допускать вмешательства в свою служебную деятельность иных лиц, если оно не обусловлено их должностными обязанностями.
Статья: Изменение трудового договора и правовые последствия
(Войкина М.В.)
("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2008, N 4)Отстраненному от работы работнику на весь период отстранения от работы не начисляется заработная плата. Исключением из общего правила являются случаи, предусмотренные федеральным законодательством. Например, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, временно отстраненному от замещаемой должности, сохраняется на период временного отстранения денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы.
(Войкина М.В.)
("Регламентация банковских операций. Документы и комментарии", 2008, N 4)Отстраненному от работы работнику на весь период отстранения от работы не начисляется заработная плата. Исключением из общего правила являются случаи, предусмотренные федеральным законодательством. Например, в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданскому служащему, в отношении которого проводится служебная проверка, временно отстраненному от замещаемой должности, сохраняется на период временного отстранения денежное содержание по замещаемой должности гражданской службы.
"Труд гражданского персонала в воинских частях (военных организациях)"
(Голенко Е.Н., Ковалев В.И.)
("За права военнослужащих", 2002)Работники федеральных органов исполнительной власти на период проведения проверки могут быть временно отстранены от исполнения должностных обязанностей.
(Голенко Е.Н., Ковалев В.И.)
("За права военнослужащих", 2002)Работники федеральных органов исполнительной власти на период проведения проверки могут быть временно отстранены от исполнения должностных обязанностей.
"Служебное правоотношение: понятие, структура, обеспечение"
(Чаннов С.Е.)
(под ред. В.В. Володина)
("Ось-89", 2009)Меры дисциплинарного пресечения имеют в качестве основной цели пресечение каких-либо совершаемых противоправных поступков и (или) предотвращение наступления различных общественно негативных последствий этих поступков. Некоторые авторы сводят все меры дисциплинарного пресечения к мерам обеспечения дисциплинарного производства, тем самым существенно сужая их цель <1>, что представляется нам неправильным. Можно согласиться с тем, что многие дисциплинарно-пресекательные меры, предусматриваемые, в частности, законодательством о государственной гражданской службе, действительно связаны с обеспечением привлечения служащего к дисциплинарной или иной юридической ответственности. Так, например, в соответствии с ч. 7 ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Данная дисциплинарная мера преследует сразу несколько целей, важнейшими из которых являются обеспечение нормальной работы комиссии по проведению служебной проверки и невозможность ликвидации документов, воздействия на членов комиссии, воспрепятствования ее работе иным образом <2>. Еще более конкретно указаны цели отстранения военнослужащего от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей в ст. 51 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ: пресечение дисциплинарного проступка, установление личности нарушителя, подготовка материалов о дисциплинарном проступке и обеспечение своевременного и правильного их рассмотрения. Данное отстранение также является мерой дисциплинарного пресечения <3>.
(Чаннов С.Е.)
(под ред. В.В. Володина)
("Ось-89", 2009)Меры дисциплинарного пресечения имеют в качестве основной цели пресечение каких-либо совершаемых противоправных поступков и (или) предотвращение наступления различных общественно негативных последствий этих поступков. Некоторые авторы сводят все меры дисциплинарного пресечения к мерам обеспечения дисциплинарного производства, тем самым существенно сужая их цель <1>, что представляется нам неправильным. Можно согласиться с тем, что многие дисциплинарно-пресекательные меры, предусматриваемые, в частности, законодательством о государственной гражданской службе, действительно связаны с обеспечением привлечения служащего к дисциплинарной или иной юридической ответственности. Так, например, в соответствии с ч. 7 ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Данная дисциплинарная мера преследует сразу несколько целей, важнейшими из которых являются обеспечение нормальной работы комиссии по проведению служебной проверки и невозможность ликвидации документов, воздействия на членов комиссии, воспрепятствования ее работе иным образом <2>. Еще более конкретно указаны цели отстранения военнослужащего от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей в ст. 51 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ: пресечение дисциплинарного проступка, установление личности нарушителя, подготовка материалов о дисциплинарном проступке и обеспечение своевременного и правильного их рассмотрения. Данное отстранение также является мерой дисциплинарного пресечения <3>.
Статья: Дисциплинарное принуждение как средство обеспечения служебных правоотношений: современное состояние и перспективы
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2012, N 7)Меры дисциплинарного пресечения имеют в качестве основной цели пресечение каких-либо совершаемых противоправных поступков и (или) предотвращение наступления различных общественно негативных последствий этих поступков. Некоторые авторы сводят все меры дисциплинарного пресечения к мерам обеспечения дисциплинарного производства, тем самым существенно сужая их цель <5>, что представляется нам неправильным. Можно согласиться с тем, что многие дисциплинарно-пресекательные меры, предусматриваемые, в частности, законодательством о государственной гражданской службе, действительно связаны с обеспечением привлечения служащего к дисциплинарной или иной юридической ответственности. Так, например, в соответствии с ч. 7 ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Данная дисциплинарная мера преследует сразу несколько целей, важнейшими из которых являются обеспечение нормальной работы комиссии по проведению служебной проверки и невозможность ликвидации документов, воздействия на членов комиссии, воспрепятствования ее работе иным образом <6>. Еще более конкретно указаны цели отстранения военнослужащего от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей в п. 51 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ: пресечение дисциплинарного проступка, установление личности нарушителя и подготовка материалов о дисциплинарном проступке и обеспечение своевременного и правильного их рассмотрения. Данное отстранение также является мерой дисциплинарного пресечения <7>.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2012, N 7)Меры дисциплинарного пресечения имеют в качестве основной цели пресечение каких-либо совершаемых противоправных поступков и (или) предотвращение наступления различных общественно негативных последствий этих поступков. Некоторые авторы сводят все меры дисциплинарного пресечения к мерам обеспечения дисциплинарного производства, тем самым существенно сужая их цель <5>, что представляется нам неправильным. Можно согласиться с тем, что многие дисциплинарно-пресекательные меры, предусматриваемые, в частности, законодательством о государственной гражданской службе, действительно связаны с обеспечением привлечения служащего к дисциплинарной или иной юридической ответственности. Так, например, в соответствии с ч. 7 ст. 59 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности гражданской службы на время проведения служебной проверки с сохранением на этот период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы. Данная дисциплинарная мера преследует сразу несколько целей, важнейшими из которых являются обеспечение нормальной работы комиссии по проведению служебной проверки и невозможность ликвидации документов, воздействия на членов комиссии, воспрепятствования ее работе иным образом <6>. Еще более конкретно указаны цели отстранения военнослужащего от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей в п. 51 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ: пресечение дисциплинарного проступка, установление личности нарушителя и подготовка материалов о дисциплинарном проступке и обеспечение своевременного и правильного их рассмотрения. Данное отстранение также является мерой дисциплинарного пресечения <7>.
"Трудовой кодекс Российской Федерации. Научно-практический комментарий (для командиров воинских частей, профсоюзных работников и гражданского персонала)"
(постатейный)
(Голенко Е.Н., Ковалев В.И.)
("За права военнослужащих", 2004)Работники федеральных органов исполнительной власти на период проведения проверки могут быть временно отстранены от исполнения должностных обязанностей.
(постатейный)
(Голенко Е.Н., Ковалев В.И.)
("За права военнослужащих", 2004)Работники федеральных органов исполнительной власти на период проведения проверки могут быть временно отстранены от исполнения должностных обязанностей.
Статья: Как правильно и надежно защищать конфиденциальную информацию?
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2022, N 2)На время проведения расследования нельзя отстранять работника от работы (даже если работник подозревается в разглашении коммерческой тайны). Статья 76 ТК РФ содержит перечень случаев, когда работодатель обязан отстранить работника, и проведение служебного расследования в этом перечне не упомянуто. Расширительному толкованию данная статья не подлежит.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2022, N 2)На время проведения расследования нельзя отстранять работника от работы (даже если работник подозревается в разглашении коммерческой тайны). Статья 76 ТК РФ содержит перечень случаев, когда работодатель обязан отстранить работника, и проведение служебного расследования в этом перечне не упомянуто. Расширительному толкованию данная статья не подлежит.
"Трудовой кодекс Российской Федерации. Раздел III. Трудовой договор: Постатейный научно-практический комментарий"
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2013)На основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работы, временно отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию. Отстранение допускается при невозможности временного перевода с их согласия на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний (п. 2 ст. 33 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
(Ситникова Е.Г., Сенаторова Н.В.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2013)На основании постановлений главных государственных санитарных врачей и их заместителей лица, являющиеся носителями возбудителей инфекционных заболеваний, если они могут явиться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями производства, в котором они заняты, или выполняемой ими работы, временно отстраняются от работы с выплатой пособия по социальному страхованию. Отстранение допускается при невозможности временного перевода с их согласия на другую работу, не связанную с риском распространения инфекционных заболеваний (п. 2 ст. 33 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Статья: Комментарий к Федеральному закону от 02.12.2019 N 418-ФЗ "О внесении изменений в статью 32 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2020, N 1)Справедливости ради надо отметить, что и ранее представитель нанимателя мог временно отстранить гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от замещаемой должности гражданской службы на время проведения такой проверки с сохранением на данный период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы (в частности, это было закреплено в п. 7 ст. 59 Закона о госслужбе). Таким образом, комментируемая поправка просто привела в соответствие друг другу положения разных статей Закона о госслужбе.
(Егорова А.О.)
("Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", 2020, N 1)Справедливости ради надо отметить, что и ранее представитель нанимателя мог временно отстранить гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка, от замещаемой должности гражданской службы на время проведения такой проверки с сохранением на данный период денежного содержания по замещаемой должности гражданской службы (в частности, это было закреплено в п. 7 ст. 59 Закона о госслужбе). Таким образом, комментируемая поправка просто привела в соответствие друг другу положения разных статей Закона о госслужбе.
Статья: Учет выплат сотрудникам, отстраненным от работы
(Батурина И.Л.)
("Российский налоговый курьер", 2010, N 12)В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата сотруднику не начисляется, за исключением случаев, прямо предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст. 76 ТК РФ). К таким случаям можно отнести положения п. 7 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которым на время проведения служебной проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности гражданской службы с сохранением на этот период денежного содержания.
(Батурина И.Л.)
("Российский налоговый курьер", 2010, N 12)В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата сотруднику не начисляется, за исключением случаев, прямо предусмотренных Трудовым кодексом или иными федеральными законами (ст. 76 ТК РФ). К таким случаям можно отнести положения п. 7 ст. 59 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которым на время проведения служебной проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности гражданской службы с сохранением на этот период денежного содержания.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(8-е издание, исправленное, дополненное и переработанное)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2019)Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) лиц, не прошедших в установленном Порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда. Указанные лица отстраняются от работы (не допускаются к работе) на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе (см. коммент. к ст. 76).
(постатейный)
(8-е издание, исправленное, дополненное и переработанное)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
("КОНТРАКТ", 2019)Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) лиц, не прошедших в установленном Порядке обучения и проверки знаний и навыков в области охраны труда. Указанные лица отстраняются от работы (не допускаются к работе) на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе (см. коммент. к ст. 76).