Отраслевой орган местной администрации
Подборка наиболее важных документов по запросу Отраслевой орган местной администрации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 37 "Местная администрация" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Таким образом, из системного толкования ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, вышеуказанных пунктов Положения следует, что Управление муниципальным имуществом является органом, входящим в вертикальную структуру администрации, с ограниченным кругом полномочий. Управление муниципальным имуществом является отраслевым (функциональным) органом структуры администрации, а не самостоятельным органом местного самоуправления."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Полномочия по изданию актов местной администрации
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<17> Например, согласование исполнительным органом субъекта РФ назначения руководителей структурных подразделений, отраслевых органов местных администраций, должностных лиц, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования, предусматривает ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (СПС "КонсультантПлюс"). Корреспондируют с этими положениями предписания п. 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 // СПС "КонсультантПлюс"), где устанавливается, что закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями района, округа осуществляется органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования.
(Роньжина О.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 6)<17> Например, согласование исполнительным органом субъекта РФ назначения руководителей структурных подразделений, отраслевых органов местных администраций, должностных лиц, осуществляющих муниципальное управление в сфере образования, предусматривает ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (СПС "КонсультантПлюс"). Корреспондируют с этими положениями предписания п. 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (утв. Приказом Минпросвещения России от 02.09.2020 N 458 // СПС "КонсультантПлюс"), где устанавливается, что закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями района, округа осуществляется органами местного самоуправления по решению вопросов местного значения в сфере образования.
Статья: Конституционные новеллы для местного самоуправления: некоторый анализ
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Отметим, что один такой Федеральный закон N 147-ФЗ уже принят 24 апреля 2020 г., т.е. еще до введения конституционной нормы ч. 1.1 ст. 131 в действие. Этот Федеральный закон внес изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Появившаяся в нем норма гласит: "Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, осуществляют согласование назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов, муниципальных и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования". Аналогичная норма введена по согласованию назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования со стороны профильных органов федеральной исполнительной власти, что продемонстрирует таким образом единство публичной власти в действии.
(Бабичев И.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Отметим, что один такой Федеральный закон N 147-ФЗ уже принят 24 апреля 2020 г., т.е. еще до введения конституционной нормы ч. 1.1 ст. 131 в действие. Этот Федеральный закон внес изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Появившаяся в нем норма гласит: "Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, осуществляют согласование назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов, муниципальных и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования". Аналогичная норма введена по согласованию назначения на должность руководителей органов исполнительной власти субъектов Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования со стороны профильных органов федеральной исполнительной власти, что продемонстрирует таким образом единство публичной власти в действии.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1.1. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, осуществляют согласование назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов, муниципальных и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"1.1. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, осуществляют согласование назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов, муниципальных и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования.
Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"19. В структуре местной администрации могут быть сформированы отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
"Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти"19. В структуре местной администрации могут быть сформированы отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Сформулированные на конституционном уровне ориентиры, направленные на установление уточненного баланса внутри системы разделения властей, привели к оформлению в 2024 г. законодательно установленной возможности участия депутатов в утверждении или согласовании назначения на должность заместителей главы местной администрации, руководителей отраслевых (функциональных) и (или) территориальных органов местной администрации (ч. 8.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Это законодательное решение имеет демократическое значение, так как служит дополнительной правовой гарантией укрепления связей между представительными и исполнительно-распорядительными органами на местном уровне. Кроме того, оно является шагом к расширению муниципальной представительной демократии. Одновременно повышается ответственность местной администрации перед жителями муниципального образования в лице выборного представительного органа за достигнутые результаты деятельности.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)Сформулированные на конституционном уровне ориентиры, направленные на установление уточненного баланса внутри системы разделения властей, привели к оформлению в 2024 г. законодательно установленной возможности участия депутатов в утверждении или согласовании назначения на должность заместителей главы местной администрации, руководителей отраслевых (функциональных) и (или) территориальных органов местной администрации (ч. 8.1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). Это законодательное решение имеет демократическое значение, так как служит дополнительной правовой гарантией укрепления связей между представительными и исполнительно-распорядительными органами на местном уровне. Кроме того, оно является шагом к расширению муниципальной представительной демократии. Одновременно повышается ответственность местной администрации перед жителями муниципального образования в лице выборного представительного органа за достигнутые результаты деятельности.
Статья: Развитие конституционного принципа участия органов государственной власти в формировании органов местного самоуправления
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)3. В качестве одного из способов реализации принципа единства системы публичной власти следует предусмотреть в Федеральном законе N 131-ФЗ и отраслевых федеральных законах возможность согласования кандидатов на должности руководителей отраслевых органов местной администрации, осуществляющих переданные отдельные государственные полномочия субъекта РФ. В настоящее время существует возможность определения в федеральном законе, предусматривающем передачу отдельных полномочий Российской Федерации для осуществления органам государственной власти, субъектов РФ обязательных для исполнения указаний. К ним относятся требования по согласованию руководителей региональных органов государственной власти, которые осуществляют такие полномочия. Такие нормы предусмотрены в отношении согласования руководителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния, в области лесных отношений, охоты и сохранения охотничьих ресурсов. За последние годы исключено такое согласование в сферах охраны здоровья и содействия занятости населения.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 2)3. В качестве одного из способов реализации принципа единства системы публичной власти следует предусмотреть в Федеральном законе N 131-ФЗ и отраслевых федеральных законах возможность согласования кандидатов на должности руководителей отраслевых органов местной администрации, осуществляющих переданные отдельные государственные полномочия субъекта РФ. В настоящее время существует возможность определения в федеральном законе, предусматривающем передачу отдельных полномочий Российской Федерации для осуществления органам государственной власти, субъектов РФ обязательных для исполнения указаний. К ним относятся требования по согласованию руководителей региональных органов государственной власти, которые осуществляют такие полномочия. Такие нормы предусмотрены в отношении согласования руководителей региональных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственной регистрации актов гражданского состояния, в области лесных отношений, охоты и сохранения охотничьих ресурсов. За последние годы исключено такое согласование в сферах охраны здоровья и содействия занятости населения.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См., например: Решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 8 апреля 2010 г. N 6 "Об утверждении структуры органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации Верхнеуфалейского городского округа" // Уфалейский рабочий. 2010. 22 апр. N 42.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)<2> См., например: Решение Собрания депутатов Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области от 8 апреля 2010 г. N 6 "Об утверждении структуры органов местного самоуправления, отраслевых (функциональных) и территориальных органов администрации Верхнеуфалейского городского округа" // Уфалейский рабочий. 2010. 22 апр. N 42.
"Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики: монография"
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для уровня местного самоуправления структура местной администрации утверждается решением муниципального представительного органа власти. Так предусматривал прежний Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", аналогично сказано и в новом Федеральном законе 2022 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти": структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации; в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
(Авакьян С.А.)
("Юстицинформ", 2022)Для уровня местного самоуправления структура местной администрации утверждается решением муниципального представительного органа власти. Так предусматривал прежний Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", аналогично сказано и в новом Федеральном законе 2022 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти": структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации; в структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) органы местной администрации.
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Также органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, ведут согласование назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов, муниципальных и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования (ч. 1.1 комментируемой статьи) (см. Федеральный закон от 24.04.2020 N 147-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий").
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Также органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, ведут согласование назначения должностных лиц исполнительно-распорядительных органов (местных администраций) муниципальных районов, муниципальных и городских округов (заместителей глав местных администраций, руководителей структурных подразделений местных администраций или отраслевых органов местных администраций), осуществляющих муниципальное управление в сфере образования (ч. 1.1 комментируемой статьи) (см. Федеральный закон от 24.04.2020 N 147-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам контроля за эффективностью и качеством осуществления переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий").