Отличие спецоценки и аттестации рабочих мест
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие спецоценки и аттестации рабочих мест (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 226 "Особенности исчисления налога налоговыми агентами. Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" главы 23 "Налог на доходы физических лиц" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДФЛ с сумм компенсационных выплат работникам за вредные и тяжелые условия труда. Суд признал доначисление правомерным, поскольку компенсационные выплаты не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с восстановлением здоровья, вред которому причинен в связи с выполнением ими трудовых обязанностей во вредных либо опасных условиях труда, работники не отчитывались о расходовании дополнительных компенсаций, не несли никаких расходов для выполнения трудовых функций, связанных с вредными условиями труда, и не обязаны были представлять соответствующие оправдательные документы своему работодателю. Вместе с тем суд указал, что системность и ежемесячный характер выплат дополнительных компенсаций за вредные условия труда свидетельствуют о том, что выплаты обусловлены именно трудовыми отношениями, связаны с трудовой деятельностью, выплачивались работникам в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей. Суд принял во внимание, что дополнительные выплаты в пользу работников производились на основании акта независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников, выполненного организацией, которая не наделена правом проводить специальную оценку условий труда. Суммы дополнительных компенсаций, несмотря на один класс вредности, отличаются по периодам и по рабочим местам (должностям). Кроме того, в расчетах указаны максимальные суммы дополнительных компенсаций на одного человека в зависимости от должности, а не от необходимых затрат работника на восстановление здоровья. После проведения специальной оценки условий труда и внесения в коллективный договор гарантий (повышенных компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда), доход работников (заработная плата) снизился, а общий фонд выплат работникам увеличился, доля суммы компенсации за вредные условия труда составила около 40 процентов в общем фонде выплат работникам.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДФЛ с сумм компенсационных выплат работникам за вредные и тяжелые условия труда. Суд признал доначисление правомерным, поскольку компенсационные выплаты не призваны возместить физическим лицам конкретные затраты, связанные с восстановлением здоровья, вред которому причинен в связи с выполнением ими трудовых обязанностей во вредных либо опасных условиях труда, работники не отчитывались о расходовании дополнительных компенсаций, не несли никаких расходов для выполнения трудовых функций, связанных с вредными условиями труда, и не обязаны были представлять соответствующие оправдательные документы своему работодателю. Вместе с тем суд указал, что системность и ежемесячный характер выплат дополнительных компенсаций за вредные условия труда свидетельствуют о том, что выплаты обусловлены именно трудовыми отношениями, связаны с трудовой деятельностью, выплачивались работникам в связи с осуществлением ими трудовых обязанностей. Суд принял во внимание, что дополнительные выплаты в пользу работников производились на основании акта независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников, выполненного организацией, которая не наделена правом проводить специальную оценку условий труда. Суммы дополнительных компенсаций, несмотря на один класс вредности, отличаются по периодам и по рабочим местам (должностям). Кроме того, в расчетах указаны максимальные суммы дополнительных компенсаций на одного человека в зависимости от должности, а не от необходимых затрат работника на восстановление здоровья. После проведения специальной оценки условий труда и внесения в коллективный договор гарантий (повышенных компенсаций работникам, занятым на работах с вредными условиями труда), доход работников (заработная плата) снизился, а общий фонд выплат работникам увеличился, доля суммы компенсации за вредные условия труда составила около 40 процентов в общем фонде выплат работникам.
Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 25.06.2024 по делу N 33-6048/2024 (УИД 54RS0010-01-2023-000909-66)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) Об обязании произвести корректировку сведений в системе обязательного пенсионного страхования; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком неправомерно указана его должность в спорные периоды как машиниста смесителя асфальтобетонной установки без указания на то, что такая установка является передвижной, неверное указание должности нарушает его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.В пункте 7 заключения эксперта ООО "Серконс" от ДД.ММ.ГГГГ N А-ЗЭ/NNNAT-SC на рабочем месте N А машиниста смесителя асфальтобетона 9 разряда при идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов указано, что учитывался результат ранее проведенной аттестации рабочего места по условиям труда или специальной оценки условий труда, при этом не указан номер и наименование рабочего места. Приложенная к гражданскому делу N карта аттестации рабочего места N а машиниста смесителя асфальтобетона передвижного 9 разряда и протоколы измерений не подтверждает информацию о занятости на этом рабочем месте М. (отличается оборудование, отсутствует подпись работника об ознакомлении, наименование рабочего места отсутствует в штатном расписании.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) Об установлении факта трудовых отношений; 2) Об обязании произвести корректировку сведений в системе обязательного пенсионного страхования; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что ответчиком неправомерно указана его должность в спорные периоды как машиниста смесителя асфальтобетонной установки без указания на то, что такая установка является передвижной, неверное указание должности нарушает его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено в части.В пункте 7 заключения эксперта ООО "Серконс" от ДД.ММ.ГГГГ N А-ЗЭ/NNNAT-SC на рабочем месте N А машиниста смесителя асфальтобетона 9 разряда при идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов указано, что учитывался результат ранее проведенной аттестации рабочего места по условиям труда или специальной оценки условий труда, при этом не указан номер и наименование рабочего места. Приложенная к гражданскому делу N карта аттестации рабочего места N а машиниста смесителя асфальтобетона передвижного 9 разряда и протоколы измерений не подтверждает информацию о занятости на этом рабочем месте М. (отличается оборудование, отсутствует подпись работника об ознакомлении, наименование рабочего места отсутствует в штатном расписании.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как возместить расходы на предупредительные меры до 31 декабря 2024 г. (включительно)
(КонсультантПлюс, 2024)Порядок финансирования расходов на специальную оценку условий труда за счет СФР
(КонсультантПлюс, 2024)Порядок финансирования расходов на специальную оценку условий труда за счет СФР
Статья: Право на безопасные условия труда в свете новой концепции охраны труда
(Филющенко Л.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)В процессе управления профессиональными рисками задействованы обе стороны трудовых правоотношений. Не только работодатель обязан создать здоровые и безопасные условия труда, но и работник должен пройти обучение, соблюдать правила охраны труда, использовать средства индивидуальной защиты и может быть отстранен от работы при пренебрежении этим требованием. Новеллы ТК РФ призваны соответствующим образом корректировать поведение участников трудового правоотношения. Рассмотрение новых положений, однако, не дает особенных поводов для оптимизма. Возникают некоторые сомнения: будет ли обеспечен баланс интересов работников, работодателей и государства. Такова одна из задач трудового законодательства. Просматриваются ослабление публичных начал в регулировании трудовых правоотношений и уступка работодателям. Продекларировано, что работник может отказаться от работы в опасных условиях труда, и возобновление работы возможно только по результатам внеплановой спец-оценки, подтверждающей снижение класса условий труда. Экономическая ситуация такова, что вынуждает работников трудиться даже в неблагоприятных условиях. Обязательное использование средств индивидуальной защиты и отстранение от работы работника, их не использующего, является правильным решением, но возникает вопрос об эффективности защиты от воздействия вредных факторов производства, современны и качественны ли средства индивидуальной защиты. Кроме того, средства индивидуальной защиты (в отличие от прежнего порядка) теперь предоставляются тем, кто занят на вредных работах, признанных таковыми по результатам спецоценки, а она бывает не всегда объективна <6>. Работодатель может признать условия труда нормальными, не проведя мероприятий по улучшению условий труда, что, к сожалению, мы наблюдаем после введения в действие законодательства о специальной оценке условий труда. О злоупотреблениях работодателей свидетельствуют и судебные дела об оспаривании результатов специальной оценки условий труда.
(Филющенко Л.И.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 2)В процессе управления профессиональными рисками задействованы обе стороны трудовых правоотношений. Не только работодатель обязан создать здоровые и безопасные условия труда, но и работник должен пройти обучение, соблюдать правила охраны труда, использовать средства индивидуальной защиты и может быть отстранен от работы при пренебрежении этим требованием. Новеллы ТК РФ призваны соответствующим образом корректировать поведение участников трудового правоотношения. Рассмотрение новых положений, однако, не дает особенных поводов для оптимизма. Возникают некоторые сомнения: будет ли обеспечен баланс интересов работников, работодателей и государства. Такова одна из задач трудового законодательства. Просматриваются ослабление публичных начал в регулировании трудовых правоотношений и уступка работодателям. Продекларировано, что работник может отказаться от работы в опасных условиях труда, и возобновление работы возможно только по результатам внеплановой спец-оценки, подтверждающей снижение класса условий труда. Экономическая ситуация такова, что вынуждает работников трудиться даже в неблагоприятных условиях. Обязательное использование средств индивидуальной защиты и отстранение от работы работника, их не использующего, является правильным решением, но возникает вопрос об эффективности защиты от воздействия вредных факторов производства, современны и качественны ли средства индивидуальной защиты. Кроме того, средства индивидуальной защиты (в отличие от прежнего порядка) теперь предоставляются тем, кто занят на вредных работах, признанных таковыми по результатам спецоценки, а она бывает не всегда объективна <6>. Работодатель может признать условия труда нормальными, не проведя мероприятий по улучшению условий труда, что, к сожалению, мы наблюдаем после введения в действие законодательства о специальной оценке условий труда. О злоупотреблениях работодателей свидетельствуют и судебные дела об оспаривании результатов специальной оценки условий труда.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 09.10.2014 N 682н
(ред. от 22.07.2015)
"Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда"<2> Форма утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г. N 31689).
(ред. от 22.07.2015)
"Об утверждении методических рекомендаций по определению размера платы за проведение экспертизы качества специальной оценки условий труда"<2> Форма утверждена приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 г. N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 г. N 31689).
Статья: Специалист по охране труда: подбор, контроль, увольнение
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)Не стоит возлагать больших надежд и на специалистов по охране труда из крупных корпораций. Дело в том, что чаще всего у них есть навыки только в одном конкретном разделе охраны труда (например, в период работы в предыдущей компании они могли курировать только вопросы проведения СОУТ или медицинских осмотров), а также они отличаются слабым опытом в подготовке локальных нормативных актов и приказов, так как их опыт основан на работе с типовыми документами, спускаемыми для утверждения головной организацией. Таким работникам, скорее всего, будет тяжело перестроиться на единоличное ведение работы и принятие самостоятельных решений, а это может привести к тому, что вновь принятый работник начнет разговор о необходимости организации службы охраны труда или отдела.
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 12)Не стоит возлагать больших надежд и на специалистов по охране труда из крупных корпораций. Дело в том, что чаще всего у них есть навыки только в одном конкретном разделе охраны труда (например, в период работы в предыдущей компании они могли курировать только вопросы проведения СОУТ или медицинских осмотров), а также они отличаются слабым опытом в подготовке локальных нормативных актов и приказов, так как их опыт основан на работе с типовыми документами, спускаемыми для утверждения головной организацией. Таким работникам, скорее всего, будет тяжело перестроиться на единоличное ведение работы и принятие самостоятельных решений, а это может привести к тому, что вновь принятый работник начнет разговор о необходимости организации службы охраны труда или отдела.
Вопрос: Какие вредные или опасные производственные факторы могут быть на рабочем месте электрогазосварщика?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Условия труда присваиваются по результатам проведения специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) и указываются в отчете о ее проведении, в том числе в него включается карта СОУТ. Условия труда могут быть в том числе вредные или опасные (ч. 8 ст. 12, ч. 1 ст. 14, п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Условия труда присваиваются по результатам проведения специальной оценки условий труда (далее - СОУТ) и указываются в отчете о ее проведении, в том числе в него включается карта СОУТ. Условия труда могут быть в том числе вредные или опасные (ч. 8 ст. 12, ч. 1 ст. 14, п. п. 2, 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Статья: Подготовка отраслевого перечня документов Минтруда России
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)В разделе 7 "Трудовые отношения" расширен состав документов, связанных со специальной оценкой условий труда (далее - СОУТ), проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 N 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по специальной оценке условий труда", от 16.12.2021 N 2333 "О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования", от 16.12.2021 N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда".
(Попова Е.Н.)
("Делопроизводство", 2023, N 2)В разделе 7 "Трудовые отношения" расширен состав документов, связанных со специальной оценкой условий труда (далее - СОУТ), проводимой в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" и Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.12.2021 N 2332 "О порядке допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по специальной оценке условий труда", от 16.12.2021 N 2333 "О порядке аттестации на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, выдачи сертификата эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда и его аннулирования", от 16.12.2021 N 2334 "Об утверждении Правил аккредитации организаций, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, и требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим услуги в области охраны труда".
Статья: Когда компенсация за вредные условия труда подлежит обложению НДФЛ
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 13)Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Они выяснили, что специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) была проведена организацией, которая не вправе проводить такую оценку. Результаты СОУТ не содержат персонифицированного подхода к установлению гарантий работникам в качестве основания их предоставления.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 13)Суды трех инстанций поддержали налоговиков. Они выяснили, что специальная оценка условий труда (далее - СОУТ) была проведена организацией, которая не вправе проводить такую оценку. Результаты СОУТ не содержат персонифицированного подхода к установлению гарантий работникам в качестве основания их предоставления.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)8. Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда для работников, принимаемых на работу в соответствующие условия. Для целей выявления наличия либо отсутствия таких факторов проводится специальная оценка условий труда; обязанность обеспечить проведение специальной оценки возлагается на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)8. Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда для работников, принимаемых на работу в соответствующие условия. Для целей выявления наличия либо отсутствия таких факторов проводится специальная оценка условий труда; обязанность обеспечить проведение специальной оценки возлагается на работодателя (ст. 212 ТК РФ). Специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями.