Отличие нормативного правового акта от ненормативного
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие нормативного правового акта от ненормативного (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Решение о комплексном развитии территории как нормативный правовой акт
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)Очевидно, что содержание является важнейшим отличием НПА от актов ненормативного индивидуального характера, поскольку последние включают в себя лишь персонифицированные предписания, рассчитаны на определенный вид общественных отношений и принимаются в конкретных случаях [6, с. 283].
(Кучембаев А.Н., Нефедов А.Ю.)
("Современный юрист", 2024, N 2)Очевидно, что содержание является важнейшим отличием НПА от актов ненормативного индивидуального характера, поскольку последние включают в себя лишь персонифицированные предписания, рассчитаны на определенный вид общественных отношений и принимаются в конкретных случаях [6, с. 283].
Статья: Отдельные вопросы осуществления муниципального контроля и законодательство об обязательных требованиях
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации не закреплены критерии, позволяющие отличить нормативный правовой акт от ненормативного, в связи с чем на практике возникает немало сомнений при их разграничении. Для разрешения данного вопроса остается актуальной позиция, отраженная в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами". Согласно данной позиции к основным признакам, характеризующим правовой акт как нормативный, следует относить издание правового акта в установленном порядке специально уполномоченным на то органом, наличие в правовом акте правил поведения, являющихся обязательными для неопределенного круга лиц, а также рассчитанных на неоднократное применение, нацеленность правового акта на урегулирование, изменение или прекращение правовых отношений.
(Катаева М.С., Телегин А.С.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)На сегодняшний день в законодательстве Российской Федерации не закреплены критерии, позволяющие отличить нормативный правовой акт от ненормативного, в связи с чем на практике возникает немало сомнений при их разграничении. Для разрешения данного вопроса остается актуальной позиция, отраженная в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами". Согласно данной позиции к основным признакам, характеризующим правовой акт как нормативный, следует относить издание правового акта в установленном порядке специально уполномоченным на то органом, наличие в правовом акте правил поведения, являющихся обязательными для неопределенного круга лиц, а также рассчитанных на неоднократное применение, нацеленность правового акта на урегулирование, изменение или прекращение правовых отношений.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.03.2015 N 6-П
"По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть"Что же касается ненормативных правовых актов, к которым относится и оспоренное заявителем письмо Федеральной налоговой службы, то возможность и процедура их оспаривания установлены главой 24 АПК Российской Федерации "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц". Статья 198 названного Кодекса предусматривает право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200), в отличие от искового производства, где бремя доказывания возлагается на истца. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании его недействительным (часть 2 статьи 201), которое подлежит немедленному исполнению (часть 7 статьи 201); со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению (часть 8 статьи 201).
"По делу о проверке конституционности пункта 1 части 4 статьи 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" и абзаца третьего подпункта 1 пункта 1 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Газпром нефть"Что же касается ненормативных правовых актов, к которым относится и оспоренное заявителем письмо Федеральной налоговой службы, то возможность и процедура их оспаривания установлены главой 24 АПК Российской Федерации "Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц". Статья 198 названного Кодекса предусматривает право граждан, организаций и иных лиц обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200), в отличие от искового производства, где бремя доказывания возлагается на истца. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя, принимает решение о признании его недействительным (часть 2 статьи 201), которое подлежит немедленному исполнению (часть 7 статьи 201); со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению (часть 8 статьи 201).
Постановление Правительства РФ от 28.07.2018 N 884
(ред. от 21.02.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"9.10. учреждает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждает ими работников Министерства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждает положения об этих знаке и наградах, а также их описания;
(ред. от 21.02.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве просвещения Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"9.10. учреждает в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, ведомственный знак отличия, дающий право на присвоение звания "Ветеран труда", и иные ведомственные награды и награждает ими работников Министерства, подведомственных организаций, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, утверждает положения об этих знаке и наградах, а также их описания;
Статья: О значении писем Федеральной антимонопольной службы и Банка России в правовой системе России
(Курдюмов М.Д.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)В заключение отметим, что акты, обладающие нормативными свойствами, по всей видимости, являются источниками права, но при этом противопоставлены НПА. Разрешение КС РФ конкретного практического вопроса "подарило" отечественному правопорядку промежуточное звено между НПА и ненормативным правовым актом, само название которого вызывает вопросы. В форме писем недопустимо принимать НПА, но письма могут содержать "результаты толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц".
(Курдюмов М.Д.)
("Российский юридический журнал", 2021, N 2)В заключение отметим, что акты, обладающие нормативными свойствами, по всей видимости, являются источниками права, но при этом противопоставлены НПА. Разрешение КС РФ конкретного практического вопроса "подарило" отечественному правопорядку промежуточное звено между НПА и ненормативным правовым актом, само название которого вызывает вопросы. В форме писем недопустимо принимать НПА, но письма могут содержать "результаты толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц".
Статья: Правосудие в современной России: курс на защиту правовых интересов
(Бурмистрова С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Отмеченные отличия в делах особого производства цивилистического процесса обусловлены тем, что юридический факт, являющийся основанием или частью основания возникновения, изменения, прекращения правоотношения по реализации правового интереса, является неопределенным, в отличие от основания возникновения, изменения, прекращения субъективного права.
(Бурмистрова С.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 6)Отмеченные отличия в делах особого производства цивилистического процесса обусловлены тем, что юридический факт, являющийся основанием или частью основания возникновения, изменения, прекращения правоотношения по реализации правового интереса, является неопределенным, в отличие от основания возникновения, изменения, прекращения субъективного права.
Статья: Предмет доказывания по делам особого производства, направленным на защиту правовых интересов
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 12)Так, субъективное право имеет названное в законе, ином нормативном правовом акте, ненормативном правовом акте, договоре или очевидным образом вытекающее из естественного хода жизни, событий, вещей основание для своего возникновения - юридический факт. Если по поводу указанного юридического факта возникает спор, то спорным является не юридический характер факта (который у субъективного права очевиден), а различные аспекты второй составляющей термина "юридический факт" - фактической. В частности, спор может возникнуть по поводу следующего:
(Бурмистрова С.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2024, N 12)Так, субъективное право имеет названное в законе, ином нормативном правовом акте, ненормативном правовом акте, договоре или очевидным образом вытекающее из естественного хода жизни, событий, вещей основание для своего возникновения - юридический факт. Если по поводу указанного юридического факта возникает спор, то спорным является не юридический характер факта (который у субъективного права очевиден), а различные аспекты второй составляющей термина "юридический факт" - фактической. В частности, спор может возникнуть по поводу следующего:
Вопрос: О применении коэффициентов по земельному налогу в отношении земельных участков, приобретенных в собственность организациями для ИЖС.
(Письмо ФНС России от 28.02.2024 N БС-2-21/2890@)Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
(Письмо ФНС России от 28.02.2024 N БС-2-21/2890@)Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативных правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В ч. 1 ст. 62 КАС РФ приведено общее правило распределения обязанности доказывания: лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Но далее имеется оговорка в рассматриваемой норме: если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. И именно это исключение приведено в ч. 2 ст. 62 КАС, когда определенные законом обстоятельства убираются из обязанности доказывания административного истца и передаются административному ответчику. Несмотря на то что административный истец ссылается на незаконность оспариваемых нормативных или ненормативных актов, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательств и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Данный подход к определению обязанности доказывания по делам из публично-правовых отношений предопределен особенностями материального права: в публично-правовых отраслях права стороны не являются равными в отличие от гражданско-правовых отношений. Одна из сторон в силу материального права не обладает властными полномочиями в административных или иных публично-правовых отношениях. Сильная же сторона - это государственные органы, организации и должностные лица, которые обладают властными полномочиями. В силу того что указанные субъекты выполняют полномочия, предусмотренные законом в своей профессиональной деятельности, это и придает "силу" данной стороне в сравнении с административными истцами. В связи с этим процессуальное право с целью выравнивания правового положения сторон в процессуально-правовых отношениях использует нормы об обязанности доказывания, возлагая на публичные органы, помимо общего правила распределения обязанности по доказыванию, также специальное бремя. Аналогичный подход по указанным выше причинам сохраняется в АПК РФ при рассмотрении дел из публично-правовых отношений.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)1. В ч. 1 ст. 62 КАС РФ приведено общее правило распределения обязанности доказывания: лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений. Но далее имеется оговорка в рассматриваемой норме: если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. И именно это исключение приведено в ч. 2 ст. 62 КАС, когда определенные законом обстоятельства убираются из обязанности доказывания административного истца и передаются административному ответчику. Несмотря на то что административный истец ссылается на незаконность оспариваемых нормативных или ненормативных актов, обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательств и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Данный подход к определению обязанности доказывания по делам из публично-правовых отношений предопределен особенностями материального права: в публично-правовых отраслях права стороны не являются равными в отличие от гражданско-правовых отношений. Одна из сторон в силу материального права не обладает властными полномочиями в административных или иных публично-правовых отношениях. Сильная же сторона - это государственные органы, организации и должностные лица, которые обладают властными полномочиями. В силу того что указанные субъекты выполняют полномочия, предусмотренные законом в своей профессиональной деятельности, это и придает "силу" данной стороне в сравнении с административными истцами. В связи с этим процессуальное право с целью выравнивания правового положения сторон в процессуально-правовых отношениях использует нормы об обязанности доказывания, возлагая на публичные органы, помимо общего правила распределения обязанности по доказыванию, также специальное бремя. Аналогичный подход по указанным выше причинам сохраняется в АПК РФ при рассмотрении дел из публично-правовых отношений.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Первый признак таких административных актов - их ненормативный характер. Эти акты, в отличие от нормативных правовых актов, предназначены не для установления общих правил поведения, а для их применения, т.е. приложения нормативных предписаний к конкретным случаям правовой действительности. Поэтому, совершая подобные акты, органы и лица, наделенные публичными полномочиями, создают правовые последствия не для неопределенного круга лиц, а для конкретных, заранее известных участников публичных правоотношений.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Первый признак таких административных актов - их ненормативный характер. Эти акты, в отличие от нормативных правовых актов, предназначены не для установления общих правил поведения, а для их применения, т.е. приложения нормативных предписаний к конкретным случаям правовой действительности. Поэтому, совершая подобные акты, органы и лица, наделенные публичными полномочиями, создают правовые последствия не для неопределенного круга лиц, а для конкретных, заранее известных участников публичных правоотношений.
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)По мнению автора, публичный сервитут обладает отличительным от гражданско-правового сервитута критерием, позволяющим отнести его к нормативным правовым актам в связи с возможностью неоднократного применения.
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)По мнению автора, публичный сервитут обладает отличительным от гражданско-правового сервитута критерием, позволяющим отнести его к нормативным правовым актам в связи с возможностью неоднократного применения.
Вопрос: О перерасчете и возврате уплаченного физлицом земельного налога за период владения земельным участком, зарегистрированным на основании сделки, признанной судом недействительной.
(Письмо ФНС России от 07.04.2025 N БС-2-21/5611@)Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
(Письмо ФНС России от 07.04.2025 N БС-2-21/5611@)Настоящее письмо носит информационно-справочный (рекомендательный) характер, не устанавливает общеобязательных правовых норм и не препятствует применению нормативно-правовых актов и судебных постановлений в значении, отличающемся от вышеизложенных разъяснений.
Статья: Гражданский иск прокурора в сфере исполнения бюджетного законодательства о государственных (муниципальных) договорах (соглашениях), контрактах, в том числе в сфере государственного оборонного заказа: проблематика эффективности
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
(Лебедева (Скачкова) А.Е.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2022, N 8)- с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;