Отличие должностных от функциональных обязанностей
Подборка наиболее важных документов по запросу Отличие должностных от функциональных обязанностей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Как принять на работуЧто такое функциональные обязанности работника. Отличие от должностных обязанностей
Готовое решение: Как составить должностную инструкцию
(КонсультантПлюс, 2025)Что такое функциональные (служебные) обязанности работника, в законодательстве не определено, но на практике их используют. Часто термины "должностные обязанности" и "функциональные обязанности" рассматривают как синонимы. Функциональные обязанности, на наш взгляд, могут отличаться от должностных тем, что они в большей степени характеризуют цели и результаты работы.
(КонсультантПлюс, 2025)Что такое функциональные (служебные) обязанности работника, в законодательстве не определено, но на практике их используют. Часто термины "должностные обязанности" и "функциональные обязанности" рассматривают как синонимы. Функциональные обязанности, на наш взгляд, могут отличаться от должностных тем, что они в большей степени характеризуют цели и результаты работы.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по организации и проведению экзаменов (зачетов) у должностных лиц федеральной противопожарной службы и руководителей территориальных органов МЧС России, выполняющих функции руководителя тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ"
(утв. МЧС РФ 28.09.2012 N 2-4-87-18)<1> Квалификационные требования к сотрудникам ФПС, выполняющим функции руководителя тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, должны разрабатываться в пределах функциональных обязанностей для каждой должностной категории:
(утв. МЧС РФ 28.09.2012 N 2-4-87-18)<1> Квалификационные требования к сотрудникам ФПС, выполняющим функции руководителя тушения пожара и проведения аварийно-спасательных работ, должны разрабатываться в пределах функциональных обязанностей для каждой должностной категории:
Приказ МЧС России от 18.02.2013 N 92
(ред. от 25.02.2019)
"Об утверждении Порядка присвоения квалификационных званий сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2013 N 28383)1. Конкретные требования, предъявляемые к сотрудникам при квалификационных испытаниях на присвоение квалификационных званий, должны разрабатываться в пределах функциональных обязанностей для каждой должностной категории.
(ред. от 25.02.2019)
"Об утверждении Порядка присвоения квалификационных званий сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2013 N 28383)1. Конкретные требования, предъявляемые к сотрудникам при квалификационных испытаниях на присвоение квалификационных званий, должны разрабатываться в пределах функциональных обязанностей для каждой должностной категории.
Статья: О соотношении административно-процедурного и административно-процессуального способов реализации мер административного принуждения
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)1. Приведенные отличительные особенности процессуального и процедурного порядков реализации административных способов принудительного воздействия позволяют констатировать, что для административных способов принудительного воздействия, реализуемых исключительно исполнительными органами государственной власти и их должностными лицами, наиболее типичным является административно-процедурный порядок применения меры административного принуждения, требующей от лица, ее применяющего, в рамках представленных полномочий и функциональных обязанностей выполнить последовательные и законодательно установленные правоохранительные действия, направленные на решение задач, связанных с предупреждением, пресечением определенного правонарушения либо иного неблагоприятного процесса или явления. Правовая регламентация административно-процедурного порядка реализации мер административного принуждения закрепляется в нормах административного законодательства, составляющих предмет материального административного права.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11)1. Приведенные отличительные особенности процессуального и процедурного порядков реализации административных способов принудительного воздействия позволяют констатировать, что для административных способов принудительного воздействия, реализуемых исключительно исполнительными органами государственной власти и их должностными лицами, наиболее типичным является административно-процедурный порядок применения меры административного принуждения, требующей от лица, ее применяющего, в рамках представленных полномочий и функциональных обязанностей выполнить последовательные и законодательно установленные правоохранительные действия, направленные на решение задач, связанных с предупреждением, пресечением определенного правонарушения либо иного неблагоприятного процесса или явления. Правовая регламентация административно-процедурного порядка реализации мер административного принуждения закрепляется в нормах административного законодательства, составляющих предмет материального административного права.
Статья: Механизм кросс-функционального управления результатами интеллектуальной деятельности в организациях
(Митягина М.Н., Николаев А.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)Заключение. Практическая ценность предложенного механизма заключается в создании всесторонних условий для обеспечения развития РИД на протяжении полного ЖЦ начиная от зарождения идеи и заканчивая конечной формой - инновацией. Деятельность структурных подразделений, осуществляемая на каждом из этапов фазового изменения формы реализуемого решения, впредь будет ориентирована на выполнение операций не только в пределах одной функции одного процесса, но и на всю цепочку создания ценности. Это означает, что подразделения ответственны за выполнение не только основных операций, выполняемых в рамках непосредственных должностных обязанностей на одном из этапов ЖЦ, но и за реализацию дополнительных управляющих и вспомогательных действий, направленных на пополнение общей базы знаний о показателях качества объекта. Теперь формирование воздействия происходит через комплексный анализ среды организации с помощью исследования совокупности данных о текущей патентной ситуации, социальных показателях - требованиях потребителей, текущей маркетинговой ситуации с имеющимися на рынке субститутами и т.д. Это является отличительной чертой кросс-функционального управления: каждое из подразделений вносит вклад в управление продуктом на любом из этапов развития. Таким образом становится возможной ситуация, при которой поиск путей решения проблем реализуется с учетом трех и более точек зрения специалистов различных подразделений. Отныне в этап планирования вовлечены подразделения, сотрудники которых не только непосредственно вносят творческий вклад в создание продукта, но и косвенно влияют на его характеристики через исследование информации, являющейся критически важной для его развития в течение ЖЦ. Стоит отметить, что описанный подход к управлению является универсальным и применяется на любом из этапов, начиная от появления идеи об инновации до ее утилизации. Результатом от внедрения предложенного подхода является предупреждение потерь на ранней стадии, поскольку стратегическая траектория обеспечения инновации корректируется своевременно согласно возникающим явлениям: закономерным и случайным. Описанный результат достигается посредством синергетического эффекта, выраженного в возможности принятия решений на основании технических, экономических, правовых данных. Преимуществом кросс-функционального управления является возможность обмена знаниями из различных областей между участниками инновационной деятельности, что является крайне необходимым для понимания полноценной картины относительно научно-технического развития отрасли в целом и каждого контентного технического объекта в частности. Такой подход способствует повышению адаптивности системы управления инновациями, обеспечивая гибкое реагирование на внешние и внутренние вызовы, росту как патентной, так и инновационной активности организационных систем.
(Митягина М.Н., Николаев А.С.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 5)Заключение. Практическая ценность предложенного механизма заключается в создании всесторонних условий для обеспечения развития РИД на протяжении полного ЖЦ начиная от зарождения идеи и заканчивая конечной формой - инновацией. Деятельность структурных подразделений, осуществляемая на каждом из этапов фазового изменения формы реализуемого решения, впредь будет ориентирована на выполнение операций не только в пределах одной функции одного процесса, но и на всю цепочку создания ценности. Это означает, что подразделения ответственны за выполнение не только основных операций, выполняемых в рамках непосредственных должностных обязанностей на одном из этапов ЖЦ, но и за реализацию дополнительных управляющих и вспомогательных действий, направленных на пополнение общей базы знаний о показателях качества объекта. Теперь формирование воздействия происходит через комплексный анализ среды организации с помощью исследования совокупности данных о текущей патентной ситуации, социальных показателях - требованиях потребителей, текущей маркетинговой ситуации с имеющимися на рынке субститутами и т.д. Это является отличительной чертой кросс-функционального управления: каждое из подразделений вносит вклад в управление продуктом на любом из этапов развития. Таким образом становится возможной ситуация, при которой поиск путей решения проблем реализуется с учетом трех и более точек зрения специалистов различных подразделений. Отныне в этап планирования вовлечены подразделения, сотрудники которых не только непосредственно вносят творческий вклад в создание продукта, но и косвенно влияют на его характеристики через исследование информации, являющейся критически важной для его развития в течение ЖЦ. Стоит отметить, что описанный подход к управлению является универсальным и применяется на любом из этапов, начиная от появления идеи об инновации до ее утилизации. Результатом от внедрения предложенного подхода является предупреждение потерь на ранней стадии, поскольку стратегическая траектория обеспечения инновации корректируется своевременно согласно возникающим явлениям: закономерным и случайным. Описанный результат достигается посредством синергетического эффекта, выраженного в возможности принятия решений на основании технических, экономических, правовых данных. Преимуществом кросс-функционального управления является возможность обмена знаниями из различных областей между участниками инновационной деятельности, что является крайне необходимым для понимания полноценной картины относительно научно-технического развития отрасли в целом и каждого контентного технического объекта в частности. Такой подход способствует повышению адаптивности системы управления инновациями, обеспечивая гибкое реагирование на внешние и внутренние вызовы, росту как патентной, так и инновационной активности организационных систем.
Статья: Правовое регулирование делегирования полномочий и ответственности воинскими руководителями: постановка проблемы
(Глухов Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Суть делегирования полномочий сводится к передаче принадлежащих занимаемой должности прав и (или) обязанностей иному лицу (обычно по функциональному признаку). В отличие от децентрализации управления, при делегировании полномочий руководитель не теряет переданные подчиненному функции в принципе, такого рода обязанности по-прежнему закреплены в его должностной инструкции, присущи замещаемой им должности. Однако фактически исполняет их иное лицо, сам же начальник вместо исполнения данной функции будет осуществлять контроль за ее надлежащим исполнением подчиненным. Важно отметить, что делегирование полномочий не снимает с руководителя ответственность за эту деятельность перед вышестоящим начальством, хотя и позволяет разделить ее (ответственность) с иными лицами.
(Глухов Е.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 3)Суть делегирования полномочий сводится к передаче принадлежащих занимаемой должности прав и (или) обязанностей иному лицу (обычно по функциональному признаку). В отличие от децентрализации управления, при делегировании полномочий руководитель не теряет переданные подчиненному функции в принципе, такого рода обязанности по-прежнему закреплены в его должностной инструкции, присущи замещаемой им должности. Однако фактически исполняет их иное лицо, сам же начальник вместо исполнения данной функции будет осуществлять контроль за ее надлежащим исполнением подчиненным. Важно отметить, что делегирование полномочий не снимает с руководителя ответственность за эту деятельность перед вышестоящим начальством, хотя и позволяет разделить ее (ответственность) с иными лицами.
Статья: Характеристика потенциальных угроз безопасности предприятий гостиничного бизнеса и меры по их противодействию
(Кобец П.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 1)Сотрудникам службы безопасности, а при их отсутствии специальным менеджерам необходимо разработать и утвердить у администрации предприятий либо их работодателей подробные инструкции или же регламенты, которые бы упорядочивали алгоритмы действий работников этих организаций в случае возникновения экстраординарных ситуаций. Разработанные регламенты, инструкции, правила должны отличаться информативностью и быть понятными для персонала, в том числе в них должны быть освещены вопросы по правильному использованию средств технической безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в них также необходимо отразить функциональные обязанности всех должностных лиц, связанных с гарантированной защищенностью туристов. Данной документации необходимо соответствовать государственным и международным нормативным актам в рассматриваемой сфере.
(Кобец П.Н.)
("Туризм: право и экономика", 2024, N 1)Сотрудникам службы безопасности, а при их отсутствии специальным менеджерам необходимо разработать и утвердить у администрации предприятий либо их работодателей подробные инструкции или же регламенты, которые бы упорядочивали алгоритмы действий работников этих организаций в случае возникновения экстраординарных ситуаций. Разработанные регламенты, инструкции, правила должны отличаться информативностью и быть понятными для персонала, в том числе в них должны быть освещены вопросы по правильному использованию средств технической безопасности в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в них также необходимо отразить функциональные обязанности всех должностных лиц, связанных с гарантированной защищенностью туристов. Данной документации необходимо соответствовать государственным и международным нормативным актам в рассматриваемой сфере.