Открытие представительства иностранной компании
Подборка наиболее важных документов по запросу Открытие представительства иностранной компании (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"Статья 21. Создание, открытие на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц
(ред. от 08.08.2024)
"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"Статья 21. Создание, открытие на территории Российской Федерации филиала, представительства иностранного юридического лица, прекращение деятельности этих филиала, представительства. Аккредитация филиала, представительства иностранного юридического лица. Государственный реестр аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц
Приказ ФНС России от 27.07.2021 N ЕД-7-14/691@
(ред. от 24.08.2022)
"Об утверждении Порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 N 64755)Зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2021 г. N 64755
(ред. от 24.08.2022)
"Об утверждении Порядка аккредитации, внесения изменений в сведения, содержащиеся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц, прекращения действия аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность на территории Российской Федерации"
(Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2021 N 64755)Зарегистрировано в Минюсте России 25 августа 2021 г. N 64755
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)Ответ: Согласно п. 1 ст. 306 НК РФ положениями статей 306 - 309 НК РФ устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)Ответ: Согласно п. 1 ст. 306 НК РФ положениями статей 306 - 309 НК РФ устанавливаются особенности исчисления налога иностранными организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, в случае, если такая деятельность создает постоянное представительство иностранной организации, а также исчисления налога иностранными организациями, не связанными с деятельностью через постоянное представительство в Российской Федерации, получающими доход из источников в Российской Федерации.
Статья: Правовые ограничения деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации и Республике Беларусь
(Федянин Ю.М.)
("Современное право", 2024, N 7)Также в ГК Республики Беларусь добавляется пункт о недопущении открытия представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц, деятельность которых направлена на пропаганду войны, насилия, осуществление экстремистской деятельности и других деяний, запрещенных законодательными актами Республики Беларусь, а также деятельность которых может причинить ущерб национальным интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан. Считаем, что указанное положение можно считать одним из средств правовой защиты публичных интересов в сфере иностранных инвестиций.
(Федянин Ю.М.)
("Современное право", 2024, N 7)Также в ГК Республики Беларусь добавляется пункт о недопущении открытия представительств иностранных организаций и филиалов иностранных юридических лиц, деятельность которых направлена на пропаганду войны, насилия, осуществление экстремистской деятельности и других деяний, запрещенных законодательными актами Республики Беларусь, а также деятельность которых может причинить ущерб национальным интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан. Считаем, что указанное положение можно считать одним из средств правовой защиты публичных интересов в сфере иностранных инвестиций.
"Правовое регулирование новых видов предпринимательской деятельности: практическое пособие"
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)При этом создание иностранными юридическими лицами на территории России филиала и представительства, в том числе открытие и прекращение деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется под государственным контролем посредством их аккредитации. Решения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации. А подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 12 Закона об иностранных инвестициях).
(Абрамов В.Ю., Абрамов Ю.В.)
("Юстицинформ", 2023)При этом создание иностранными юридическими лицами на территории России филиала и представительства, в том числе открытие и прекращение деятельности представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, осуществляется под государственным контролем посредством их аккредитации. Решения об аккредитации представительств иностранных юридических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации, о внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре, о прекращении действия их аккредитации, об аккредитации иностранных граждан, являющихся работниками представительств иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), в порядке, установленном воздушным законодательством Российской Федерации. А подтверждением факта аккредитации филиала, представительства иностранного юридического лица, в том числе представительства иностранного юридического лица, осуществляющего деятельность в области гражданской авиации, является документ о внесении соответствующей записи в реестр, выданный уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (ст. 12 Закона об иностранных инвестициях).
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Бизнес-пример, рассмотренный судами и дошедший до Конституционного Суда РФ, касался использования российской компанией наиболее экономически выгодной модели косвенного реэкспорта, применение которой снижает расходы на транспортировку товаров покупателям и существенно сокращает сроки поставки. Российская компания, являясь дочерним обществом немецкого концерна, реализовывала на Украине произведенные немецким концерном товары без их ввоза на территорию РФ, для чего на Украине было открыто представительство российской компании. В порядке соблюдения требований валютного контроля российская компания своевременно уведомила российские налоговые органы об открытии банковского счета своего представительства на Украине. Открытие банковского счета представительства иностранной компании является обязательным требованием украинского законодательства. Денежные средства от реализации на территории Украины товаров по заключенным через представительство договорам поступали на банковский счет украинского представительства в украинском банке. Российская компания получала в дальнейшем эти денежные средства от своего украинского представительства (за вычетом таможенных платежей, налогов и заработной платы) на свой счет в российском банке. По прошествии двух лет с момента открытия счета украинского представительства российские налоговые органы решили, что все операции по счету не соответствуют требованиям российского законодательства о валютном регулировании, что влечет наложение штрафа по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в размере 3/4 от суммы операции. Доводы налогового органа основаны на том, что законодательство о валютном регулировании исчерпывающе определяет случаи, когда резиденты могут переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами России, а зачисление выручки от реализации товаров нерезидентам в этот перечень не входит. В связи с такой трактовкой норм валютного регулирования налоговыми органами (как органами валютного контроля) российская компания решила оспорить в Конституционном Суде РФ положения ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с абз. 1 ч. 4, абз. 1 ч. 5 ст. 12, абз. 1 и 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и контроле", считая их неконституционными и порождающими негативный регулятивный эффект, ущемляющий экономическую свободу. Заявитель посчитал, что налоговый орган, расширительно толкуя валютные ограничения:
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)Бизнес-пример, рассмотренный судами и дошедший до Конституционного Суда РФ, касался использования российской компанией наиболее экономически выгодной модели косвенного реэкспорта, применение которой снижает расходы на транспортировку товаров покупателям и существенно сокращает сроки поставки. Российская компания, являясь дочерним обществом немецкого концерна, реализовывала на Украине произведенные немецким концерном товары без их ввоза на территорию РФ, для чего на Украине было открыто представительство российской компании. В порядке соблюдения требований валютного контроля российская компания своевременно уведомила российские налоговые органы об открытии банковского счета своего представительства на Украине. Открытие банковского счета представительства иностранной компании является обязательным требованием украинского законодательства. Денежные средства от реализации на территории Украины товаров по заключенным через представительство договорам поступали на банковский счет украинского представительства в украинском банке. Российская компания получала в дальнейшем эти денежные средства от своего украинского представительства (за вычетом таможенных платежей, налогов и заработной платы) на свой счет в российском банке. По прошествии двух лет с момента открытия счета украинского представительства российские налоговые органы решили, что все операции по счету не соответствуют требованиям российского законодательства о валютном регулировании, что влечет наложение штрафа по ч. 1 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее - КоАП РФ) в размере 3/4 от суммы операции. Доводы налогового органа основаны на том, что законодательство о валютном регулировании исчерпывающе определяет случаи, когда резиденты могут переводить денежные средства на счета, открытые в банках за пределами России, а зачисление выручки от реализации товаров нерезидентам в этот перечень не входит. В связи с такой трактовкой норм валютного регулирования налоговыми органами (как органами валютного контроля) российская компания решила оспорить в Конституционном Суде РФ положения ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ во взаимосвязи с абз. 1 ч. 4, абз. 1 ч. 5 ст. 12, абз. 1 и 2 ч. 2 ст. 14 Федерального закона "О валютном регулировании и контроле", считая их неконституционными и порождающими негативный регулятивный эффект, ущемляющий экономическую свободу. Заявитель посчитал, что налоговый орган, расширительно толкуя валютные ограничения:
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 03.04.2025 N 03-08-05/33013 <Как образовать постоянное представительство?>
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)При создании представительства иностранной компании в России необходимо тщательно продумать и зафиксировать в положении о представительстве его полномочия и направления деятельности. Налоговые органы считают, что участие сотрудников представительства в реализации контрактов головной фирмы по поставке оборудования создает основание для признания представительства постоянным. Это влечет за собой статус российского налогоплательщика. Налогооблагаемая база в этом случае составляет 20% от расходов, связанных с этой деятельностью, согласно п. 3 ст. 307 НК РФ.
(Афанасова Д.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 9)При создании представительства иностранной компании в России необходимо тщательно продумать и зафиксировать в положении о представительстве его полномочия и направления деятельности. Налоговые органы считают, что участие сотрудников представительства в реализации контрактов головной фирмы по поставке оборудования создает основание для признания представительства постоянным. Это влечет за собой статус российского налогоплательщика. Налогооблагаемая база в этом случае составляет 20% от расходов, связанных с этой деятельностью, согласно п. 3 ст. 307 НК РФ.
Статья: Подход государств БРИКС к толкованию понятия "постоянное представительство сервисного типа"
(Захаров Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Национальное законодательство Бразилии не имеет легальной дефиниции постоянного представительства иностранной организации, а критерии его образования указаны только в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Бразилией с иными государствами. Наряду с этим в Бразилии используется принцип налогообложения у источника. Учитывая тот факт, что создание представительства иностранной компании на территории Бразилии отличается значительными временными и административными трудностями <6>, иностранные инвесторы предпочитают вести предпринимательскую деятельность через регистрацию местной компании, а не обособленного подразделения на территории Бразилии, что в некоторой степени является фактором, снижающим риск образования постоянного представительства иностранной компании в Бразилии.
(Захаров Е.А.)
("Финансовое право", 2021, N 5)Национальное законодательство Бразилии не имеет легальной дефиниции постоянного представительства иностранной организации, а критерии его образования указаны только в соглашениях об избежании двойного налогообложения, заключенных Бразилией с иными государствами. Наряду с этим в Бразилии используется принцип налогообложения у источника. Учитывая тот факт, что создание представительства иностранной компании на территории Бразилии отличается значительными временными и административными трудностями <6>, иностранные инвесторы предпочитают вести предпринимательскую деятельность через регистрацию местной компании, а не обособленного подразделения на территории Бразилии, что в некоторой степени является фактором, снижающим риск образования постоянного представительства иностранной компании в Бразилии.
"Налогообложение в области спорта: Учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий в связи с государственной регистрацией юридических лиц, аккредитацией филиалов и представительств иностранных организаций, созданных на территории РФ в целях осуществления мероприятий, предусмотренных Законом N 108-ФЗ, были освобождены FIFA, дочерние организации FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, производители медиаинформации FIFA, вещатели FIFA, коммерческие партнеры FIFA, контрагенты FIFA, указанные в Законе N 108-ФЗ (п. 15 ст. 333.38 НК РФ).
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. д. ю. н. Е.Ю. Грачевой)
("Норма", "ИНФРА-М", 2024)От уплаты государственной пошлины за совершение нотариальных действий в связи с государственной регистрацией юридических лиц, аккредитацией филиалов и представительств иностранных организаций, созданных на территории РФ в целях осуществления мероприятий, предусмотренных Законом N 108-ФЗ, были освобождены FIFA, дочерние организации FIFA, конфедерации, национальные футбольные ассоциации (в том числе Российский футбольный союз), Организационный комитет "Россия-2018", дочерние организации Организационного комитета "Россия-2018", поставщики товаров (работ, услуг) FIFA, производители медиаинформации FIFA, вещатели FIFA, коммерческие партнеры FIFA, контрагенты FIFA, указанные в Законе N 108-ФЗ (п. 15 ст. 333.38 НК РФ).
Энциклопедия спорных ситуаций по НДС.
Какими документами подтвердить право на освобождение от НДС при предоставлении услуг по аренде иностранцам
(КонсультантПлюс, 2025)Официальная позиция Минфина России заключается в том, что документом, подтверждающим освобождение при сдаче помещений в аренду филиалу иностранной организации, может являться выписка из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций. Кроме того, освобождение может подтвердить копия свидетельства о внесении в Сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний (либо копия разрешения на открытие представительства иностранной организации), а также договор аренды, содержащий указание на то, что арендуемое помещение предоставляется иностранному арендатору. Есть судебный акт, подтверждающий данный подход.
Какими документами подтвердить право на освобождение от НДС при предоставлении услуг по аренде иностранцам
(КонсультантПлюс, 2025)Официальная позиция Минфина России заключается в том, что документом, подтверждающим освобождение при сдаче помещений в аренду филиалу иностранной организации, может являться выписка из реестра филиалов и представительств международных и иностранных некоммерческих организаций. Кроме того, освобождение может подтвердить копия свидетельства о внесении в Сводный государственный реестр аккредитованных на территории Российской Федерации представительств иностранных компаний (либо копия разрешения на открытие представительства иностранной организации), а также договор аренды, содержащий указание на то, что арендуемое помещение предоставляется иностранному арендатору. Есть судебный акт, подтверждающий данный подход.