Отчуждение объектов теплоснабжения
Подборка наиболее важных документов по запросу Отчуждение объектов теплоснабжения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.04.2023 N 07АП-1772/2023 по делу N А67-815/2022
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды объектов теплового хозяйства, пени.
Решение: Требование удовлетворено.При этом действующим законодательством не предусмотрен механизм автоматического расторжения договоров аренды в случае замены одной из сторон обязательства (в данном случае арендодателя) на субъекта со специальным статусом (публично-правовое образование). Поступление в муниципальную собственность соответствующих объектов теплоснабжения произошло на основании не оспоренных сделок по отчуждению имущества с обременением в виде аренды и не влечет за собой правовые последствия прекращения правоотношений в силу установленной статьей 617 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантии сохранения обязательственных правоотношений по аренде.
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды объектов теплового хозяйства, пени.
Решение: Требование удовлетворено.При этом действующим законодательством не предусмотрен механизм автоматического расторжения договоров аренды в случае замены одной из сторон обязательства (в данном случае арендодателя) на субъекта со специальным статусом (публично-правовое образование). Поступление в муниципальную собственность соответствующих объектов теплоснабжения произошло на основании не оспоренных сделок по отчуждению имущества с обременением в виде аренды и не влечет за собой правовые последствия прекращения правоотношений в силу установленной статьей 617 Гражданского кодекса Российской Федерации гарантии сохранения обязательственных правоотношений по аренде.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 17.10.2023 N 88-23923/2023 по делу N 2-275/2022 (УИД 21RS0001-01-2022-000195-02)
Категория: 1) Продажа недвижимости; 2) Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования: 1) О признании договора недействительным в целом; 2) О признании недействительными результатов торгов.
Обстоятельства: Истец указал, что перед началом отопительного сезона возникла сложная ситуация, так как ни победитель торгов, ни теплоснабжающая организация не смогут осуществлять поставку тепловой энергии населению целого микрорайона города, поскольку здание котельной без оборудования и сетей реализовалось путем проведения торгов без конкурса, а значит без каких-либо обязательств частного лица использовать данное имущество по прямому назначению.
Решение: 1) Производство по делу прекращено; 2) Удовлетворено.Учитывая, что положениями пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве предусмотрено, что отчуждение социально значимых объектов, в том числе объектов коммунальной инфраструктуры, происходит в особом порядке - в форме конкурса - с возложением на покупателя обязанности надлежащим образом содержать и использовать названные объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые законодательством Российской Федерации обязательства, принимая во внимание данные технического паспорта и его комплектности, суд пришел к обоснованному выводу, что здание котельной и расположенное в ней оборудование составляют единый комплекс и выделение указанных выше объектов приведет к невозможности функционирования единой системы теплоснабжения в предусмотренном режиме, прекращению процесса трансформации тепловой энергии и ее передачи, и, соответственно, к утрате основного назначения данных объектов, что подтверждено заключением экспертизы.
Категория: 1) Продажа недвижимости; 2) Споры с судебными приставами-исполнителями.
Требования: 1) О признании договора недействительным в целом; 2) О признании недействительными результатов торгов.
Обстоятельства: Истец указал, что перед началом отопительного сезона возникла сложная ситуация, так как ни победитель торгов, ни теплоснабжающая организация не смогут осуществлять поставку тепловой энергии населению целого микрорайона города, поскольку здание котельной без оборудования и сетей реализовалось путем проведения торгов без конкурса, а значит без каких-либо обязательств частного лица использовать данное имущество по прямому назначению.
Решение: 1) Производство по делу прекращено; 2) Удовлетворено.Учитывая, что положениями пункта 4 статьи 132 Закона о банкротстве предусмотрено, что отчуждение социально значимых объектов, в том числе объектов коммунальной инфраструктуры, происходит в особом порядке - в форме конкурса - с возложением на покупателя обязанности надлежащим образом содержать и использовать названные объекты в соответствии с их целевым назначением, а также исполнять иные устанавливаемые законодательством Российской Федерации обязательства, принимая во внимание данные технического паспорта и его комплектности, суд пришел к обоснованному выводу, что здание котельной и расположенное в ней оборудование составляют единый комплекс и выделение указанных выше объектов приведет к невозможности функционирования единой системы теплоснабжения в предусмотренном режиме, прекращению процесса трансформации тепловой энергии и ее передачи, и, соответственно, к утрате основного назначения данных объектов, что подтверждено заключением экспертизы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве)
("Арбитражный управляющий", 2024, N 4)- Положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не содержат прямого запрета на отчуждение объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
("Арбитражный управляющий", 2024, N 4)- Положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не содержат прямого запрета на отчуждение объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
Последние изменения: Управление казенным предприятием
(КонсультантПлюс, 2025)Утверждены особенности отчуждения казенным предприятием объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.
(КонсультантПлюс, 2025)Утверждены особенности отчуждения казенным предприятием объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В Закон о теплоснабжении и Закон о водоснабжении и водоотведении внесены изменения, устанавливающие особенности исполнения договоров, предусматривающих отчуждение указанных объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо на праве оперативного управления за казенными предприятиями, а также принадлежащих на праве собственности хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ, или субъекта РФ, или муниципального образования превышает 50%, либо их дочерним хозяйственным обществам, в уставном капитале которых им принадлежит более 50%.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В Закон о теплоснабжении и Закон о водоснабжении и водоотведении внесены изменения, устанавливающие особенности исполнения договоров, предусматривающих отчуждение указанных объектов, закрепленных на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями либо на праве оперативного управления за казенными предприятиями, а также принадлежащих на праве собственности хозяйственным обществам, в уставном капитале которых доля участия РФ, или субъекта РФ, или муниципального образования превышает 50%, либо их дочерним хозяйственным обществам, в уставном капитале которых им принадлежит более 50%.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2. Контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств, предусмотренных Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в отношении отчуждаемых государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, тепловых сетей, открытых централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения порядком осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких инвестиционных программ, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), а также в соответствии с порядком утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и порядком осуществления контроля за выполнением этих инвестиционных программ, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля за выполнением инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)2. Контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств, предусмотренных Федеральным законом от 14 ноября 2002 года N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в отношении отчуждаемых государственными или муниципальными унитарными предприятиями, казенными предприятиями источников тепловой энергии, в том числе функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, тепловых сетей, открытых централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения порядком осуществления контроля за выполнением инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения (за исключением таких инвестиционных программ, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике), а также в соответствии с порядком утверждения инвестиционных программ субъектов электроэнергетики и порядком осуществления контроля за выполнением этих инвестиционных программ, которые установлены нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере электроэнергетики, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля за выполнением инвестиционных программ субъектов электроэнергетики.
Статья: Практика разрешения споров о передаче (возврате) социально значимых объектов и объектов коммунальной инфраструктуры в муниципальную собственность и споров, связанных с выплатой компенсации за такой возврат
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Так, в соответствии с положениями части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ, разъяснениями судебной практики ВС РФ, приведенными в Обзоре N 3, а также правовыми позициями, изложенными в Постановлении КС РФ от 16.05.2000 N 8-П и Определениях КС РФ от 23.04.2013 N 640-О и 28.05.2013 N 875-О, невозможность отчуждения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность и возврат таких объектов в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения предполагают выплату публично-правовым образованием компенсации, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов.
(Чернышева А.А.)
("Арбитражные споры", 2024, N 3)Так, в соответствии с положениями части 1 статьи 9 Закона N 416-ФЗ, разъяснениями судебной практики ВС РФ, приведенными в Обзоре N 3, а также правовыми позициями, изложенными в Постановлении КС РФ от 16.05.2000 N 8-П и Определениях КС РФ от 23.04.2013 N 640-О и 28.05.2013 N 875-О, невозможность отчуждения объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность и возврат таких объектов в собственность соответствующего публично-правового образования не обремененными правом хозяйственного ведения предполагают выплату публично-правовым образованием компенсации, обеспечивающей баланс публичных и частных интересов.