Отчуждение муниципального жилищного фонда



Подборка наиболее важных документов по запросу Отчуждение муниципального жилищного фонда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Еще

Судебная практика

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 19.09.2024 N 88-20298/2024 (УИД 03RS0013-01-2023-004190-69)
Категория спора: Приватизация.
Требования: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Обстоятельства: Истец мотивирует иск тем, что он имеет непрерывный стаж работы и проживает в спорном жилом помещении более 6 лет. Основными доказательствами являются постановление администрации о предоставлении служебного жилого помещения и договор найма специализированного жилого помещения.
Решение: Отказано.
Положение части второй статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", регулирующее вопрос о принятии решений относительно приватизации муниципальных служебных жилых помещений их собственником, в системе действующего правового регулирования не предполагает установления ни законами субъектов Российской Федерации, ни муниципальными правовыми актами обязанности муниципального образования отчуждать в порядке приватизации в пользу нанимателей служебные жилые помещения, относящиеся к специализированному жилищному фонду, и вместе с тем (при отсутствии потребности в конкретном служебном жилом помещении) не лишает его как собственника муниципального имущества права распоряжаться им по своему усмотрению. При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.
Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22.08.2024 по делу N 88-25002/2024 (УИД 23RS0022-01-2022-004055-63)
Категория спора: 1) Приватизация; 2) Защита прав на жилое помещение.
Требования: 1) О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации; 2) О признании права пользования жилым помещением.
Требования: 3) О выселении; 4) О снятии с регистрационного учета.
Обстоятельства: Истцы указали, что пользуются квартирой на условиях социального найма, зарегистрированы по месту жительства, несут бремя ее содержания.
Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Дело направлено на новое рассмотрение; 3) Дело направлено на новое рассмотрение; 4) Дело направлено на новое рассмотрение.
При этом предоставление муниципальному образованию возможности отчуждать в случае необходимости жилые помещения специализированного жилищного фонда в собственность граждан не влечет за собой его обязанности принимать решения о приватизации конкретных жилых помещений и не приводит к возникновению у нанимателей этих жилых помещений права требовать их передачи в собственность, а, следовательно, необходимость в регулировании муниципальными правовыми актами прав нанимателей служебных жилых помещений отсутствует.
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)
1. Комментируемая статья определяет особенности приватизации жилых помещений жилищного фонда России. Данная статья введена с 4 августа 2023 г. Федеральным законом от 24 июля 2023 г. N 354-ФЗ, принятым по вопросу о порядке продажи жилых помещений на аукционе. Этим же Законом подпункт 3 п. 2 ст. 3 комментируемого Закона, исключающий из сферы действия комментируемого Закона отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда, дополнен указанием на исключение - жилые помещения жилищного фонда России, указанные в комментируемой статье.
Статья: Защита прав субъектов спорных гражданских правоотношений в сфере оборота недвижимого имущества
(Михайлова Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)
Учитывая большое число злоупотреблений в сфере оборота недвижимого имущества, необходимо, на мой взгляд, предусмотреть дополнительные процессуально-правовые гарантии защиты прав граждан в указанной сфере. Наиболее правильным будет расширить функции прокурора, наделив его обязанностью обращаться в суд с заявлением в защиту жилищных прав граждан (в случае поступления соответствующего заявления в органы прокуратуры). В настоящее время в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться с заявлением в целях обеспечения права на жилище только в государственном и муниципальном жилищных фондах.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики по делам, связанным с истребованием жилых помещений от добросовестных приобретателей, по искам государственных органов и органов местного самоуправления"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 01.10.2014)
При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об отсутствии соответствующего волеизъявления муниципального образования как собственника жилищного фонда на отчуждение спорной квартиры.
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.02.2025 N 7-П
"По делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и подпункта "д" пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в связи с жалобами граждан Ю.Б. Митрофановой и И.П. Рыбакова"
По мнению И.П. Рыбакова, подпункт "д" пункта 10 Правил 1998 года противоречит статьям 40, 72 и 132 Конституции Российской Федерации, поскольку препятствует военнослужащим в получении мер социальной поддержки в жилищной сфере за счет федерального бюджета в случае, если они уже были обеспечены жилыми помещениями как члены семьи нанимателя за счет муниципального жилищного фонда и с момента отчуждения жилого помещения истек пятилетний срок, предусмотренный статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации.
показать больше документов