Осуществления иной оплачиваемой работы муниципальным служащим
Подборка наиболее важных документов по запросу Осуществления иной оплачиваемой работы муниципальным служащим (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Запрет одновременного замещения различных должностей в системе органов публичной власти: проблемы законодательного закрепления и практической реализации
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Закон о муниципальной службе также закрепляет право муниципального служащего осуществлять выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству при условии предварительного уведомления представителя нанимателя, если это не приводит к конфликту интересов. Однако, как справедливо отмечает С.Е. Чаннов, применительно к муниципальной службе формирование конфликтных комиссий не предусмотрено и, более того, в действующем законодательстве не определен субъект, который вправе решать, возникает ли при этом конфликт интересов <15>. А учитывая, что в обязанности муниципального служащего входит только уведомление представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы, последний не может даже запретить ему трудоустройство по совместительству.
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)Закон о муниципальной службе также закрепляет право муниципального служащего осуществлять выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству при условии предварительного уведомления представителя нанимателя, если это не приводит к конфликту интересов. Однако, как справедливо отмечает С.Е. Чаннов, применительно к муниципальной службе формирование конфликтных комиссий не предусмотрено и, более того, в действующем законодательстве не определен субъект, который вправе решать, возникает ли при этом конфликт интересов <15>. А учитывая, что в обязанности муниципального служащего входит только уведомление представителя нанимателя о выполнении иной оплачиваемой работы, последний не может даже запретить ему трудоустройство по совместительству.
Статья: Ограничение права государственных служащих на выполнение иной оплачиваемой работы: опыт государств - участников СНГ
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается право работника на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству, т.е. в свободное от основной работы время. Несмотря на то что положения трудового законодательства распространяются на государственных и муниципальных служащих с особенностями, установленными профильными законами, а на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы и вовсе не распространяются, государственные (и муниципальные) служащие в целом имеют право на осуществление иной оплачиваемой деятельности по совместительству.
(Семин А.Н.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 2)В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Главой 44 Трудового кодекса Российской Федерации устанавливается право работника на выполнение иной оплачиваемой работы по совместительству, т.е. в свободное от основной работы время. Несмотря на то что положения трудового законодательства распространяются на государственных и муниципальных служащих с особенностями, установленными профильными законами, а на военнослужащих при исполнении ими обязанностей военной службы и вовсе не распространяются, государственные (и муниципальные) служащие в целом имеют право на осуществление иной оплачиваемой деятельности по совместительству.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.01.2024 N 3-П
"По делу о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2, абзаца первого пункта 5, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в связи с жалобами граждан И.В. Гусевой и С.Н. Тихомирова"В силу же пункта 4 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания и в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, а также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (абзац второй пункта 3 статьи 298 ГК Российской Федерации), равно как и другое находящееся в его оперативном управлении имущество, кроме особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества и за исключением ряда других, прямо поименованных в законе случаев (пункт 10 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
"По делу о проверке конституционности статьи 208 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 242.1 и пункта 6 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пунктов 1 и 2, абзаца первого пункта 5, абзаца первого пункта 6, абзаца первого пункта 7 части 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" в связи с жалобами граждан И.В. Гусевой и С.Н. Тихомирова"В силу же пункта 4 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания и в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях, а также вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за их счет имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения (абзац второй пункта 3 статьи 298 ГК Российской Федерации), равно как и другое находящееся в его оперативном управлении имущество, кроме особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества и за исключением ряда других, прямо поименованных в законе случаев (пункт 10 статьи 9.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях").
Статья: Уведомление нанимателя об осуществлении иной оплачиваемой работы
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)УВЕДОМЛЕНИЕ НАНИМАТЕЛЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
(Рябинин В.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 11)УВЕДОМЛЕНИЕ НАНИМАТЕЛЯ ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
"Казенные учреждения: бюджетный учет и отчетность: Учебник"
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги (работы) при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливаются государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами.
(Маслова Т.С., Журавлева Т.А.)
(под ред. Т.С. Масловой)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)Порядок определения платы и (или) размер платы за оказанные услуги (работы) при осуществлении казенным учреждением приносящей доходы деятельности устанавливаются государственным (муниципальным) органом, в ведении которого находится учреждение, если иное не предусмотрено соответственно федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства РФ, законами субъекта РФ, нормативными правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъекта РФ, муниципальными правовыми актами.
Статья: Компенсация стоимости жилья, отопления и освещения работникам образования в сельской местности в 2023 году
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)Пунктом 51.3 Порядка N 82н предусмотрено разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан) между элементами видов расходов:
(Вадимова И.В.)
("Советник в сфере образования", 2022, N 12)Пунктом 51.3 Порядка N 82н предусмотрено разграничение выплат физическим лицам по форме, в которой они осуществляются (денежной или натуральной), а также по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан) между элементами видов расходов:
"Бюджетные учреждения: планирование, учет, анализ и контроль: Учебник"
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для физических и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. В случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, выполнять работы или оказывать услуги на платной основе для граждан и организаций бюджетные учреждения могут и в рамках государственного (муниципального) задания (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
(Ендовицкий Д.А., Бахтурина Ю.И., Бехтерева И.С., Бобрышев А.Н., Васильева К.Н., Головин С.В., Ельчанинова О.В., Коробейникова Л.С., Костюкова Е.И., Кривошеев А.В., Сапожникова Н.Г., Спиридонова Н.Э., Татаринова М.Н., Тунин С.А., Феськова М.В., Чуриков А.В., Яковенко В.С.)
(под ред. Ендовицкого Д.А.)
("КНОРУС", 2022)Учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для физических и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. В случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, выполнять работы или оказывать услуги на платной основе для граждан и организаций бюджетные учреждения могут и в рамках государственного (муниципального) задания (п. 4 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)1. Не указан доход от преподавательской, научной и иной творческой деятельности (чтения лекций, проведения семинаров, тренингов) в организациях, в отношении которых служащий не осуществляет функции государственного (муниципального) управления, сумма которого составляет не более 10% от дохода служащего за последний год и не превышает 100 000 руб., при условии, что служащий надлежащим образом уведомил о выполнении иной оплачиваемой работы.
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)1. Не указан доход от преподавательской, научной и иной творческой деятельности (чтения лекций, проведения семинаров, тренингов) в организациях, в отношении которых служащий не осуществляет функции государственного (муниципального) управления, сумма которого составляет не более 10% от дохода служащего за последний год и не превышает 100 000 руб., при условии, что служащий надлежащим образом уведомил о выполнении иной оплачиваемой работы.
Статья: О законности выплаты зарплаты советнику мэра муниципального района
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)В соответствии с положениями данного устава мэр муниципального района осуществляет руководство деятельностью администрации муниципального района, утверждает штатное расписание, помимо иного издает распоряжения по вопросам организации работы администрации.
(Зарипова М.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 4)В соответствии с положениями данного устава мэр муниципального района осуществляет руководство деятельностью администрации муниципального района, утверждает штатное расписание, помимо иного издает распоряжения по вопросам организации работы администрации.
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)- оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)- оплату труда работников казенных учреждений, денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработную плату) работников органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, государственных и муниципальных служащих, иных категорий работников, командировочные и иные выплаты в соответствии с трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) и законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами;
Статья: Понятие "педагогическая деятельность" в законодательстве и правоприменительной практике: комплексный анализ содержания
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<16> Еще большую путаницу в терминологический аппарат вносит использование рядом нормативных актов для описания исключений из правоограничений понятия "преподавательская деятельность". Предпринятая в законопроекте N 190648-8 попытка унификации встретила сопротивление со стороны Правительства РФ и Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, отметивших нетождественность понятий "педагогическая деятельность" и "преподавательская деятельность", соотносимых между собой как целое и часть. Полагаем, что совокупное применение педагогического и юридического подхода к терминологическому толкованию обнаруживает спорность данного тезиса. Неясно, как именно Правительство РФ видит преподавательскую деятельность в чистом виде (без воспитательной, методической и организационной работы), как возможно ее осуществление без перехода к педагогической деятельности. Маловероятно также, что сохранение смежных терминов, ни один из которых не имеет легального определения и однозначного места в категориальной системе, пойдет на пользу отраслевому законодательству и практике. Сомнительным выглядит и вывод о сознательном характере использования термина "преподавательский" при описании исключений из запрета для отдельных должностей. Действительно, сложно предположить причину, по которой ограничения на занятие иной оплачиваемой деятельностью для муниципального служащего должны быть строже, чем для сотрудника органов прокуратуры, органов внутренних дел, государственных гражданских служащих. Бесспорно лишь то, что полная унификация понятийного аппарата предполагает внесение изменений и в Конституцию РФ (в части правоограничений для депутатов Государственной Думы).
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<16> Еще большую путаницу в терминологический аппарат вносит использование рядом нормативных актов для описания исключений из правоограничений понятия "преподавательская деятельность". Предпринятая в законопроекте N 190648-8 попытка унификации встретила сопротивление со стороны Правительства РФ и Комитета Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению, отметивших нетождественность понятий "педагогическая деятельность" и "преподавательская деятельность", соотносимых между собой как целое и часть. Полагаем, что совокупное применение педагогического и юридического подхода к терминологическому толкованию обнаруживает спорность данного тезиса. Неясно, как именно Правительство РФ видит преподавательскую деятельность в чистом виде (без воспитательной, методической и организационной работы), как возможно ее осуществление без перехода к педагогической деятельности. Маловероятно также, что сохранение смежных терминов, ни один из которых не имеет легального определения и однозначного места в категориальной системе, пойдет на пользу отраслевому законодательству и практике. Сомнительным выглядит и вывод о сознательном характере использования термина "преподавательский" при описании исключений из запрета для отдельных должностей. Действительно, сложно предположить причину, по которой ограничения на занятие иной оплачиваемой деятельностью для муниципального служащего должны быть строже, чем для сотрудника органов прокуратуры, органов внутренних дел, государственных гражданских служащих. Бесспорно лишь то, что полная унификация понятийного аппарата предполагает внесение изменений и в Конституцию РФ (в части правоограничений для депутатов Государственной Думы).
Статья: Нецелевое расходование субвенции на диспансеризацию служащих
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 4)- на оплату труда работников органов местного самоуправления, муниципальных служащих;
(Опарина С.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2025, N 4)- на оплату труда работников органов местного самоуправления, муниципальных служащих;
Статья: Диспансеризация служащих проводится за счет бюджета муниципалитета
(Зобова Е.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Аналогичные правила прописаны в нормативном акте субъекта РФ, касающемся предоставления и расходования субвенций на охрану труда. Согласно этому документу средства субвенций также направляются на оплату труда, командировочные и другие выплаты, закупку товаров, работ и услуг, а также на уплату налогов и сборов в бюджет РФ.
(Зобова Е.)
("Госконтроль: проверки, нарушения, ответственность", 2025, N 2)Аналогичные правила прописаны в нормативном акте субъекта РФ, касающемся предоставления и расходования субвенций на охрану труда. Согласно этому документу средства субвенций также направляются на оплату труда, командировочные и другие выплаты, закупку товаров, работ и услуг, а также на уплату налогов и сборов в бюджет РФ.