Осуществление фармацевтической деятельности без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Осуществление фармацевтической деятельности без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по госуслугам для юридических лиц. Получение лицензии на осуществление фармацевтической деятельности1.4. Последствия осуществления фармацевтической деятельности без лицензии
Статья: Нужна ли медицинской организации лицензия на фармацевтическую деятельность?
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Росприроднадзор с этим не согласился и назначил организации штраф за отсутствие лицензии для осуществления фармацевтической деятельности. Организация обратилась в суд, и вот что определили судьи в Решении Арбитражного суда Волгоградской области от 28.10.2022 по делу N А12-11913/2022.
(Сухов А.Б.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 5)Росприроднадзор с этим не согласился и назначил организации штраф за отсутствие лицензии для осуществления фармацевтической деятельности. Организация обратилась в суд, и вот что определили судьи в Решении Арбитражного суда Волгоградской области от 28.10.2022 по делу N А12-11913/2022.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"Об обращении лекарственных средств"1. Хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Хранение лекарственных средств для ветеринарного применения организациями и индивидуальными предпринимателями в случаях, если они используются исключительно при разведении, выращивании, содержании и лечении животных, может осуществляться без получения лицензии на фармацевтическую деятельность.
(ред. от 23.07.2025)
"Об обращении лекарственных средств"1. Хранение лекарственных средств осуществляется производителями лекарственных средств, организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность или лицензию на медицинскую деятельность, медицинскими организациями, ветеринарными организациями и иными организациями, осуществляющими обращение лекарственных средств. Хранение лекарственных средств для ветеринарного применения организациями и индивидуальными предпринимателями в случаях, если они используются исключительно при разведении, выращивании, содержании и лечении животных, может осуществляться без получения лицензии на фармацевтическую деятельность.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 N 23
(ред. от 07.07.2015)
"О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве"В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в статье 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части статьи 171 УК РФ.
(ред. от 07.07.2015)
"О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве"В том случае, когда осуществление частной медицинской практики или частной фармацевтической деятельности без соответствующего специального разрешения (лицензии) не повлекло последствий, указанных в статье 235 УК РФ, но при этом был причинен крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо извлечен доход в крупном размере или в особо крупном размере, действия лица следует квалифицировать по соответствующей части статьи 171 УК РФ.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Перечень составов преступлений, субъектом которых может выступать лицо, осуществляющее медицинскую или фармацевтическую деятельность, является достаточно широким. В комментируемой норме речь идет об уголовной ответственности за незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности по ст. 235 УК, а именно за причинение в результате осуществления медицинской или фармацевтической деятельности без соответствующей лицензии вреда здоровью человека. Степень тяжести такого вреда ст. 235 УК не конкретизирована, что позволяет констатировать наличие в действиях соответствующего лица состава преступления в случае причинения вреда здоровью любой тяжести.
(Жеребцов А.Н., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Агибалова Е.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Данилов П.С., Менкенов А.В., Пучкова В.В., Ротко С.В., Самойлова Ю.Б., Сенокосова Е.К., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Перечень составов преступлений, субъектом которых может выступать лицо, осуществляющее медицинскую или фармацевтическую деятельность, является достаточно широким. В комментируемой норме речь идет об уголовной ответственности за незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности по ст. 235 УК, а именно за причинение в результате осуществления медицинской или фармацевтической деятельности без соответствующей лицензии вреда здоровью человека. Степень тяжести такого вреда ст. 235 УК не конкретизирована, что позволяет констатировать наличие в действиях соответствующего лица состава преступления в случае причинения вреда здоровью любой тяжести.
Статья: Актуальные вопросы административной ответственности медицинских организаций, связанной с обращением лекарственных средств
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)О возможности привлечения к административной ответственности за нарушения лицензионных требований при фактическом отсутствии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности указано в Обзоре судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <13> (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017). В частности, отмечено, что п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности содержит лишь перечень обязательных для осуществления фармацевтической деятельности требований, которым должен соответствовать лицензиат. Вместе с тем это не означает, что данные требования не должны применяться к другим лицам, осуществляющим фармацевтическую деятельность. Иное понимание Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <14> приведет к ситуации, при которой лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности, но не исполнившее обязанность по получению лицензии на ее ведение и совершившее нарушение лицензионных требований, будет освобождено от наказания. Исходя из приведенной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, ключевым является вопрос об обязанности получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Однако медицинские организации освобождены от данной обязанности применительно к хранению лекарственных средств. Более того, исходя из правоприменительной практики Верховного Суда Российской Федерации, медицинские организации, осуществляющие деятельность в рамках обязательного медицинского страхования, не вправе ввести фармацевтических работников в свое штатное расписание, так как они являются работниками фармацевтических организаций. В свою очередь ни фармацевтические организации, ни фармацевтическая деятельность не входят в систему обязательного медицинского страхования <15>. В итоге одно и то же нарушение хранения лекарственных средств, допущенное фармацевтической организацией, будет образовывать состав правонарушения по ст. 14.1 КоАП РФ, а допущенное медицинской организацией - уже нет, что в целом противоречит принципам неотвратимости наказания и равенства всех перед законом.
(Полинская Т.А., Шишов М.А.)
("Административное право и процесс", 2021, N 3)О возможности привлечения к административной ответственности за нарушения лицензионных требований при фактическом отсутствии лицензии на осуществление фармацевтической деятельности указано в Обзоре судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" <13> (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 06.12.2017). В частности, отмечено, что п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности содержит лишь перечень обязательных для осуществления фармацевтической деятельности требований, которым должен соответствовать лицензиат. Вместе с тем это не означает, что данные требования не должны применяться к другим лицам, осуществляющим фармацевтическую деятельность. Иное понимание Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" <14> приведет к ситуации, при которой лицо, осуществляющее лицензируемый вид деятельности, но не исполнившее обязанность по получению лицензии на ее ведение и совершившее нарушение лицензионных требований, будет освобождено от наказания. Исходя из приведенной правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, ключевым является вопрос об обязанности получения лицензии на осуществление фармацевтической деятельности. Однако медицинские организации освобождены от данной обязанности применительно к хранению лекарственных средств. Более того, исходя из правоприменительной практики Верховного Суда Российской Федерации, медицинские организации, осуществляющие деятельность в рамках обязательного медицинского страхования, не вправе ввести фармацевтических работников в свое штатное расписание, так как они являются работниками фармацевтических организаций. В свою очередь ни фармацевтические организации, ни фармацевтическая деятельность не входят в систему обязательного медицинского страхования <15>. В итоге одно и то же нарушение хранения лекарственных средств, допущенное фармацевтической организацией, будет образовывать состав правонарушения по ст. 14.1 КоАП РФ, а допущенное медицинской организацией - уже нет, что в целом противоречит принципам неотвратимости наказания и равенства всех перед законом.
"Медицинское уголовное право: монография"
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Деяние в анализируемом составе преступления выражено в форме действия, которое определяется как осуществление фармацевтической деятельности без лицензии. В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.
(отв. ред. А.И. Рарог)
("Проспект", 2022)Деяние в анализируемом составе преступления выражено в форме действия, которое определяется как осуществление фармацевтической деятельности без лицензии. В соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность - это деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов.