Оспаривание устава муниципального образования
Подборка наиболее важных документов по запросу Оспаривание устава муниципального образования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 72 Конституции РФ"Федеральный законодатель, действуя в пределах своей компетенции (статья 72, пункты "б", "к", "н" части 1, Конституции Российской Федерации), в оспариваемом законоположении определил общие принципы установления в уставах муниципальных образований дополнительных социальных гарантий для лиц, замещавших муниципальные должности, в том числе предусмотрел возможность установления таких гарантий, связанных с расходованием средств местных бюджетов, только в отношении лиц, осуществлявших свои полномочия на постоянной основе, и в этот период достигших пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"."
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 16.01.2024 N 88а-1308/2024
Об оставлении без изменения решения Оренбургского областного суда от 03.07.2023 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 24.10.2023, которыми отказано в признании недействующим решения Орского городского Совета депутатов от 26.01.2023 "О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от 07.06.2008 N 372 "Об утверждении регламента Орского городского Совета депутатов".При таких обстоятельствах отсутствие в Уставе положений об основаниях, порядке и процедуре прекращения и досрочного прекращения полномочий председателя городского Совета не свидетельствует о несоответствии оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не влекут отмену состоявшихся судебных актов и принятия решения об удовлетворении заявленных требований, поскольку федеральным законодательством не предусмотрено исключительное регламентирование уставом муниципального образования. Оспариваемое решение о внесении изменений в Регламент Орского городского совета депутатов федеральному законодательству, уставу муниципального образования, нормативным актам представительного органа муниципального образования, иным муниципальным правовым актам не противоречит и прав административного истца не нарушает, процедура его принятия не нарушена.
Об оставлении без изменения решения Оренбургского областного суда от 03.07.2023 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 24.10.2023, которыми отказано в признании недействующим решения Орского городского Совета депутатов от 26.01.2023 "О внесении изменений в решение Орского городского Совета депутатов от 07.06.2008 N 372 "Об утверждении регламента Орского городского Совета депутатов".При таких обстоятельствах отсутствие в Уставе положений об основаниях, порядке и процедуре прекращения и досрочного прекращения полномочий председателя городского Совета не свидетельствует о несоответствии оспариваемого акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не влекут отмену состоявшихся судебных актов и принятия решения об удовлетворении заявленных требований, поскольку федеральным законодательством не предусмотрено исключительное регламентирование уставом муниципального образования. Оспариваемое решение о внесении изменений в Регламент Орского городского совета депутатов федеральному законодательству, уставу муниципального образования, нормативным актам представительного органа муниципального образования, иным муниципальным правовым актам не противоречит и прав административного истца не нарушает, процедура его принятия не нарушена.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Закону РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации"
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. В суд поступило исковое требование о признании недействительными норм устава муниципального образования. Заявленное требование было основано на ст. ст. 22, 57 ТК, комментируемой статье и мотивировано тем, что п. 6.3 устава муниципального образования противоречит положениям указанных статей, так как право администрации как учредителя муниципального учреждения относительно назначения и освобождения с занимаемой должности главного редактора газеты неправомерно ограничено мнением коллектива журналистов.
(Жеребцов А.Н., Ротко С.В., Рыдченко К.Д., Страунинг Э.Л., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Томтосов А.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. В суд поступило исковое требование о признании недействительными норм устава муниципального образования. Заявленное требование было основано на ст. ст. 22, 57 ТК, комментируемой статье и мотивировано тем, что п. 6.3 устава муниципального образования противоречит положениям указанных статей, так как право администрации как учредителя муниципального учреждения относительно назначения и освобождения с занимаемой должности главного редактора газеты неправомерно ограничено мнением коллектива журналистов.
Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России
(Османкина И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2019, N 4)Мотивы решения. Оспариваемые положения не препятствуют закреплению в уставе муниципального образования дополнительных гарантий отдельным категориям граждан, включая муниципальных служащих, в сфере жилищных отношений.
(Османкина И.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2019, N 4)Мотивы решения. Оспариваемые положения не препятствуют закреплению в уставе муниципального образования дополнительных гарантий отдельным категориям граждан, включая муниципальных служащих, в сфере жилищных отношений.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"11. В качестве административных истцов (заявителей) по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) могут выступать граждане и должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, а также действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации, оспаривание органом государственной власти субъекта Российской Федерации вынесенного в отношении его предписания антимонопольного органа) (статья 218 КАС РФ, часть 2 статьи 27 и часть 1 статьи 198 АПК РФ).
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"11. В качестве административных истцов (заявителей) по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) могут выступать граждане и должностные лица, коммерческие и некоммерческие организации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, а также действия (бездействие) органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации, оспаривание органом государственной власти субъекта Российской Федерации вынесенного в отношении его предписания антимонопольного органа) (статья 218 КАС РФ, часть 2 статьи 27 и часть 1 статьи 198 АПК РФ).
Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"Заявитель оспорил законоположение, согласно которому изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"Заявитель оспорил законоположение, согласно которому изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.