Особые экономические зоны регионального уровня
Подборка наиболее важных документов по запросу Особые экономические зоны регионального уровня (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Корпоративная конфликтология: монография"
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)В письме... в адрес акционера ЗАО "М." (единственного акционера ЗАО "Р.") Т. и генерального директора ЗАО "Р." ПАО "Сбербанк" просило пояснить причины приостановления проекта "Строительство завода по переработке сырья животного происхождения и производству кормовой муки и животных жиров на территории особой экономической зоны регионального уровня промышленно-производственного типа "Данков", расположенного на территории ОЭЗ РУ ППТ "Данков", с привлечением средств ПАО "Сбербанк" и подтвердить готовность выхода из проекта... как поручителя/залогодателя при вхождении нового инвестора в проект и закрытия всех издержек и затрат, вложенных в проект ЗАО "Р." в части займов, а также продажи доли участия в уставном капитале ООО "Р." новому инвестору.
(Осипенко О.В.)
("Статут", 2022)В письме... в адрес акционера ЗАО "М." (единственного акционера ЗАО "Р.") Т. и генерального директора ЗАО "Р." ПАО "Сбербанк" просило пояснить причины приостановления проекта "Строительство завода по переработке сырья животного происхождения и производству кормовой муки и животных жиров на территории особой экономической зоны регионального уровня промышленно-производственного типа "Данков", расположенного на территории ОЭЗ РУ ППТ "Данков", с привлечением средств ПАО "Сбербанк" и подтвердить готовность выхода из проекта... как поручителя/залогодателя при вхождении нового инвестора в проект и закрытия всех издержек и затрат, вложенных в проект ЗАО "Р." в части займов, а также продажи доли участия в уставном капитале ООО "Р." новому инвестору.
Статья: Направления совершенствования специальных правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности
(Белоусов А.Л.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)На индустриальные парки возлагаются большие надежды в части обеспечения притока инвестиций в реальный сектор экономики. Так, в Основах государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г. закреплено, что привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном уровне будет осуществляться посредством определения мест размещения не только особых (свободных) экономических зон, но и индустриальных и технологических парков <6>.
(Белоусов А.Л.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)На индустриальные парки возлагаются большие надежды в части обеспечения притока инвестиций в реальный сектор экономики. Так, в Основах государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 г. закреплено, что привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном уровне будет осуществляться посредством определения мест размещения не только особых (свободных) экономических зон, но и индустриальных и технологических парков <6>.
Нормативные акты
Статья: К вопросу о предоставлении преференций в области государственных и корпоративных закупок резидентам территорий со специальным режимом экономической деятельности
(Громова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 2)<5> См., например: Борщевская О.С. Программно-целевые методы интеграции территорий опережающего развития с регионом дислокации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2020. С. 154.
(Громова Е.А.)
("Юрист", 2021, N 2)<5> См., например: Борщевская О.С. Программно-целевые методы интеграции территорий опережающего развития с регионом дислокации: дис. ... канд. экон. наук. М., 2020. С. 154.
Статья: Развитие регионов. Официальная позиция
(Вахруков Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)Таких результатов удалось добиться благодаря возможности сочетать механизм ИПР с другими механизмами поддержки Правительства Российской Федерации. Например, построить обеспечивающую и иную инфраструктуру для особых экономических зон, промышленных парков.
(Вахруков Д.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)Таких результатов удалось добиться благодаря возможности сочетать механизм ИПР с другими механизмами поддержки Правительства Российской Федерации. Например, построить обеспечивающую и иную инфраструктуру для особых экономических зон, промышленных парков.
Статья: Индустриальный парк
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На федеральном уровне необходимо руководствоваться ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков или технопарков в сфере высоких технологий (Приложение N 17 к государственной программе РФ "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 328, Правилами отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2014 N 1119, а также ГОСТ Р 56425-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технопарки. Требования" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.09.2021 N 906-ст).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На федеральном уровне необходимо руководствоваться ст. 78 Бюджетного кодекса РФ, Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных (промышленных) парков, промышленных технопарков или технопарков в сфере высоких технологий (Приложение N 17 к государственной программе РФ "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности", утв. Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 328, Правилами отбора субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение государственной поддержки в форме субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на создание, модернизацию и (или) реконструкцию объектов инфраструктуры индустриальных парков, промышленных технопарков, технопарков в сфере высоких технологий, особых экономических зон, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.10.2014 N 1119, а также ГОСТ Р 56425-2021 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технопарки. Требования" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 01.09.2021 N 906-ст).
Статья: Бюджетная и налоговая политика на 2025 - 2027 годы
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 11)В части налогообложения юридических лиц будут реализованы меры, направленные на более справедливое распределение доходов от ренты между бизнесом и государством. Для отраслей с высокой операционной рентабельностью, в два и более раза превышающей среднюю по экономике, и низким уровнем налоговой нагрузки будет увеличен уровень налогообложения рентных доходов.
(Зобова Е.)
("Актуальные вопросы учета и налогообложения для учреждений госсектора", 2024, N 11)В части налогообложения юридических лиц будут реализованы меры, направленные на более справедливое распределение доходов от ренты между бизнесом и государством. Для отраслей с высокой операционной рентабельностью, в два и более раза превышающей среднюю по экономике, и низким уровнем налоговой нагрузки будет увеличен уровень налогообложения рентных доходов.
Статья: Преференциальные режимы осуществления предпринимательской деятельности: проблемы регулирования и направления совершенствования законодательства
(Белоусов А.Л.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Далее стоит сказать о том, что ОЭЗ стали по-настоящему первым, но не единственным правовым режимом, направленным на расширение притока инвестиций в определенные сферы экономики. В частности, в выпущенных в начале 2017 г. Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года закреплено положение о том, что "привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном уровне будет осуществляться посредством определения мест размещения не только особых (свободных) экономических зон, но и индустриальных и технологических парков" <9>.
(Белоусов А.Л.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)Далее стоит сказать о том, что ОЭЗ стали по-настоящему первым, но не единственным правовым режимом, направленным на расширение притока инвестиций в определенные сферы экономики. В частности, в выпущенных в начале 2017 г. Основах государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года закреплено положение о том, что "привлечение частных инвестиций в негосударственный сектор экономики на региональном уровне будет осуществляться посредством определения мест размещения не только особых (свободных) экономических зон, но и индустриальных и технологических парков" <9>.
Статья: Основные направления финансово-правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Характерно при этом, что роль субъектов Российской Федерации в регулировании чисто инвестиционных льгот стала более существенной, чем в регламентации зональных налоговых мер поддержки. Например, для создания территории опережающего развития или особой экономической зоны требуется решение Правительства РФ. Регионы не имеют права вводить дополнительные требования для участия в зональных налоговых режимах.
(Тория Р.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Характерно при этом, что роль субъектов Российской Федерации в регулировании чисто инвестиционных льгот стала более существенной, чем в регламентации зональных налоговых мер поддержки. Например, для создания территории опережающего развития или особой экономической зоны требуется решение Правительства РФ. Регионы не имеют права вводить дополнительные требования для участия в зональных налоговых режимах.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Родовым признаком особой экономической зоны является наличие особого режима осуществления предпринимательской деятельности на определенной территории, который призван по опыту Китая и Сингапура поднять уровень экономики в некоторых депрессивных регионах страны. Территория, на которой располагается та либо иная особая зона, должна отвечать требованиям, установленным законодателем <1>. Так, технико-внедренческие особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более четырех квадратных километров.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Родовым признаком особой экономической зоны является наличие особого режима осуществления предпринимательской деятельности на определенной территории, который призван по опыту Китая и Сингапура поднять уровень экономики в некоторых депрессивных регионах страны. Территория, на которой располагается та либо иная особая зона, должна отвечать требованиям, установленным законодателем <1>. Так, технико-внедренческие особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более четырех квадратных километров.
Статья: Реализация преобразованной конституционной модели местного самоуправления в России: первые шаги
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)- ч. 3 ст. 131 Конституции РФ, допускающая возможность осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях с учетом особенностей, установленных федеральным законом. К моменту введения этой нормы в Российской Федерации сложилась устойчивая, объясняемая различными причинами, практика осуществления местного самоуправления на отдельных территориях с рядом особенностей либо изъятий. Во-первых, это практика организации муниципальной власти в городах федерального значения с особенностями, обусловленными их статусом субъектов Федерации и статусом столицы государства для Москвы. Во-вторых, практика организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях как территориях особого федерального значения, на которых расположены военные объекты, осуществляются производство, хранение, утилизация оружия массового поражения, переработка радиоактивных материалов. В-третьих, практика особой организации муниципальной власти в городах - административных центрах субъектов Федерации и иных крупных городах. Начало ей было положено закреплением в 2014 - 2015 г. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" универсальной нормы об особом порядке замещения должности главы муниципального образования в городских округах, вне зависимости от того, о каких городских округах идет речь. Несмотря на то что Конституционный Суд РФ подтвердил конституционность этой нормы (Постановление от 1 декабря 2015 г. N 30-П), дав "соответствующее" толкование праву населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, А.Н. Кокотов (особое мнение) предложил задуматься над тем, чтобы вместо искажения этого права перейти "к поселенческой модели местного самоуправления, при которой крупные города и административные районы станут основой для низового территориального уровня децентрализованного государственного управления". Специальный порядок замещения должности главы городского округа поставил глав городов - административных центров субъектов Федерации под фактический контроль региональной власти, значительно усилив влияние последней в таких городах. В-четвертых, практика изъятия отдельных полномочий органов местного самоуправления на территориях ("зонах", "точках") опережающего роста (ОЭЗ, ТОР, "Сколково"), призванных обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие территорий. В-пятых, практика организации муниципальной власти в наукоградах, направленная на использование научного потенциала этих территорий в целях ускорения их социально-экономического развития. В-шестых, практика особой организации муниципальной власти в моногородах, направленная на преодоление сложившейся у них сложной социально-экономической ситуации, связанной с монопрофильностью;
(Баженова О.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)- ч. 3 ст. 131 Конституции РФ, допускающая возможность осуществления публичной власти на территориях городов федерального значения, административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и на других территориях с учетом особенностей, установленных федеральным законом. К моменту введения этой нормы в Российской Федерации сложилась устойчивая, объясняемая различными причинами, практика осуществления местного самоуправления на отдельных территориях с рядом особенностей либо изъятий. Во-первых, это практика организации муниципальной власти в городах федерального значения с особенностями, обусловленными их статусом субъектов Федерации и статусом столицы государства для Москвы. Во-вторых, практика организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях как территориях особого федерального значения, на которых расположены военные объекты, осуществляются производство, хранение, утилизация оружия массового поражения, переработка радиоактивных материалов. В-третьих, практика особой организации муниципальной власти в городах - административных центрах субъектов Федерации и иных крупных городах. Начало ей было положено закреплением в 2014 - 2015 г. Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" универсальной нормы об особом порядке замещения должности главы муниципального образования в городских округах, вне зависимости от того, о каких городских округах идет речь. Несмотря на то что Конституционный Суд РФ подтвердил конституционность этой нормы (Постановление от 1 декабря 2015 г. N 30-П), дав "соответствующее" толкование праву населения самостоятельно определять структуру органов местного самоуправления, А.Н. Кокотов (особое мнение) предложил задуматься над тем, чтобы вместо искажения этого права перейти "к поселенческой модели местного самоуправления, при которой крупные города и административные районы станут основой для низового территориального уровня децентрализованного государственного управления". Специальный порядок замещения должности главы городского округа поставил глав городов - административных центров субъектов Федерации под фактический контроль региональной власти, значительно усилив влияние последней в таких городах. В-четвертых, практика изъятия отдельных полномочий органов местного самоуправления на территориях ("зонах", "точках") опережающего роста (ОЭЗ, ТОР, "Сколково"), призванных обеспечить ускоренное социально-экономическое развитие территорий. В-пятых, практика организации муниципальной власти в наукоградах, направленная на использование научного потенциала этих территорий в целях ускорения их социально-экономического развития. В-шестых, практика особой организации муниципальной власти в моногородах, направленная на преодоление сложившейся у них сложной социально-экономической ситуации, связанной с монопрофильностью;
Статья: Особенности территориального налогового стимулирования ускорения экономического роста
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Лидерами по созданию ОЭЗ и ТОСЭР выступают Республика Татарстан (три ОЭЗ и пять ТОСЭР), Московская область (три ОЭЗ), Липецкая область (три ОЭЗ, в том числе две регионального уровня); Свердловская область (одна ОЭЗ и четыре ТОСЭР), Калужская область (одна ОЭЗ и две ТОСЭР), Тульская область (одна ОЭЗ и две ТОСЭР). Следует обратить внимание на то, что количество бездотационных субъектов Федерации в течение 2017 - 2021 гг. оставалось стабильным и составляло 13 - 14 единиц. В 2022 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.2021 N 1604 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" для выравнивания бюджетной обеспеченности применяют не только коэффициент 1, но и коэффициент 0,9. Поэтому к 13 бездотационным регионам добавились еще 10 субъектов Федерации с коэффициентом бюджетной обеспеченности 0,9. Однако регионы, на территории которых расположены ОЭЗ и ТОСЭР, имеют высокую доходность бюджетов и коэффициент бюджетной обеспеченности 1. Увеличению количества преференционных территорий (ОЭЗ, ТОСЭР и ТОР) и их качественному использованию для стимулирования экономического роста за счет предоставления льгот по местным налогам будет способствовать бездотационность бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований, которую можно обеспечить путем соблюдения принципов фискального федерализма. А при выборе налоговых инструментов экономического стимулирования пространственного развития необходимо учитывать специфику региона, где расположены и функционируют резиденты ОЭЗ или ТОСЭР [7]. Эта специфика определяется природно-географическими условиями и ресурсами, наличием квалифицированных кадров, транспортной доступностью, состоянием дорожной, коммунальной, социальной инфраструктуры. Особого внимания также заслуживают капиталоемкость, наукоемкость и трудоемкость производства резидента ОЭЗ или ТОСЭР.
(Богачев С.В.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2025, N 4)Лидерами по созданию ОЭЗ и ТОСЭР выступают Республика Татарстан (три ОЭЗ и пять ТОСЭР), Московская область (три ОЭЗ), Липецкая область (три ОЭЗ, в том числе две регионального уровня); Свердловская область (одна ОЭЗ и четыре ТОСЭР), Калужская область (одна ОЭЗ и две ТОСЭР), Тульская область (одна ОЭЗ и две ТОСЭР). Следует обратить внимание на то, что количество бездотационных субъектов Федерации в течение 2017 - 2021 гг. оставалось стабильным и составляло 13 - 14 единиц. В 2022 г. в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.2021 N 1604 "О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации "Развитие федеративных отношений и создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" для выравнивания бюджетной обеспеченности применяют не только коэффициент 1, но и коэффициент 0,9. Поэтому к 13 бездотационным регионам добавились еще 10 субъектов Федерации с коэффициентом бюджетной обеспеченности 0,9. Однако регионы, на территории которых расположены ОЭЗ и ТОСЭР, имеют высокую доходность бюджетов и коэффициент бюджетной обеспеченности 1. Увеличению количества преференционных территорий (ОЭЗ, ТОСЭР и ТОР) и их качественному использованию для стимулирования экономического роста за счет предоставления льгот по местным налогам будет способствовать бездотационность бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований, которую можно обеспечить путем соблюдения принципов фискального федерализма. А при выборе налоговых инструментов экономического стимулирования пространственного развития необходимо учитывать специфику региона, где расположены и функционируют резиденты ОЭЗ или ТОСЭР [7]. Эта специфика определяется природно-географическими условиями и ресурсами, наличием квалифицированных кадров, транспортной доступностью, состоянием дорожной, коммунальной, социальной инфраструктуры. Особого внимания также заслуживают капиталоемкость, наукоемкость и трудоемкость производства резидента ОЭЗ или ТОСЭР.
Статья: Доклад Счетной палаты Российской Федерации "Анализ эффективности реализации программ индивидуальных планов развития территорий с низким уровнем социально-экономического развития"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)Также в ряде регионов действовали другие механизмы стимулирования социально-экономического развития: особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, промышленные парки и др.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 1)Также в ряде регионов действовали другие механизмы стимулирования социально-экономического развития: особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, промышленные парки и др.