Особое мнение при расследовании несчастного случая
Подборка наиболее важных документов по запросу Особое мнение при расследовании несчастного случая (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Ростовского областного суда от 16.09.2024 по делу N 33а-12699/2024 (УИД 61RS0011-01-2021-003242-82)
Категория: Споры с уполномоченными органами в сфере труда.
Требования: О признании незаконными заключения по групповому несчастному случаю, предписания об устранении выявленных нарушений.
Обстоятельства: Административный истец указал, что административным ответчиком допущены нарушения при проведении дополнительного расследования, поскольку объективные основания для проведения дополнительного расследования отсутствовали, повторное расследование фактически не проводилось. В ходе дополнительного расследования не был установлен ряд имеющих значение обстоятельств.
Решение: Отказано.Между тем, наличие особого мнения членов комиссии, участвовавших в расследовании несчастного случая работодателем, свидетельствующее о наличии разногласий по вопросам расследования несчастного случая, в служебной записке начальника отдела надзора и контроля по охране труда - главного государственного инспектора труда по Краснодарскому краю (по охране труда) ФИО19 в качестве основания для проведения дополнительного расследования не указано.
Категория: Споры с уполномоченными органами в сфере труда.
Требования: О признании незаконными заключения по групповому несчастному случаю, предписания об устранении выявленных нарушений.
Обстоятельства: Административный истец указал, что административным ответчиком допущены нарушения при проведении дополнительного расследования, поскольку объективные основания для проведения дополнительного расследования отсутствовали, повторное расследование фактически не проводилось. В ходе дополнительного расследования не был установлен ряд имеющих значение обстоятельств.
Решение: Отказано.Между тем, наличие особого мнения членов комиссии, участвовавших в расследовании несчастного случая работодателем, свидетельствующее о наличии разногласий по вопросам расследования несчастного случая, в служебной записке начальника отдела надзора и контроля по охране труда - главного государственного инспектора труда по Краснодарскому краю (по охране труда) ФИО19 в качестве основания для проведения дополнительного расследования не указано.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 229.2 "Порядок проведения расследования несчастных случаев" Трудового кодекса РФ"Правильно применив приведенные нормы о расследовании, оформлении и учете несчастных случаев, разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, при которых произошел несчастных случай с Р., пришел к обоснованному выводу о том, что данный случай подлежит квалификации, как связанный с производством, а ПАО "Саратовский НПЗ", как работодателем, допущено очевидное нарушение трудового законодательства, выразившееся в неоформлении акта о несчастном случае на производстве по форме Н-1, при этом первичный акт комиссии от 8 апреля 2022 года был подписан с отметкой "с особым мнением" председателем комиссии, которая аргументированно изложила свое особое мнение и направила служебную записку о нарушении порядка расследования, а именно, что при комиссионном расследовании не было установлено обстоятельств, предусмотренных частью 6 статьи 229.2 Трудового кодекса Российской Федерации, на основании данной служебной записки заместителем руководителя ГИТ в Саратовской области вынесено распоряжение от 25 апреля 2022 года о проведении дополнительного расследования несчастного случая, что соответствует требованиям статьи 229.3 Трудового кодекса Российской Федерации, по результатам дополнительного расследования полномочным должностным лицом на основании представленных документов было составлено заключение о несчастном случае, подлежащем квалификации, как связанного с производством и оформлению актом Н-1, а также выдано предписание о понуждении работодателя составить акт о несчастном случае на производстве. Таким образом, у должностных лиц ГИТ в Саратовской области имелись полномочия по вынесению оспариваемых распоряжения, заключения и предписания, они являются законными и содержат конкретные, не противоречащие трудовому законодательству выводы и, указания относительно действий, которые надлежит совершить административному истцу."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Расследуем несчастные случаи по новым правилам
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2022, N 9)Отказаться от подписания документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, оформляемых в соответствии с требованиями ТК РФ и Положения, несогласные с принятым решением члены комиссии (в том числе председатель) не могут. Они подписывают акты о расследовании (акты о несчастном случае на производстве) с изложением своего аргументированного особого мнения, которое также приобщается к материалам расследования несчастного случая.
(Агуреева Н.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2022, N 9)Отказаться от подписания документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, оформляемых в соответствии с требованиями ТК РФ и Положения, несогласные с принятым решением члены комиссии (в том числе председатель) не могут. Они подписывают акты о расследовании (акты о несчастном случае на производстве) с изложением своего аргументированного особого мнения, которое также приобщается к материалам расследования несчастного случая.
Статья: Обязательность административных актов, принятых по результатам расследования несчастных случаев на производстве: к постановке проблемы
(Терехова А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)Так, Кассационным определением от 30 марта 2021 г. N 88а-7799/2021 <16> суд установил, что контролирующий орган обоснованно подписал акт расследования с особым мнением, принял решение о проведении дополнительного расследования несчастного случая. При этом судом, помимо оценки административных актов, дается оценка объективных причин случая и его обстоятельств. Так, пострадавший производил действия в интересах и по поручению работодателя. В связи с этим по результатам дополнительных мероприятий государственный инспектор законно и обоснованно квалифицировал несчастный случай в качестве связанного с производством.
(Терехова А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 3)Так, Кассационным определением от 30 марта 2021 г. N 88а-7799/2021 <16> суд установил, что контролирующий орган обоснованно подписал акт расследования с особым мнением, принял решение о проведении дополнительного расследования несчастного случая. При этом судом, помимо оценки административных актов, дается оценка объективных причин случая и его обстоятельств. Так, пострадавший производил действия в интересах и по поручению работодателя. В связи с этим по результатам дополнительных мероприятий государственный инспектор законно и обоснованно квалифицировал несчастный случай в качестве связанного с производством.
Нормативные акты
Приказ Минтруда России от 20.04.2022 N 223н
(ред. от 25.04.2024)
"Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68673)При этом члены комиссии (включая председателя комиссии), не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании (акты о несчастном случае на производстве), предусмотренные приложением N 2 к настоящему приказу, с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.
(ред. от 25.04.2024)
"Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2022 N 68673)При этом члены комиссии (включая председателя комиссии), не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании (акты о несчастном случае на производстве), предусмотренные приложением N 2 к настоящему приказу, с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.
Решение Верховного Суда РФ от 22.05.2025 N АКПИ25-128
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца шестого пункта 36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н>Административный истец фактически не согласен с тем, что государственный инспектор труда, будучи председателем комиссии, после комиссионного расследования группового несчастного случая, подписав акт расследования с особым мнением, самостоятельно провел дополнительное расследование несчастного случая, вопреки процедуре, предусмотренной статьей 231 Трудового кодекса Российской Федерации.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца шестого пункта 36 Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утв. приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н>Административный истец фактически не согласен с тем, что государственный инспектор труда, будучи председателем комиссии, после комиссионного расследования группового несчастного случая, подписав акт расследования с особым мнением, самостоятельно провел дополнительное расследование несчастного случая, вопреки процедуре, предусмотренной статьей 231 Трудового кодекса Российской Федерации.
Готовое решение: Как СФР участвует в расследовании несчастных случаев на производстве
(КонсультантПлюс, 2025)Если представитель СФР квалифицирует несчастный случай как нестраховой, он составит особое мнение, которое должно быть приложено к материалам расследования (п. 31 Положения о расследовании несчастных случаев на производстве). На акте о расследовании и (или) на акте о несчастном случае на производстве он сделает запись "С особым мнением (прилагается)".
(КонсультантПлюс, 2025)Если представитель СФР квалифицирует несчастный случай как нестраховой, он составит особое мнение, которое должно быть приложено к материалам расследования (п. 31 Положения о расследовании несчастных случаев на производстве). На акте о расследовании и (или) на акте о несчастном случае на производстве он сделает запись "С особым мнением (прилагается)".
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В случаях разногласий, возникших между членами комиссии (включая председателя комиссии) в ходе расследования несчастного случая, в том числе происшедшего в отдельных отраслях и организациях (о его обстоятельствах, причинах, лицах, допустивших нарушения установленных ТК РФ требований, учете, квалификации и других), решение принимается большинством голосов членов комиссии (включая председателя комиссии). При этом члены комиссии (включая председателя комиссии), не согласные с принятым решением, должны подписать акты о расследовании (акты о несчастном случае на производстве) и изложить свое аргументированное особое мнение, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая. Отказ членов комиссии (включая председателя комиссии), не согласных с принятым решением, от подписания документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, оформляемых в соответствии с требованиями ТК РФ и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н, не допускается (п. 31 Положения).
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)В случаях разногласий, возникших между членами комиссии (включая председателя комиссии) в ходе расследования несчастного случая, в том числе происшедшего в отдельных отраслях и организациях (о его обстоятельствах, причинах, лицах, допустивших нарушения установленных ТК РФ требований, учете, квалификации и других), решение принимается большинством голосов членов комиссии (включая председателя комиссии). При этом члены комиссии (включая председателя комиссии), не согласные с принятым решением, должны подписать акты о расследовании (акты о несчастном случае на производстве) и изложить свое аргументированное особое мнение, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая. Отказ членов комиссии (включая председателя комиссии), не согласных с принятым решением, от подписания документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, оформляемых в соответствии с требованиями ТК РФ и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, утвержденного Приказом Минтруда России от 20.04.2022 N 223н, не допускается (п. 31 Положения).
Статья: Административное усмотрение в расследовании несчастных случаев на производстве и административном расследовании по делам о нарушениях государственных нормативных требований охраны труда
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)В условиях продемонстрированной недостаточной нормативно-правовой определенности содержательной основы и процедурных аспектов расследования публичная администрация принимает административные акты (например, предписания, распоряжения о проведении дополнительного расследования). И обращаясь к предмету судебного контроля законности упомянутых дискреционных административных актов, судебная практика демонстрирует подход, заключающийся в исключении из предмета контроля реализации субъективного права на усмотрение. Так, согласно Кассационному определению от 30 марта 2021 г. N 88а-7799/2021 <19> по делу N 2а-247/2020 суд сформулировал следующие выводы: 1) было реализовано право государственной инспекции труда на отражение особого мнения к акту расследования; 2) обоснованно и законно государственная инспекция труда издала распоряжение о проведении дополнительного расследования несчастного случая. При этом судом первой инстанции регламентирование законодателем необходимости проведения в установленных случаях дополнительного расследования обосновывается необходимостью соблюдения баланса интересов работника и работодателя <20>. То есть право публичной администрации на отражение особого мнения к акту расследования воспринимается судебной практикой как не подлежащее ни доказыванию, ни оспариванию. А необходимость проведения дополнительного расследования применительно к подобным случаям из такого права исходит.
(Терехова А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)В условиях продемонстрированной недостаточной нормативно-правовой определенности содержательной основы и процедурных аспектов расследования публичная администрация принимает административные акты (например, предписания, распоряжения о проведении дополнительного расследования). И обращаясь к предмету судебного контроля законности упомянутых дискреционных административных актов, судебная практика демонстрирует подход, заключающийся в исключении из предмета контроля реализации субъективного права на усмотрение. Так, согласно Кассационному определению от 30 марта 2021 г. N 88а-7799/2021 <19> по делу N 2а-247/2020 суд сформулировал следующие выводы: 1) было реализовано право государственной инспекции труда на отражение особого мнения к акту расследования; 2) обоснованно и законно государственная инспекция труда издала распоряжение о проведении дополнительного расследования несчастного случая. При этом судом первой инстанции регламентирование законодателем необходимости проведения в установленных случаях дополнительного расследования обосновывается необходимостью соблюдения баланса интересов работника и работодателя <20>. То есть право публичной администрации на отражение особого мнения к акту расследования воспринимается судебной практикой как не подлежащее ни доказыванию, ни оспариванию. А необходимость проведения дополнительного расследования применительно к подобным случаям из такого права исходит.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Именование споров разногласиями в данной статье какого-либо самостоятельного юридического значения не имеет, смысловой нагрузки не несет. Разногласиями применительно к несчастным случаям могут быть названы разные мнения членов комиссии по расследованию несчастного случая, возникшие в ходе расследования его причин, о виновных лицах, квалификации и др. В этом случае решение принимается большинством голосов членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)2. Именование споров разногласиями в данной статье какого-либо самостоятельного юридического значения не имеет, смысловой нагрузки не несет. Разногласиями применительно к несчастным случаям могут быть названы разные мнения членов комиссии по расследованию несчастного случая, возникшие в ходе расследования его причин, о виновных лицах, квалификации и др. В этом случае решение принимается большинством голосов членов комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акты о расследовании с изложением своего аргументированного особого мнения, которое приобщается к материалам расследования несчастного случая.
Статья: Закрепление основных принципов института охраны труда в Российской Федерации, Республиках Беларусь и Казахстан
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Следовательно, основные принципы института охраны труда рассматриваемых государств в определенной части будут соотноситься с подгруппами норм, составляющих подынституты правового института, и подразделяться на общие и специальные. В силу того что предлагаемая нами структура института условно представляется в виде четырех подынститутов (подгруппа норм по организации и управлению охраной труда и обеспечению внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; подгруппа норм о мероприятиях по охране труда; подгруппа норм по охране труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; подгруппа норм по расследованию и учету несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика), то в основу их норм, по нашему мнению, следует заложить соответствующие правовые принципы. При этом содержание статьи можно будет оформить следующим образом: "Основными принципами охраны труда являются: приоритет сохранения и обеспечения жизни и здоровья работников; императивность и системность правового регулирования отношений по охране труда; эффективность и результативность организации и управления охраной труда, обеспечения внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; непрерывность и комплексность мероприятий по охране труда; особый характер охраны труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; обязательность расследования и учета несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика". В указанной редакции предлагается изложить ст. 209.1 ТК РФ, текст которой может быть воспринят белорусским и казахстанским законодателем и изложен в соответствующих разделах (главах) ТК РБ, ТК РК, посвященных охране труда.
(Голенских С.А.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 3)Следовательно, основные принципы института охраны труда рассматриваемых государств в определенной части будут соотноситься с подгруппами норм, составляющих подынституты правового института, и подразделяться на общие и специальные. В силу того что предлагаемая нами структура института условно представляется в виде четырех подынститутов (подгруппа норм по организации и управлению охраной труда и обеспечению внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; подгруппа норм о мероприятиях по охране труда; подгруппа норм по охране труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; подгруппа норм по расследованию и учету несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика), то в основу их норм, по нашему мнению, следует заложить соответствующие правовые принципы. При этом содержание статьи можно будет оформить следующим образом: "Основными принципами охраны труда являются: приоритет сохранения и обеспечения жизни и здоровья работников; императивность и системность правового регулирования отношений по охране труда; эффективность и результативность организации и управления охраной труда, обеспечения внутреннего контроля за соблюдением требований охраны труда; непрерывность и комплексность мероприятий по охране труда; особый характер охраны труда отдельных категорий работников, в особых условиях и характере труда, в отдельных отраслях экономики; обязательность расследования и учета несчастных случаев, связанных с трудовой деятельностью, и профессиональных заболеваний, их профилактика". В указанной редакции предлагается изложить ст. 209.1 ТК РФ, текст которой может быть воспринят белорусским и казахстанским законодателем и изложен в соответствующих разделах (главах) ТК РБ, ТК РК, посвященных охране труда.