Особо опасные и технически сложные объекты
Подборка наиболее важных документов по запросу Особо опасные и технически сложные объекты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 48.1 "Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты" Градостроительного кодекса РФ"Согласно п. 9 ч. 1 ст. 48.1 ГрК РФ к особо опасным, технически сложным объектам относятся: портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, за исключением объектов инфраструктуры морского порта, предназначенных для стоянок и обслуживания маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 48.1 "Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты" Градостроительного кодекса РФ"Вертолетная посадочная площадка площадью 336 кв. м не относится к особо опасным, технически сложными объектам, перечень которых установлен статьей 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьей 7.1 Воздушного кодекса Российской Федерации, следовательно, прохождение государственной экспертизы для нее не требуется."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (май 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. При проведении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов установление в извещении о проведении конкурса двух дополнительных требований к участникам закупки неправомерно и влечет административную ответственность должностного лица.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. При проведении закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции особо опасных, технически сложных, уникальных объектов установление в извещении о проведении конкурса двух дополнительных требований к участникам закупки неправомерно и влечет административную ответственность должностного лица.
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
(ред. от 31.07.2025)Статья 48.1. Особо опасные, технически сложные и уникальные объекты
Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Статья 26. Государственная экспертиза проектной документации особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности
(ред. от 08.08.2024)
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2024)Статья 26. Государственная экспертиза проектной документации особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исходя из ст. 51 ГрК РФ, строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в п. 17 ст. 51 ГрК РФ. Необходимо отметить, что согласно пп. 5 п. 17 указанной статьи данный перечень является открытым. Правительству РФ, а также региональным властям предоставлено право формировать дополнительные перечни случаев, в которых получение разрешения на строительство не требуется. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 <1> получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи; объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно <2>; трамвайных путей, контактных сетей трамвайных линий <3>. Примером использования данной нормы региональными властями является Закон Ленинградской области <4>. Согласно данному Закону, в частности, не требуется получение разрешения на строительство при реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов с давлением свыше 1,2 мегапаскаля, тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением свыше 1,6 мегапаскаля или горячую воду с температурой выше 150 °C, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты. Данная норма существенно упрощает жизнь для сетевых компаний. Схожие по регулированию законы имеются в Московской области, где пошли еще дальше, допустив, к примеру, строительство контрольно-пропускных пунктов, зданий административно-бытового назначения общей площадью не более 300 кв. м <5>, а также в ряде других регионов <6>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исходя из ст. 51 ГрК РФ, строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в п. 17 ст. 51 ГрК РФ. Необходимо отметить, что согласно пп. 5 п. 17 указанной статьи данный перечень является открытым. Правительству РФ, а также региональным властям предоставлено право формировать дополнительные перечни случаев, в которых получение разрешения на строительство не требуется. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 <1> получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи; объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно <2>; трамвайных путей, контактных сетей трамвайных линий <3>. Примером использования данной нормы региональными властями является Закон Ленинградской области <4>. Согласно данному Закону, в частности, не требуется получение разрешения на строительство при реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов с давлением свыше 1,2 мегапаскаля, тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением свыше 1,6 мегапаскаля или горячую воду с температурой выше 150 °C, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты. Данная норма существенно упрощает жизнь для сетевых компаний. Схожие по регулированию законы имеются в Московской области, где пошли еще дальше, допустив, к примеру, строительство контрольно-пропускных пунктов, зданий административно-бытового назначения общей площадью не более 300 кв. м <5>, а также в ряде других регионов <6>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (май 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. III класс гидротехнических сооружений не позволяет отнести такой объект к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства и, как следствие, в случае закупки строительно-монтажных работ на таком объекте неправомерно требовать от участников закупки опыта выполнения соответствующих работ на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)2. III класс гидротехнических сооружений не позволяет отнести такой объект к особо опасным и технически сложным объектам капитального строительства и, как следствие, в случае закупки строительно-монтажных работ на таком объекте неправомерно требовать от участников закупки опыта выполнения соответствующих работ на особо опасных и технически сложных объектах капитального строительства.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке работ по капитальному ремонту заказчикам, работающим по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы проводите закупку работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, помимо требований к участникам закупки установите также требования к привлекаемым ими субподрядчикам (п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы проводите закупку работ по капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, помимо требований к участникам закупки установите также требования к привлекаемым ими субподрядчикам (п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ ввел в Закон 223-ФЗ понятия требований к привлекаемым участниками закупки субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара. При этом такая возможность прямо оговорена в Законе 223-ФЗ лишь в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки продукции, связанной с использованием атомной энергии.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Федеральный закон от 31.12.2017 N 505-ФЗ ввел в Закон 223-ФЗ понятия требований к привлекаемым участниками закупки субподрядчикам, соисполнителям и (или) изготовителям товара. При этом такая возможность прямо оговорена в Законе 223-ФЗ лишь в случае закупки работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства и закупки продукции, связанной с использованием атомной энергии.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (декабрь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. В случае если в соответствии с Проектной документацией в рамках исполнения государственного контракта необходимо провести работы на особо опасном и технически сложном объекте, заказчик обязан установить к участникам закупки на право заключения такого контракта требование о наличии опыта у участников на аналогичном объекте.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. В случае если в соответствии с Проектной документацией в рамках исполнения государственного контракта необходимо провести работы на особо опасном и технически сложном объекте, заказчик обязан установить к участникам закупки на право заключения такого контракта требование о наличии опыта у участников на аналогичном объекте.
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке строительных работ по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: строительные работы на отдельных объектах не учитываются при расчете годового объема закупок, которые осуществляются у СМСП. К таким объектам относятся, в частности, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, опасные производственные объекты, критически важные объекты топливно-энергетического комплекса, а также при определенных условиях отдельные автомобильные дороги, дорожные сооружения (п. п. 2(5), 2(6) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, пп. "ю" - "я1" п. 7 Положения, утвержденного указанным Постановлением).
(КонсультантПлюс, 2025)Обратите внимание: строительные работы на отдельных объектах не учитываются при расчете годового объема закупок, которые осуществляются у СМСП. К таким объектам относятся, в частности, особо опасные, технически сложные и уникальные объекты капитального строительства, опасные производственные объекты, критически важные объекты топливно-энергетического комплекса, а также при определенных условиях отдельные автомобильные дороги, дорожные сооружения (п. п. 2(5), 2(6) Постановления Правительства РФ от 11.12.2014 N 1352, пп. "ю" - "я1" п. 7 Положения, утвержденного указанным Постановлением).
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если проводите закупку работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капстроительства или закупку, связанную с использованием атомной энергии, можете предъявлять требования не только к участникам, но и к их субподрядчикам и (или) изготовителям товара (п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Если проводите закупку работ по проектированию, строительству, модернизации и ремонту особо опасных, технически сложных объектов капстроительства или закупку, связанную с использованием атомной энергии, можете предъявлять требования не только к участникам, но и к их субподрядчикам и (или) изготовителям товара (п. 10 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ).
Готовое решение: Какие критерии оценки заявок установлены для участников открытых электронных конкурсов по Закону N 44-ФЗ, как их выбрать и описать
(КонсультантПлюс, 2025)особо опасный, технически сложный и уникальный объект капстроительства;
(КонсультантПлюс, 2025)особо опасный, технически сложный и уникальный объект капстроительства;