Особенности правового положения бюджетных учреждений



Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности правового положения бюджетных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: О правовом обеспечении бюджетного федерализма (на примере финансов муниципальных образований): некоторые вопросы теории и практики
(Ручкина Г.Ф., Ашмарина Е.М.)
("Финансовое право", 2024, N 5)
В настоящее время в связи с тенденцией к укрупнению юридических научных специальностей (новая Номенклатура), что само по себе можно признать позитивным явлением, муниципальное право не предусмотрено в качестве самостоятельного научного направления. Вместе с тем отношения в области муниципального самоуправления расположены в плоскости таких научных юридических специальностей, как "Публично-правовые (государственно-правовые) науки" (разд. 5.1.2 Номенклатуры), а также (фрагментарно) "Частноправовые (цивилистические) науки" (разд. 5.1.3 Номенклатуры). Так, к области публично-правового (государственно-правового) регулирования относятся, например, вопросы, непосредственно и традиционно связанные с конституционным правом (отделение местного самоуправления от государственной власти); с административным правом (особенности управления в муниципальной сфере/структура администрирования внутри МСУ, а также муниципальная служба; особенности муниципального публичного контроля); с финансовым правом (муниципальная казна и муниципальные финансы; особенности муниципального кредита: кредитования и долга; муниципальный бюджет и особенности бюджетного процесса; бюджетный федерализм: особенности перераспределения федеральных и региональных доходов в процессе бюджетной деятельности; особенности муниципальной налоговой деятельности, а также муниципальные налоги и сборы); с экологическим правом (экологическое регулирование в сфере МСУ). В свою очередь, с частноправовым (цивилистическим) регулированием связаны такие вопросы, как, например, особенности правового статуса и деятельности муниципальных бюджетных учреждений, а также особенности жилищных отношений в сфере МСУ (гражданское право). К сфере информационного права относится правовое обеспечение цифровых технологий в сфере муниципальной деятельности; международного права - зарубежный опыт регулирования муниципальных отношений (допустим, на примере земель Германии). Такая многовариантная комплексность правового обеспечения указывает на целесообразность наличия обособленного института муниципальной деятельности в системе российского права. Кроме того, необходимо помнить об имманентной роли базисных экономических отношений и необходимости их адекватного правового обеспечения. В этой связи, как представляется, в комплексном научном исследовании целостных муниципальных отношений велика роль раздела "Экономика" (5.2) действующей Номенклатуры (подраздел "Региональная экономика"), где, помимо бюджетного федерализма, поднимаются такие проблемы, как обеспечение единства экономического пространства, межмуниципальное сотрудничество; особые экономико-правовые режимы регионального и местного развития, требующие своего юридического оформления.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)
Дело в том, что далеко не все договоры доступны (т.е. считаются регулятором правомерными) для всех участников оборота, так как в каждом конкретном случае необходимо уточнять особенности правового положения лиц, учитывая, что такие особенности могут содержаться в иных правовых актах, помимо ГК РФ. Отдельные права и обязанности, предусмотренные ГК РФ для договорных правоотношений, могут не возникать у лиц, которые имеют особенности правового положения. Например, если бюджетное учреждение желает сдать нежилое помещение в аренду, то правила ГК РФ об аренде уступают специальным положениям ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" <1>).
показать больше документов

Нормативные акты

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"
2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Типом государственного учреждения является государственный внебюджетный фонд, особенности правового положения которого определяются отдельным федеральным законом о государственном внебюджетном фонде.
показать больше документов