Особенности правового положения бюджетных учреждений
Подборка наиболее важных документов по запросу Особенности правового положения бюджетных учреждений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О правовом обеспечении бюджетного федерализма (на примере финансов муниципальных образований): некоторые вопросы теории и практики
(Ручкина Г.Ф., Ашмарина Е.М.)
("Финансовое право", 2024, N 5)В настоящее время в связи с тенденцией к укрупнению юридических научных специальностей (новая Номенклатура), что само по себе можно признать позитивным явлением, муниципальное право не предусмотрено в качестве самостоятельного научного направления. Вместе с тем отношения в области муниципального самоуправления расположены в плоскости таких научных юридических специальностей, как "Публично-правовые (государственно-правовые) науки" (разд. 5.1.2 Номенклатуры), а также (фрагментарно) "Частноправовые (цивилистические) науки" (разд. 5.1.3 Номенклатуры). Так, к области публично-правового (государственно-правового) регулирования относятся, например, вопросы, непосредственно и традиционно связанные с конституционным правом (отделение местного самоуправления от государственной власти); с административным правом (особенности управления в муниципальной сфере/структура администрирования внутри МСУ, а также муниципальная служба; особенности муниципального публичного контроля); с финансовым правом (муниципальная казна и муниципальные финансы; особенности муниципального кредита: кредитования и долга; муниципальный бюджет и особенности бюджетного процесса; бюджетный федерализм: особенности перераспределения федеральных и региональных доходов в процессе бюджетной деятельности; особенности муниципальной налоговой деятельности, а также муниципальные налоги и сборы); с экологическим правом (экологическое регулирование в сфере МСУ). В свою очередь, с частноправовым (цивилистическим) регулированием связаны такие вопросы, как, например, особенности правового статуса и деятельности муниципальных бюджетных учреждений, а также особенности жилищных отношений в сфере МСУ (гражданское право). К сфере информационного права относится правовое обеспечение цифровых технологий в сфере муниципальной деятельности; международного права - зарубежный опыт регулирования муниципальных отношений (допустим, на примере земель Германии). Такая многовариантная комплексность правового обеспечения указывает на целесообразность наличия обособленного института муниципальной деятельности в системе российского права. Кроме того, необходимо помнить об имманентной роли базисных экономических отношений и необходимости их адекватного правового обеспечения. В этой связи, как представляется, в комплексном научном исследовании целостных муниципальных отношений велика роль раздела "Экономика" (5.2) действующей Номенклатуры (подраздел "Региональная экономика"), где, помимо бюджетного федерализма, поднимаются такие проблемы, как обеспечение единства экономического пространства, межмуниципальное сотрудничество; особые экономико-правовые режимы регионального и местного развития, требующие своего юридического оформления.
(Ручкина Г.Ф., Ашмарина Е.М.)
("Финансовое право", 2024, N 5)В настоящее время в связи с тенденцией к укрупнению юридических научных специальностей (новая Номенклатура), что само по себе можно признать позитивным явлением, муниципальное право не предусмотрено в качестве самостоятельного научного направления. Вместе с тем отношения в области муниципального самоуправления расположены в плоскости таких научных юридических специальностей, как "Публично-правовые (государственно-правовые) науки" (разд. 5.1.2 Номенклатуры), а также (фрагментарно) "Частноправовые (цивилистические) науки" (разд. 5.1.3 Номенклатуры). Так, к области публично-правового (государственно-правового) регулирования относятся, например, вопросы, непосредственно и традиционно связанные с конституционным правом (отделение местного самоуправления от государственной власти); с административным правом (особенности управления в муниципальной сфере/структура администрирования внутри МСУ, а также муниципальная служба; особенности муниципального публичного контроля); с финансовым правом (муниципальная казна и муниципальные финансы; особенности муниципального кредита: кредитования и долга; муниципальный бюджет и особенности бюджетного процесса; бюджетный федерализм: особенности перераспределения федеральных и региональных доходов в процессе бюджетной деятельности; особенности муниципальной налоговой деятельности, а также муниципальные налоги и сборы); с экологическим правом (экологическое регулирование в сфере МСУ). В свою очередь, с частноправовым (цивилистическим) регулированием связаны такие вопросы, как, например, особенности правового статуса и деятельности муниципальных бюджетных учреждений, а также особенности жилищных отношений в сфере МСУ (гражданское право). К сфере информационного права относится правовое обеспечение цифровых технологий в сфере муниципальной деятельности; международного права - зарубежный опыт регулирования муниципальных отношений (допустим, на примере земель Германии). Такая многовариантная комплексность правового обеспечения указывает на целесообразность наличия обособленного института муниципальной деятельности в системе российского права. Кроме того, необходимо помнить об имманентной роли базисных экономических отношений и необходимости их адекватного правового обеспечения. В этой связи, как представляется, в комплексном научном исследовании целостных муниципальных отношений велика роль раздела "Экономика" (5.2) действующей Номенклатуры (подраздел "Региональная экономика"), где, помимо бюджетного федерализма, поднимаются такие проблемы, как обеспечение единства экономического пространства, межмуниципальное сотрудничество; особые экономико-правовые режимы регионального и местного развития, требующие своего юридического оформления.
"Влияние экономических характеристик (показателей) на правовое положение юридических лиц: монография"
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Дело в том, что далеко не все договоры доступны (т.е. считаются регулятором правомерными) для всех участников оборота, так как в каждом конкретном случае необходимо уточнять особенности правового положения лиц, учитывая, что такие особенности могут содержаться в иных правовых актах, помимо ГК РФ. Отдельные права и обязанности, предусмотренные ГК РФ для договорных правоотношений, могут не возникать у лиц, которые имеют особенности правового положения. Например, если бюджетное учреждение желает сдать нежилое помещение в аренду, то правила ГК РФ об аренде уступают специальным положениям ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" <1>).
(Ефимов А.В.)
("Проспект", 2024)Дело в том, что далеко не все договоры доступны (т.е. считаются регулятором правомерными) для всех участников оборота, так как в каждом конкретном случае необходимо уточнять особенности правового положения лиц, учитывая, что такие особенности могут содержаться в иных правовых актах, помимо ГК РФ. Отдельные права и обязанности, предусмотренные ГК РФ для договорных правоотношений, могут не возникать у лиц, которые имеют особенности правового положения. Например, если бюджетное учреждение желает сдать нежилое помещение в аренду, то правила ГК РФ об аренде уступают специальным положениям ст. 17.1 Закона о защите конкуренции (см. п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17 ноября 2011 года N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" <1>).
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации""Статья 161. Особенности правового положения бюджетных учреждений
(ред. от 04.08.2023)
"О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации""Статья 161. Особенности правового положения бюджетных учреждений
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Типом государственного учреждения является государственный внебюджетный фонд, особенности правового положения которого определяются отдельным федеральным законом о государственном внебюджетном фонде.
(ред. от 31.07.2025)
"О некоммерческих организациях"2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные. Типом государственного учреждения является государственный внебюджетный фонд, особенности правового положения которого определяются отдельным федеральным законом о государственном внебюджетном фонде.
Статья: Особенности публично-правового статуса казенных учреждений (В.В. Черников... учителя всегда рядом)
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Иной особенной гранью правового статуса и прежде всего бюджетно-правового положения казенного учреждения является то, что оно находится в ведении органа государственной власти, который осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
(Титов А.С.)
("Административное право и процесс", 2021, N 7)Иной особенной гранью правового статуса и прежде всего бюджетно-правового положения казенного учреждения является то, что оно находится в ведении органа государственной власти, который осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Статья: Вклад в уставный капитал и имущество хозяйственного общества, учредителем которого является государственное учреждение: теория и практика
(Григорьев Т.Ю., Коломиец А.И.)
("Право и экономика", 2023, N 1)Авторы выделяют проблему толкования норм гражданского законодательства с учетом особенностей гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, приводя примеры толкования из актуальной правоприменительной практики российских судов.
(Григорьев Т.Ю., Коломиец А.И.)
("Право и экономика", 2023, N 1)Авторы выделяют проблему толкования норм гражданского законодательства с учетом особенностей гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, приводя примеры толкования из актуальной правоприменительной практики российских судов.
Готовое решение: Может ли заказчик прекратить зачетом (взаимозачетом) обязательства, возникшие на основании Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что особенности правового положения казенных учреждений, установленные ст. 161 БК РФ, распространяются в том числе на государственные (муниципальные) органы (ч. 11 ст. 161 БК РФ). Поэтому приведенная позиция относится и к ним.
(КонсультантПлюс, 2025)Учтите, что особенности правового положения казенных учреждений, установленные ст. 161 БК РФ, распространяются в том числе на государственные (муниципальные) органы (ч. 11 ст. 161 БК РФ). Поэтому приведенная позиция относится и к ним.
Ситуация: Какие существуют виды вузов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет (СПГУ) являются ведущими классическими университетами РФ. Особенности их правового статуса определены специальным законом (ч. 1 ст. 24 Закона N 273-ФЗ; ст. 2 Закона от 10.11.2009 N 259-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Московский государственный университет (МГУ) имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет (СПГУ) являются ведущими классическими университетами РФ. Особенности их правового статуса определены специальным законом (ч. 1 ст. 24 Закона N 273-ФЗ; ст. 2 Закона от 10.11.2009 N 259-ФЗ).
Готовое решение: Как налоговому агенту вернуть или зачесть переплату по НДФЛ (до 31.12.2022 включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Обратиться за возвратом переплаты в инспекцию можно в следующих случаях:
(КонсультантПлюс, 2022)Обратиться за возвратом переплаты в инспекцию можно в следующих случаях:
Готовое решение: Как организовать охрану труда в образовательном учреждении
(КонсультантПлюс, 2025)Также для вас могут быть, в частности, разработаны специальные типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты. Например, есть нормы для высших учебных заведений (ч. 3 ст. 214, ч. 1 ст. 216, ч. 1, 3 ст. 221 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)Также для вас могут быть, в частности, разработаны специальные типовые нормы выдачи средств индивидуальной защиты. Например, есть нормы для высших учебных заведений (ч. 3 ст. 214, ч. 1 ст. 216, ч. 1, 3 ст. 221 ТК РФ).
Готовое решение: Что нужно знать об особенностях правового статуса руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)Что нужно знать об особенностях правового статуса руководителя организации
(КонсультантПлюс, 2025)Что нужно знать об особенностях правового статуса руководителя организации
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)1. Особенности правового положения автономного учреждения
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)1. Особенности правового положения автономного учреждения
Готовое решение: Какие особенности учесть при закупке товаров в лизинг по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы относитесь к государственным или муниципальным учреждениям, учитывайте, что в случае неперечисления вами лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа списание средств в бесспорном порядке не осуществляется. В этом случае обращение взыскания на средства учреждения осуществляется на основании исполнительного документа в порядке, установленном федеральными законами, определяющими особенности правового положения учреждений (п. 4 ст. 9.1, п. 1 ст. 13 Закона о лизинге).
(КонсультантПлюс, 2025)Если вы относитесь к государственным или муниципальным учреждениям, учитывайте, что в случае неперечисления вами лизинговых платежей более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга срока платежа списание средств в бесспорном порядке не осуществляется. В этом случае обращение взыскания на средства учреждения осуществляется на основании исполнительного документа в порядке, установленном федеральными законами, определяющими особенности правового положения учреждений (п. 4 ст. 9.1, п. 1 ст. 13 Закона о лизинге).