Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 45 "Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком" ЗК РФ"Суды обоснованно отметили, что на момент принятия постановления мэра города Томска от 23.07.2001 N 2217-3 действовала статья 9 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, согласно которой право владения и право пользования всем земельным участком или его частью прекращается Советом народных депутатов в случае добровольного отказа от земельного участка. Указанная норма предоставляла землепользователю возможность отказаться от принадлежащего ему права на землю, что и имело место в настоящем случае. Такая возможность предусмотрена и в действующем земельном законодательстве (статья 45 ЗК РФ), она представляется логичной и обоснованной, поскольку иное означало бы невозможность для правообладателя отказаться от принадлежащего ему права, что не согласуется с принципом осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Историко-правовой анализ становления и развития этапов платы за землеустройство (с 1917 года по настоящее время)
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Принятый в 1970 году Земельный кодекс РСФСР <28> содержал раздел IX, включавший всего пять статей (со 121 по 124), в котором было закреплено положение о том, что землеустройство осуществляется государственными землеустроительными органами. Такое расположение норм не удивительно, поскольку, как отмечала Т.Ф. Ящук в своей монографии, концептуально и по содержанию наиболее принципиальных норм Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и Земельного кодекса РСФСР 1970 года характеризовались высоким сходством [32, с. 362].
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Принятый в 1970 году Земельный кодекс РСФСР <28> содержал раздел IX, включавший всего пять статей (со 121 по 124), в котором было закреплено положение о том, что землеустройство осуществляется государственными землеустроительными органами. Такое расположение норм не удивительно, поскольку, как отмечала Т.Ф. Ящук в своей монографии, концептуально и по содержанию наиболее принципиальных норм Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и Земельного кодекса РСФСР 1970 года характеризовались высоким сходством [32, с. 362].
Статья: Право землепользователя на изменение вида разрешенного использования земельного участка
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Правовой каркас норм о целевом использовании земель составляют Земельный и Градостроительный кодексы РФ. Исторически первой легальной единицей стала категория земель, которая была введена в 1968 г. Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. В начале 90-х годов ввиду того, что данный механизм не мог полностью обеспечить выполнение тех функций, которые на него были возложены в первую очередь в отношении земель населенных пунктов, в законодательстве появилась дефиниция "разрешенное использование" ("вид разрешенного использования" - ВРИ), которая имела своей целью регламентацию целевого использования земель внутри одной категории (изначально территории населенных пунктов). Обращаем внимание, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти (ст. 7 ЗК РФ). Данным Классификатором, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, определено более 100 различных ВРИ <2>. Земельный и Градостроительный кодексы также делят разрешенное использование на три вида - основной, вспомогательный и условно разрешенный, не разъясняя данные понятия. Таким образом, термин "вид разрешенного использования" применяется к двум разным классификационным рядам - в части разграничения на основной, вспомогательный и условно разрешенный виды и собственно на цели использования, например индивидуальная жилая застройка, садоводство, дома социального обслуживания, определенные Классификатором, которые также могут быть основные, условно разрешенные или вспомогательные.
(Андреева Е.М.)
("Хозяйство и право", 2025, N 7)Правовой каркас норм о целевом использовании земель составляют Земельный и Градостроительный кодексы РФ. Исторически первой легальной единицей стала категория земель, которая была введена в 1968 г. Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик. В начале 90-х годов ввиду того, что данный механизм не мог полностью обеспечить выполнение тех функций, которые на него были возложены в первую очередь в отношении земель населенных пунктов, в законодательстве появилась дефиниция "разрешенное использование" ("вид разрешенного использования" - ВРИ), которая имела своей целью регламентацию целевого использования земель внутри одной категории (изначально территории населенных пунктов). Обращаем внимание, что виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с Классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти (ст. 7 ЗК РФ). Данным Классификатором, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 г. N П/0412, определено более 100 различных ВРИ <2>. Земельный и Градостроительный кодексы также делят разрешенное использование на три вида - основной, вспомогательный и условно разрешенный, не разъясняя данные понятия. Таким образом, термин "вид разрешенного использования" применяется к двум разным классификационным рядам - в части разграничения на основной, вспомогательный и условно разрешенный виды и собственно на цели использования, например индивидуальная жилая застройка, садоводство, дома социального обслуживания, определенные Классификатором, которые также могут быть основные, условно разрешенные или вспомогательные.
Нормативные акты
Статья: Изъятие как механизм вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в экономический и хозяйственный обороты
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Позднее Земельным кодексом от 1926 года был введен порядок изъятия земель при землеустройстве и для различных государственных и общественных надобностей (см. [4]), а внесенными правками от 1929 года были установлены основания изъятия земли, в частности: "имеющиеся у земельного общества излишние земли, им или его членами не используемые для сельскохозяйственной обработки, или используемые для этой цели хищнически, могут изыматься от общества в состав государственных земельных имуществ для организации или для укрупнения совхозов или колхозов, а также для переселения и других потребностей" [5]. Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными в 1968 году, в обоснование изъятия земель добавилась формулировка "систематические нарушения правил пользования землей" и "неправильно используемые земельные участки" [3]. Начиная с 1970-х годов по распоряжениям Совета министров РСФСР активно начинается изъятие земель с указанием причины, а именно "неэффективно используемых земельных участков из земель экономически слабых совхозов и колхозов" с целью их передачи предприятиям и организациям для сельскохозяйственного использования и расширения подсобных хозяйств (см. [6]). Либо изъятые земли передавались от одного сельскохозяйственного предприятия вновь организованному для сельскохозяйственного использования предприятию (см. [7]). Анализ советского земельного законодательства показывает, что применение механизма изъятия земель обосновывалось нерациональным и неэффективным использованием земель в сельскохозяйственном производстве, в связи с чем был определен порядок передачи (посредством изъятия) таких земель в пользование другим более успешным сельскохозяйственным предприятиям, чтобы вовлечь эти земли в хозяйственный оборот.
(Синица Ю.С.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 3)Позднее Земельным кодексом от 1926 года был введен порядок изъятия земель при землеустройстве и для различных государственных и общественных надобностей (см. [4]), а внесенными правками от 1929 года были установлены основания изъятия земли, в частности: "имеющиеся у земельного общества излишние земли, им или его членами не используемые для сельскохозяйственной обработки, или используемые для этой цели хищнически, могут изыматься от общества в состав государственных земельных имуществ для организации или для укрупнения совхозов или колхозов, а также для переселения и других потребностей" [5]. Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик, утвержденными в 1968 году, в обоснование изъятия земель добавилась формулировка "систематические нарушения правил пользования землей" и "неправильно используемые земельные участки" [3]. Начиная с 1970-х годов по распоряжениям Совета министров РСФСР активно начинается изъятие земель с указанием причины, а именно "неэффективно используемых земельных участков из земель экономически слабых совхозов и колхозов" с целью их передачи предприятиям и организациям для сельскохозяйственного использования и расширения подсобных хозяйств (см. [6]). Либо изъятые земли передавались от одного сельскохозяйственного предприятия вновь организованному для сельскохозяйственного использования предприятию (см. [7]). Анализ советского земельного законодательства показывает, что применение механизма изъятия земель обосновывалось нерациональным и неэффективным использованием земель в сельскохозяйственном производстве, в связи с чем был определен порядок передачи (посредством изъятия) таких земель в пользование другим более успешным сельскохозяйственным предприятиям, чтобы вовлечь эти земли в хозяйственный оборот.
Статья: Лес и растительный мир: правовые проблемы разграничения
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Такая категория земель, как "земли государственного лесного фонда", впервые появилась в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года <4>. После принятия данного нормативного акта в юридической литературе началось обсуждение вопроса о правовом регулировании отношений, связанных с использованием лесов, расположенных на иных, помимо земель государственного лесного фонда, категориях земель [8, с. 47 - 52].
(Минина Е.Л., Шуплецова Ю.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)Такая категория земель, как "земли государственного лесного фонда", впервые появилась в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года <4>. После принятия данного нормативного акта в юридической литературе началось обсуждение вопроса о правовом регулировании отношений, связанных с использованием лесов, расположенных на иных, помимо земель государственного лесного фонда, категориях земель [8, с. 47 - 52].
Статья: История формирования правового режима земель лесного фонда как отдельной категории
(Ковыршина Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 1)<14> См.: Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" // ВВС СССР. 1968. N 51. Ст. 485.
(Ковыршина Е.И.)
("Экологическое право", 2021, N 1)<14> См.: Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" // ВВС СССР. 1968. N 51. Ст. 485.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В советский период положения о землях и земельных участках общего пользования содержались в ст. 53 ЗК РСФСР 1922 г., ст. 30 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. Виды земельных участков общего пользования определялись в ст. 91 ЗК РСФСР 1970 г. и включали 1) участки, используемые в качестве путей сообщений (улицы, проезды, дороги), и 2) участки для удовлетворения культурно-бытовых потребностей, в том числе в составе захоронений, а также парки и бульвары. Дополнительные виды участков общего пользования предусматривались в ст. 76 ЗК РСФСР 1991 г. <1>, и к ним относились полигоны промышленных и бытовых отходов, мусороперерабатывающих предприятий и иные участки, служащие для удовлетворения нужд населенных пунктов. Согласно ст. 80 ЗК РСФСР 1991 г. участки общего пользования выделялись в составе дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, при этом указывалось, что режим общего пользования распространяется на участки, занятые не только дорогами и проездами, но и охранными зонами и объектами общего пользования. На данных участках разрешалось возведение временных и капитальных строений и сооружений, соответствующих режиму общего пользования (ст. 76 ЗК РСФСР 1991 г.).
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)В советский период положения о землях и земельных участках общего пользования содержались в ст. 53 ЗК РСФСР 1922 г., ст. 30 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. Виды земельных участков общего пользования определялись в ст. 91 ЗК РСФСР 1970 г. и включали 1) участки, используемые в качестве путей сообщений (улицы, проезды, дороги), и 2) участки для удовлетворения культурно-бытовых потребностей, в том числе в составе захоронений, а также парки и бульвары. Дополнительные виды участков общего пользования предусматривались в ст. 76 ЗК РСФСР 1991 г. <1>, и к ним относились полигоны промышленных и бытовых отходов, мусороперерабатывающих предприятий и иные участки, служащие для удовлетворения нужд населенных пунктов. Согласно ст. 80 ЗК РСФСР 1991 г. участки общего пользования выделялись в составе дачно-строительных и гаражно-строительных кооперативов, при этом указывалось, что режим общего пользования распространяется на участки, занятые не только дорогами и проездами, но и охранными зонами и объектами общего пользования. На данных участках разрешалось возведение временных и капитальных строений и сооружений, соответствующих режиму общего пользования (ст. 76 ЗК РСФСР 1991 г.).
Статья: Основные начала земельного права
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2022, N 1)Так, в преамбуле Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. <2> было предусмотрено, что Основы регулируют земельные отношения (задачи <3>) и направлены (цели <4>) на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.
(Волков Г.А.)
("Экологическое право", 2022, N 1)Так, в преамбуле Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. <2> было предусмотрено, что Основы регулируют земельные отношения (задачи <3>) и направлены (цели <4>) на создание условий для рационального использования и охраны земель, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды, для равноправного развития всех форм хозяйствования.
Статья: Понятие недвижимости в новом Гражданском кодексе России
(Козырь О.М.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)Чтобы понять логику ст. 130 ГК в ее первоначальной редакции, уместно вспомнить предысторию ее появления. С 1922 г. было упразднено "деление имуществ на движимые и недвижимые вещи" (примечание к ст. 21 ГК РСФСР 1922 г.), так как земля была исключена из гражданского оборота и подобное деление имуществ потеряло смысл. Советское законодательство предусматривало определенные права на находящиеся в государственной собственности земельные участки, которыми наделялись граждане и организации. Так, согласно Основам земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельному кодексу РСФСР 1970 г. "земля предоставляется в бессрочное или временное пользование" (ст. 9 Основ, ст. 11 ЗК РСФСР), предоставление земельных участков осуществлялось исполкомами Советов народных депутатов различных уровней. Фактически до начала 1990-х гг. такие права на земельные участки и были в определенной мере вовлечены в оборот. Так, ЗК РСФСР в ст. 87 прямо предусматривал, что права на земельные участки, предоставлявшиеся в пользование для размещения строений на землях городов (или на части таких участков) при переходе права собственности на соответствующие строения "следовали" за строениями, переходили к новому собственнику строения, а в случае перехода права собственности на строение к нескольким собственникам - переходили в общее пользование собственников строения.
(Козырь О.М.)
("Вестник гражданского права", 2024, N 6)Чтобы понять логику ст. 130 ГК в ее первоначальной редакции, уместно вспомнить предысторию ее появления. С 1922 г. было упразднено "деление имуществ на движимые и недвижимые вещи" (примечание к ст. 21 ГК РСФСР 1922 г.), так как земля была исключена из гражданского оборота и подобное деление имуществ потеряло смысл. Советское законодательство предусматривало определенные права на находящиеся в государственной собственности земельные участки, которыми наделялись граждане и организации. Так, согласно Основам земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 г. и Земельному кодексу РСФСР 1970 г. "земля предоставляется в бессрочное или временное пользование" (ст. 9 Основ, ст. 11 ЗК РСФСР), предоставление земельных участков осуществлялось исполкомами Советов народных депутатов различных уровней. Фактически до начала 1990-х гг. такие права на земельные участки и были в определенной мере вовлечены в оборот. Так, ЗК РСФСР в ст. 87 прямо предусматривал, что права на земельные участки, предоставлявшиеся в пользование для размещения строений на землях городов (или на части таких участков) при переходе права собственности на соответствующие строения "следовали" за строениями, переходили к новому собственнику строения, а в случае перехода права собственности на строение к нескольким собственникам - переходили в общее пользование собственников строения.
Статья: К вопросу о соотношении эколого-правовой и земельно-правовой ответственности природопользователей
(Кудяков А.К.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В качестве примера специфической санкции можно привести ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации <26>, которая предусматривает основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения за невыполнение обязательных требований по обращению с земельным участком. Возможность изъятия земельных участков была зафиксирована в ст. 50 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик <27>, согласно которой у землепользователей, допускающих систематические нарушения правил пользования землей, могут быть изъяты неправильно используемые ими земельные участки. В целом можно говорить об исторических основаниях выделения земельно-правовой ответственности в качестве института земельного права.
(Кудяков А.К.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В качестве примера специфической санкции можно привести ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации <26>, которая предусматривает основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования и права пожизненного наследуемого владения за невыполнение обязательных требований по обращению с земельным участком. Возможность изъятия земельных участков была зафиксирована в ст. 50 Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик <27>, согласно которой у землепользователей, допускающих систематические нарушения правил пользования землей, могут быть изъяты неправильно используемые ими земельные участки. В целом можно говорить об исторических основаниях выделения земельно-правовой ответственности в качестве института земельного права.
Статья: Трансформация системы кадастрового учета недвижимости: формально-правовой аспект
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)<6> См.: Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" // Ведомости ВС СССР. 1968. N 51. Ст. 485.
(Липски С.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)<6> См.: Закон СССР от 13 декабря 1968 г. N 3401-VII "Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик" // Ведомости ВС СССР. 1968. N 51. Ст. 485.