Основы конституции Российской федерации
Подборка наиболее важных документов по запросу Основы конституции Российской федерации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Солидарное взыскание по исполнительному производству (в т.ч. по исполнительному листу) в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)Довод... заявителя о том, что удержание в солидарном порядке, при том что причиненный непосредственно ею ущерб выплачен, не справедливо и противоречит основам Конституции Российской Федерации, отклоняется как несостоятельный, поскольку по смыслу статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга... приговором установлена солидарная ответственность... в связи с чем оснований для изменения порядка исполнения приговора в части гражданского иска с изменением солидарной обязанности возмещения ущерба не имеется..."
(КонсультантПлюс, 2025)Довод... заявителя о том, что удержание в солидарном порядке, при том что причиненный непосредственно ею ущерб выплачен, не справедливо и противоречит основам Конституции Российской Федерации, отклоняется как несостоятельный, поскольку по смыслу статьи 323 Гражданского кодекса Российской Федерации при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга... приговором установлена солидарная ответственность... в связи с чем оснований для изменения порядка исполнения приговора в части гражданского иска с изменением солидарной обязанности возмещения ущерба не имеется..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Нарушения требований пожарной безопасности, административная ответственность за нарушения
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
(КонсультантПлюс, 2025)...Согласно ст. 2 Федерального закона "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Конституционное право России: Учебное пособие"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Безруков А.В.)
("Юстицинформ", 2015)ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Безруков А.В.)
("Юстицинформ", 2015)ТЕМА 3. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Актуальные вопросы совершенствования законодательства о реабилитации при незаконном привлечении к административной ответственности
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)В научных трудах Л.Л. Попова [14, с. 76] проблема разработки административно-процессуального кодекса РФ получила подробное освещение. Обосновывая необходимость принятия такого закона, он пишет о том, что каждая ветвь власти обладает собственным процессуальным обеспечением на уровне закона: "Законодательная власть на основе Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде РФ с его процессуальной частью... Судебная власть имеет теперь три Процессуальных кодекса. А вот исполнительная власть, государственное управление (самая большая часть государственного аппарата) такого законодательного процессуального обеспечения не имеют (исключение - процессуальная часть Кодекса РФ об административных правонарушениях)".
(Палатин А.В.)
("Административное и муниципальное право", 2024, N 5)В научных трудах Л.Л. Попова [14, с. 76] проблема разработки административно-процессуального кодекса РФ получила подробное освещение. Обосновывая необходимость принятия такого закона, он пишет о том, что каждая ветвь власти обладает собственным процессуальным обеспечением на уровне закона: "Законодательная власть на основе Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде РФ с его процессуальной частью... Судебная власть имеет теперь три Процессуальных кодекса. А вот исполнительная власть, государственное управление (самая большая часть государственного аппарата) такого законодательного процессуального обеспечения не имеют (исключение - процессуальная часть Кодекса РФ об административных правонарушениях)".
Статья: Искусственный интеллект, финансовые услуги, потребитель: правовые средства противодействия манипулированию
(Вишневский А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Во-вторых, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг выносит решения на основе Конституции, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, принципов российского права, в том числе добросовестности, разумности и справедливости. Для эффективного рассмотрения неимущественных споров законодательный перечень оснований решений финансового уполномоченного должен быть дополнен кодексами лучшей практики, в числе которых при необходимости окажется и Кодекс этики в сфере ИИ, равно как и другие этические кодексы в сфере банковской деятельности, которые пока что не приобрели должного значения для правоприменительной практики.
(Вишневский А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Во-вторых, уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг выносит решения на основе Конституции, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России, принципов российского права, в том числе добросовестности, разумности и справедливости. Для эффективного рассмотрения неимущественных споров законодательный перечень оснований решений финансового уполномоченного должен быть дополнен кодексами лучшей практики, в числе которых при необходимости окажется и Кодекс этики в сфере ИИ, равно как и другие этические кодексы в сфере банковской деятельности, которые пока что не приобрели должного значения для правоприменительной практики.
Статья: Косвенный доступ граждан к конституционному правосудию в России
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)Во-первых, этот институт прошел в своем развитии путь от декларативности (во времена поздних СССР и РСФСР) к институционализации на основе Конституции 1993 года и ФКЗ о КС, поддержанной конституционно-судебной практикой. Круг органов и лиц, которые могут обращаться в КС в интересах граждан, постепенно расширялся: суды, Генеральный прокурор, федеральный омбудсмен, затем региональные и специализированные омбудсмены, а также общероссийские организации. Это отражает стремление законодателя диверсифицировать механизмы защиты прав граждан. Одновременно происходил сдвиг в восприятии функциональности этих органов и лиц: от инструмента защиты публичного интереса к защите прав конкретных граждан.
(Дудко И.А., Кряжкова О.Н.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 3)Во-первых, этот институт прошел в своем развитии путь от декларативности (во времена поздних СССР и РСФСР) к институционализации на основе Конституции 1993 года и ФКЗ о КС, поддержанной конституционно-судебной практикой. Круг органов и лиц, которые могут обращаться в КС в интересах граждан, постепенно расширялся: суды, Генеральный прокурор, федеральный омбудсмен, затем региональные и специализированные омбудсмены, а также общероссийские организации. Это отражает стремление законодателя диверсифицировать механизмы защиты прав граждан. Одновременно происходил сдвиг в восприятии функциональности этих органов и лиц: от инструмента защиты публичного интереса к защите прав конкретных граждан.
Статья: Влияние Конституции Российской Федерации на системообразующие категории финансового права
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Решения Конституционного Суда РФ в сфере налогового права обладают особым значением, так как законодатель, разрабатывая правовые нормы, не может предусмотреть все возможные налоговые ситуации. Судебная практика КС РФ помогает устранить пробелы в регулировании, предотвращая правовые коллизии, возникающие между различными законодательными актами. Таким образом, толковательная практика Конституционного Суда способствует уточнению и развитию принципов налогового регулирования на основе Конституции РФ.
(Крохина Ю.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 3)Решения Конституционного Суда РФ в сфере налогового права обладают особым значением, так как законодатель, разрабатывая правовые нормы, не может предусмотреть все возможные налоговые ситуации. Судебная практика КС РФ помогает устранить пробелы в регулировании, предотвращая правовые коллизии, возникающие между различными законодательными актами. Таким образом, толковательная практика Конституционного Суда способствует уточнению и развитию принципов налогового регулирования на основе Конституции РФ.
Статья: Развитие конституционной модели организации государственной власти на уровне субъектов Российской Федерации
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В первоначальный период формирования системы государственной власти в субъектах РФ распространение получила точка зрения, что организация государственной власти на региональном уровне в целом должна повторять или соответствовать той модели, которая определяет организацию федеральных органов государственной власти. Логика использования этой позиции в первую очередь связана с тем, что непосредственно в Конституции РФ детально определены принципы построения системы федеральных органов государственной власти, процедуры их взаимодействия, а также их основные полномочия. Применительно к региональному уровню государственной власти, за исключением наиболее общих конституционных принципов организации власти в Российской Федерации, относящихся к основам конституционного строя, в Конституции не были установлены конкретные нормы, определяющие построение и функционирование органов государственной власти. До принятия федерального закона в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавливающего общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, решение вопросов, связанных с формированием, построением и функционированием системы органов государственной власти на данном уровне, осуществлялось непосредственно на основе Конституции РФ <1>. Содержание принимаемых решений систематически оценивалось в рамках конституционного контроля, осуществлявшегося Конституционным Судом.
(Постников А.Е., Помазанский А.Е.)
("Журнал российского права", 2025, N 9)В первоначальный период формирования системы государственной власти в субъектах РФ распространение получила точка зрения, что организация государственной власти на региональном уровне в целом должна повторять или соответствовать той модели, которая определяет организацию федеральных органов государственной власти. Логика использования этой позиции в первую очередь связана с тем, что непосредственно в Конституции РФ детально определены принципы построения системы федеральных органов государственной власти, процедуры их взаимодействия, а также их основные полномочия. Применительно к региональному уровню государственной власти, за исключением наиболее общих конституционных принципов организации власти в Российской Федерации, относящихся к основам конституционного строя, в Конституции не были установлены конкретные нормы, определяющие построение и функционирование органов государственной власти. До принятия федерального закона в соответствии с ч. 1 ст. 77 Конституции РФ, устанавливающего общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, решение вопросов, связанных с формированием, построением и функционированием системы органов государственной власти на данном уровне, осуществлялось непосредственно на основе Конституции РФ <1>. Содержание принимаемых решений систематически оценивалось в рамках конституционного контроля, осуществлявшегося Конституционным Судом.
Статья: Конституционно-правовая природа категории "публично-властный контроль"
(Безруков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Таким образом, публично-властный контроль можно определить как объединяющую государство, местное самоуправление и общественность на основе Конституции РФ и действующего законодательства деятельность уполномоченных субъектов (государственных и муниципальных органов, должностных лиц, институтов общественности и граждан), основанную на принципах согласованного функционирования, взаимодействия и сотрудничества, реализуемую в формах государственного, муниципального и общественного контроля, направленную на профилактику, оценку соблюдения и выявление нарушений обязательных требований, принятие мер по пресечению выявленных нарушений и их устранению.
(Безруков А.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 9)Таким образом, публично-властный контроль можно определить как объединяющую государство, местное самоуправление и общественность на основе Конституции РФ и действующего законодательства деятельность уполномоченных субъектов (государственных и муниципальных органов, должностных лиц, институтов общественности и граждан), основанную на принципах согласованного функционирования, взаимодействия и сотрудничества, реализуемую в формах государственного, муниципального и общественного контроля, направленную на профилактику, оценку соблюдения и выявление нарушений обязательных требований, принятие мер по пресечению выявленных нарушений и их устранению.
Статья: Политические партии: понятие, правовое положение, порядок создания и деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Закон о партиях закрепляет особый правовой статус политических партий на основе Конституции РФ, конкретизируя положения ст. ст. 1 (ч. 1), 3 (ч. 2), 13 (ч. 3) и 30 (ч. 1), признает ее единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий (п. 1 ст. 36 Закона о партиях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Закон о партиях закрепляет особый правовой статус политических партий на основе Конституции РФ, конкретизируя положения ст. ст. 1 (ч. 1), 3 (ч. 2), 13 (ч. 3) и 30 (ч. 1), признает ее единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти, органах публичной власти федеральных территорий (п. 1 ст. 36 Закона о партиях).
Статья: Концепция управления государством на основе конституции в дискурсе китайской правовой науки
(Сун Лэй)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5
(Сун Лэй)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5)"Конституционное и муниципальное право", 2025, N 5
Статья: Признание прав природы: латиноамериканский ответ на экологические вызовы
(Васильева Т.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 12)Прежде всего суд отметил, что в основе Конституции лежит концепция социального правового государства и традиции судебной практики, сформировавшие так называемую экологическую конституцию более чем за два десятилетия. Реализация социального правового государства предполагает признание этнокультурного разнообразия, защиту окружающей среды и природных ресурсов. У этнических сообществ, по утверждению Суда, развиваются глубокие связи с той территорией, где реализуются их культура, традиции и стиль жизни, базирующийся на уважении окружающей природной среды и биоразнообразии, поэтому охрана их территории является ключевым условием сохранения культурной идентичности. При этом природа должна пониматься не только как окружающая людей среда, но и как субъект, обладающий правами, которые должны защищаться и гарантироваться.
(Васильева Т.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 12)Прежде всего суд отметил, что в основе Конституции лежит концепция социального правового государства и традиции судебной практики, сформировавшие так называемую экологическую конституцию более чем за два десятилетия. Реализация социального правового государства предполагает признание этнокультурного разнообразия, защиту окружающей среды и природных ресурсов. У этнических сообществ, по утверждению Суда, развиваются глубокие связи с той территорией, где реализуются их культура, традиции и стиль жизни, базирующийся на уважении окружающей природной среды и биоразнообразии, поэтому охрана их территории является ключевым условием сохранения культурной идентичности. При этом природа должна пониматься не только как окружающая людей среда, но и как субъект, обладающий правами, которые должны защищаться и гарантироваться.
"Упрощенные производства в гражданском судопроизводстве"
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Установление определенного порядка реализации права на судебную защиту не влечет нарушения самого этого конституционного права, о чем неоднократно в своих определениях указывал Конституционный Суд РФ. Конституция РФ, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на обжалование в суд решений органов государственной власти, в том числе судебной, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок; указанное конституционное право не предполагает возможности для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебной защиты - они определяются федеральными законами на основе Конституции РФ <4>.
(2-е издание)
(Бортникова Н.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Установление определенного порядка реализации права на судебную защиту не влечет нарушения самого этого конституционного права, о чем неоднократно в своих определениях указывал Конституционный Суд РФ. Конституция РФ, гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на обжалование в суд решений органов государственной власти, в том числе судебной, непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок; указанное конституционное право не предполагает возможности для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру судебной защиты - они определяются федеральными законами на основе Конституции РФ <4>.